Главный тренер рижского «Динамо» Нормундс Сейейс в интервью khl.ru - о совмещении должностей, принципах комплектования команды и задачах на сезон.
Современный менеджер с советским прошлым, европейского клуба, возрожденного для участия в чемпионате России. Если магнитогорский «Металлург» - это Виктор Рашников и Геннадий Величкин, казанский «Ак Барс» - проект республиканского значения, то рижское «Динамо» - это, прежде всего, Нормундс Сейейс. Именно при его активном участии формировалась команда перед стартом первого сезона КХЛ. Много было скептиков и пессимистов, но буквально через год уже никто себе не представлял КХЛ без симпатичного латвийского клуба, который выгодно отличался от других своей открытостью и добродушием при любых обстоятельствах.
Плюс ко всему, рижане за короткий срок стали примером для подражания с точки зрения работы с болельщиками и продвижения бренда по всем направлениям. Уровень и качество работы Нормундса Сейейса были оценены по достоинству, и когда в Праге решили создать клуб для участия в КХЛ, то пригласили именно этого специалиста, и как показывает история, не прогадали. Клуб с места в карьер навел шороху в сильнейшей лиге Европы. Отважный и бесстрашный еще в бытность игроком (чего стоит только драка против знаменитой тройки Крутов – Ларионов – Макаров), он и сейчас не перестает удивлять своими смелыми и рискованными решениями. Иначе как назвать тот факт, что с относительно спокойной должности генерального менеджера, где все так понятно и знакомо, Нормундс Сейейс перешел на «расстрельный» пост главного тренера «Динамо»? Или не перешел, а совместил? С окончательного прояснения по поводу совмещения должностей и началась наша беседа с латвийским специалистом.
- Давайте проясним до конца ситуацию, которая сложилась в рижском «Динамо». Вы продолжаете совмещать посты генерального менеджера и главного тренера или нет?
- Нет, я не буду больше совмещать эти должности. Я начал подготовку к сезону в роли генерального менеджера и, пока не было ясности с главным тренером, занимался комплектованием состава, разработал график подготовки к сезону, договорился об участии в товарищеских играх, а сейчас уже все - работаю по своей программе главного тренера.
- То есть, если раньше была проблема поиска главного тренера, то сейчас возникла проблема поиска генерального менеджера?
- На данный момент не хочу касаться этого вопроса. Я главный тренер и буду заниматься командой.
- Переход с должности генерального менеджера на должность главного тренера достаточно редкое явление в хоккее. Вы были инициатором этого?
- Я не готовился стать главным тренером. Просто ситуация сложилась таким образом, что начал тренировать команду я. Как-то не сложилось у нас с Петером Мортсом, и потом, когда мы были две недели на сбора, от руководства поступило предложение, чтобы я стал главным тренером.
- Долго размышляли?
- Дня три раздумывал. С конца прошлого сезона до начала августа я занимался другой работой – отошел от тренерской деятельности и не готовился ее возобновлять. Можно сказать, что морально и психологически я не был готов к такому повороту событий. Надо было все взвесить и обдумать – перенастроиться, сменить весь свой ритм и график жизни.
Главный тренер - не хозяин своего времени. Я полностью подчинен играм, тренировкам, команде. Когда я был генеральным менеджером, то мне совершенно не обязательно было приходить к началу тренировки. Пришел, посмотрел, что все в порядке, потом пришел после тренировки, пообщался с тренерами. Теперь же мой график расписан по часам. Свою роль сыграло еще и то, что у меня трое детей. Двое из них близнецы, им по 15 лет и они также играют в хоккей. Мои дети занимались в школе рижского «Динамо», но сейчас все ребята 2001 года ушли в спецкласс, который играет в чемпионате Санкт-Петербурга. Это хороший чемпионат, но очень много разъездов. Мы долго думали и приняли решение уехать в Швейцарию. В конце июля они уехали в Женеву, подписали длительный контракт и будут там ходить в школу. Там хорошая интернациональная школа и хорошо развит детско-юношеский хоккей. У нас в Латвии он не так развит и все стараются уехать – кто в Америку, кто куда. В связи с тем, что мои дети уехали, у меня появилось больше свободного времени, я смог принять решение о смене должности.
- Вы согласны с теми, кто называет должность главного тренера «расстрельной»? За результат в первую очередь теперь спрашивать будут с вас.
- Да, я понимаю, что сейчас на мне лежит больше ответственности, и я в какой-то степени рискую. Но, тем не менее, согласился.
- Вы, наверное, отважный человек по натуре. Стояли у истоков возрождения рижского «Динамо» перед первым сезоном КХЛ, участвовали в создании пражского «Льва»…
- В жизни периодически надо принимать новые вызовы и что-то менять. Когда все идет гладко, уже разложено по полочкам, то в какой-то момент становится неинтересно. Я опасаюсь состояния, когда «все знаешь». Человек никогда все знать не может. Но привыкаешь к работе, к должности, и возникает некая самоуспокоенность. Поэтому я и принял новый вызов.
- Когда осознали, что вы уже главный тренер, а не менеджер, возникло желание что-то изменить в команде?
- Старался это делать еще по ходу прошлого сезона. Я прошел советскую школу хоккея, и мне не нравятся длинные тренировки по два с лишним часа, где много разговоров. Поговорить можно потом, на собраниях. Если ты на льду, то работа должна кипеть. Сейчас вместе с тренером по физподготовке у нас одинаковое понимание – тренировки должны длиться час или час с четвертью, но каждая минута при этом должна быть использована. Чуть-чуть водички попил и дальше поехал. Тренировки покороче, но интенсивнее. В этом нет ничего нового, это не я придумал.
- Ориентируетесь на работу кого-то из прославленных мэтров тренерского цеха? Мы знаем, что такое «хоккей Билялтединова», «хоккей Знарка». Можете сказать, что такое «хоккей Сейейса»?
- Сейейс - еще не Билялетдинов и не Знарок. Это сложившиеся тренеры с именами, а я пока начинающий, и у меня все впереди. Смотрю разные тактики и разные методы, стараюсь найти свой правильный путь.
- На Кубке Губернатора Нижегородской области первые два матча рижское «Динамо» провело в очень агрессивной манере, в третьем матче этого не наблюдалось (http://www.khl.ru/news/2016/08/09/313742.html). Боевитость присуща рижскому «Динамо» или у вашей команды все-таки другая манера игры?
- После двух игр ребята чуть подустали. В этих матчах было много эмоций, желания, но не было содержания. Мы просмотрели видео и показали ребятам, что агрессивность - это хорошо, но надо придерживаться тех тактических рисунков, которые мы готовили для команды, а не только бежать, биться и драться. Поэтому в оставшихся матчах игроки действовали уже по-другому.
- В бытность игроком, вы любили взбодрить себя в начале матча дракой с соперником. Хотите видеть что-то подобное у хоккеистов «Динамо»?
- Что было, то было. Я нормально отношусь к тому, что в хоккее есть драки. Безусловно, я это не поощряю, но в некоторых моментах бывает нужным «взбодрить» команду, чтобы войти в игру. И болельщикам это тоже нравится. Если хоккей будет как фигурное катание, то кому это будет интересно? Хоккей – мужской вид спорта, в котором никто не хочет уступать.
- Рижское «Динамо» не входит в число топ-клубов КХЛ и не может себе позволить переманивать дорогих игроков, приобретать звезд мирового масштаба. На чем делаете акцент в комплектовании команды?
- Ориентируемся по большей части на своих игроков. А потом, при комплектовании уже смотрим, что и кем можно усилить. Соответственно выбираем на рынке из тех, кого можем себе позволить. Конечно, речь идет не об игроках первой величины, но стараемся договориться с теми, кто может нам пригодиться. Жаль, не всегда это получается.
- В свое время в рижском «Динамо» играл Сандис Озолиньш, звезда мирового масштаба. Как удалось с ним договориться? Как правило, именитые игроки предпочитают ехать в СКА и другие топ-клубы, чем в свои родные или команды, где успели поиграть до отъезда за океан.
- Тогда совпало много разных факторов. Он уже полтора года как не играл и не имел на руках много предложений. Сандис приехал, подготовился и очень здорово сыграл за «Динамо». Действительно великий хоккеист. Но не надо сравнивать его с Ковальчуком или Дацюком. У каждого своя история возвращения в Россию.
- Если бы семь лет назад не возникла КХЛ, рижское «Динамо» сумело бы возродиться?
- Вряд ли. Для чего было бы тогда возрождаться? Где играть? В чемпионате Латвии? Там играет несколько команд, и честь и хвала тем людям, которые этим занимаются. Сейчас они планируют создать детские школы при этих клубах, некоторые команды строят себе свои собственные небольшие дворцы на пару тысяч человек. Потихоньку все развивается, но это нелегко. Поэтому, если бы не КХЛ, «Динамо» не возродилось бы.
- Рижское «Динамо» в первые сезоны КХЛ было крепким середняком, постоянным участником плей-офф, способным дать бой любому сопернику. Почему в последние годы результаты команды упали? «Динамо» стало слабее или другие клубы сильнее?
- Меняются игроки, меняются поколения. Посмотрите, кто у нас играл в первые годы. Многие со мной не соглашаются, но напомню - у нас тогда были хоккеисты, которые прошли старую советскую хоккейную школу. Ниживий, Лавиньш, Сорокин, Анкипанс… Они умели играть и умели бороться. Сейчас пришли молодые. Они стараются и умеют играть, но у них за плечами нет школы.
В свое время были тренеры, которые научили нас хоккейной азбуке, на ней мы росли. Новому поколению этой азбуки не хватает. Приходится сейчас этим игрокам объяснять те вещи, которые нам казались само собой разумеющимися. Есть небольшие нюансы, о которых ни в одной книжке не прочитаешь, но они очень важны. Ребята стараются, изучают. То, что не попали в плей-офф в последнем сезоне – ну что ж теперь, бывает. Посмотрите в НХЛна «Нью Йорк Рейнджерс», один из самых богатых клубов, который много лет не играл в плей-офф.
- Отличительная черта рижского «Динамо» в том, что как бы клуб ни выступал в чемпионате, команда остается открытой как для болельщиков, так и для прессы. Позитивная атмосфера всегда присутствует. Это черта европейской команды?
- Не знаю, что ответить на это. Я на самом деле не большой любитель общения с прессой. Просто у меня имеется свой негативный опыт. Некоторые журналисты любят делать сенсации и расставлять акценты по-другому, гонясь за громкими заголовками. Но наша команда никогда не закрывалась. Если я не разговаривал, то были ассистенты или руководство клуба, которые отвечали на все вопросы.
- «Барыс», минское «Динамо» и рижское «Динамо» всегда рассматривались как базовые клубы сборной своей страны. Это мешает или помогает?
- Об этом все время ведутся разговоры. Но с федерацией хоккея Латвии постоянно складываются какие-то непонятные отношения. Да, у нас играют местные игроки, и все, имеющие латвийский паспорт являются кандидатами в сборную. Мы по каким-то вопросам общаемся с федерацией, в чем-то помогаем, но совместной работы не ведется. Клуб сам по себе, сборная сама по себе.
- У вас когда-нибудь возникала мысль, что рижское «Динамо» - это хорошо, но пора уже бросить себе новый вызов и уйти в другой клуб?
- Было у меня такое предложение, после того, как я вернулся из пражского «Льва» в Ригу. Мы обо всем поговорили и практически договорились, но по своим обстоятельствам я решил не ехать и остался дома.
- Рижское «Динамо» образца 2016 года. Что это за команда? Что можно ждать от нее, и чем она должна запомниться болельщикам?
- Трудно сказать, мы еще только в начале пути. Стараемся создать из команды боеспособный коллектив. Не хотел бы сейчас делать громкие заявления. Но в любом случае, со всеми ребятами есть хорошее взаимопонимание, они осознают, что надо бороться и отрабатывать каждую минуту от начала и до конца матча. У нас нет какой-то суперзвезды, которая могла бы решить исход встречи в одиночку, мы можем выигрывать только все вместе.
- Насколько сейчас команда готова к сезону?
- Не скажу, что готова. Мы еще готовимся. Предстоит турнир дома, где сыграем с неплохими командами и окончательно все проверим. Три звена у нас, в принципе, готовы. Четвертое и пятое мы еще посмотрим.
- Новые имена ожидаются в «Динамо»?
- Мне бы хотелось найти еще одного центрального нападающего. Но где их взять? Сейчас нет большого выбора. Мы привлекаем наших молодых ребят, которые еще в прошлом году играли в нашей молодежной команде. Некоторые из них смотрятся неплохо, а кому-то еще надо подтянуться.
- Вы сами уже в предвкушении сезона?
- Мне непривычно начинать играть в августе. Всегда это был месяц для предсезонных сборов. На мой взгляд, это не хоккейный месяц. Начинать в середине сентября было бы приятнее. До этого многие еще по отпускам, греются на солнышке. Поэтому говорить о том, что я хочу как можно быстрее начать чемпионат, нельзя. Нам еще надо некоторые вещи отработать.
ДОСЬЕ
Нормундс Сейейс
Родился 12 февраля 1968 года в Риге.
Карьера игрока: «Динамо» Р – 1987-1994 гг., «Коо Коо» (Финляндия) – 1994-95 гг., «Литвинов» (Чехия) – 1995-97 гг., «Москитос Эссен» (Германия) – 1997-98 гг., «Карловы Вары» (Чехия) – 1998-99, 2000-01 гг., «Кур» (Швейцария) – 1999-2000 гг., «Дукла» (Словакия) – 2001-03 гг., «Слован» (Словакия) – 2003-04, «Рига-2000» (Латвия) – 2004-06 гг.
Достижения: серебряный призер чемпионата СССР, серебряный призер чемпионата Чехии, чемпион швейцарской лиги В, чемпион Латвии.
Карьера тренера: «Рига-2000» - 2006-08 гг. – главный тренер; «Динамо» Р – 2016 – н.в.