Главный тренер «Автомобилиста» Андрей Разин в эксклюзивном интервью khl.ru – о годе работы в КХЛ, эмоциях, которые вредят, и внимании со стороны прессы.
Несмотря на то, что в КХЛ за последние годы появилось большое число молодых российских тренеров, немногие из них пришли в лигу «на повышение» из ВХЛ. Одним из таких наставников является Андрей Разин. Первый год в лиге получился для специалиста очень насыщенным: здесь и яркие выступления на пресс-конференциях, и отстранение от работы, и розовый пиджак на тренировке в честь попадания в плей-офф. Теперь Разин уже не новичок в КХЛ и во второй сезон входит с большей уверенностью и с более сильным составом «Автомобилиста». О том, что было пережито за прошлый год, о комплектовании команды в этом межсезонье и о нужных и ненужных эмоциях в хоккее мы поговорили с тренером в преддверии 9-го сезона КХЛ.
- Это ваш второй сезон в КХЛ. Уверенности стало больше?
- Конечно, да. Я считаю, этот сезон будет уже не такой нервный, как прошлый. В прошлом много чего надо было доказать. Например, что из ВХЛ тоже можно поняться. Всё это давило. И команду мы сформировали с опозданием. Я не скажу, что этот год будет лёгким, но именно доказывать что-то, как в прошлом году, не придётся.
- В прошлом году вы пропускали первый матч чемпионата из-за дисквалификации…
- Это был дебютный сезон в КХЛ, отсюда и волнение. И на предсезонных турнирах, и в первых играх чемпионата, когда стоял рядом с командой во время дисквалификации. Всё это очень сильно давило, ощущения были тяжёлые. В этом году всё намного проще и легче. Плюс и состав у нас на порядок лучше, чем в прошлом году.
- Насколько активно вы участвуете в трансферной политике клуба?
- Это наше совместное с Олегом Гроссом дело. Он без меня не подпишет игрока, я тоже не приведу никого без его согласия. Он – генеральный менеджер, ищет игроков, я в этом процессе не участвую. Но, в принципе, тренерский штаб может к нему обратиться: «А как насчёт такого-то хоккеиста?» И тогда начинается работа генменеджера. Выяснение деталей контракта игрока, переговоры. Но в итоге решение принимается совместно.
- Вы сказали, что целью прошлого сезона было доказать: тренер может подняться из ВХЛ в КХЛ. В этом году еще одному вашему коллеге, Александру Гулявцеву в «Северстали», придется это доказывать. Хорошо его знаете?
- Конечно, мы же одного года рождения и играли друг против друга лет, наверное, с девяти или десяти.
- Что самое сложное при переходе из ВХЛ в КХЛ?
- Для меня это были предсезонка и начало чемпионата. Еще вчера ты тренировал хоккеистов уровня ВХЛ, и вот у тебя в команде игроки из сборных Чехии, Финляндии. Это, конечно, не мешало. Но ответственности придавало. Любую фразу на установке перед игрой приходилось подбирать.
- Можно сказать, что за прошлый сезон «Автомобилисту» удалось сформировать костяк команды?
- Естественно. В прошлом году не хватало в одном звене защитничка, в другом - крайнего нападающего. А в этом мы, можно сказать, прирастили к «скелету» недостающие «органы». Очень хорошо сработали и входим в сезон с полноценными четырьмя пятёрками и качественной скамейкой запасных.
- Долго вели приглашённых иностранцев?
- За Роком Тичаром наблюдали по ходу сезона. Посмотреть на Яна Бухтеле по ходу сезона ездил в Чехию наш человек. По Никласу Андерсену была немножко другая ситуация, но и здесь мы не сильно долго думали, прежде чем подписать его.
- Голкипер Владимир Сохатский сказал, что на сборах перед сезоном было неожиданно тяжело. Изменился ли план подготовки по сравнению с прошлым летом?
- Не знаю, было ли там ему прямо так уж тяжело. (Улыбается.) Вообще, первые две недели вратари работают по индивидуальной программе. Но нагрузки действительно немножечко добавили. Система подготовки осталась прежней, но в прошлом году были ребята, которые не выдерживали таких нагрузок. Поэтому уже по ходу сезона приходилось немножко их снижать. В этот раз всё, что наметили, выполнили от и до.
- Как вы считаете, вратарская бригада Игорь Устинский – Владимир Сохатский способна «вытянуть» клуб КХЛ?
- Я уже говорил и могу только повторить: сезон все покажет. По отношению к делу к ним претензий нет. С Игорем мы уже давно знакомы, он наши требования знает, а мы, в свою очередь, очень хорошо знаем его. А Вовка… Мы видим, как он меняется в лучшую сторону по сравнению с первыми двумя неделями, даже с первым месяцем. Больше работает над собой, остаётся после тренировок. Это всё нами приветствуется и идёт ему на пользу. Есть, знаете, такое клеймо – «тренировочные хоккеисты». Не хотелось бы, чтобы у нас вратари играли на тренировочном уровне.
- Про вашу розовую майку, которую получает на тренировке хоккеист, проваливший предыдущий матч, известно во всей лиге. Ее умудрился получить однажды и лидер атак «Автомобилиста» Анатолий Голышев…
- Это было делом случая. Думаю, он осознал, что такие поступки приносят вред, прежде всего, команде. Поэтому во время нынешней предсезонки с его стороны и близко не замечалось несерьезного отношения к делу. Наоборот, у него сейчас эмоциональный подъём: женился, стал отцом. Я думаю, это тоже позитивно на него повлияет.
- На этот сезон не придумали каких-нибудь новых «фишки»?
- Хотелось бы обходиться вообще без них. Без санкций к игрокам и видеть на сто процентов ответственный подход к делу.
- Что хотели бы изменить в себе во втором сезоне?
- Эмоции лишние убрать. Те, которые иногда преобладают. Остальные моменты – чисто технические: где-то, например, пересмотреть тактику.
- Вы один из самых открытых тренеров КХЛ. Никогда не возникало желания перестать разговаривать с прессой?
- А смысл закрываться? Если тебя любит пресса – значит, любят и зрители. И наоборот: закрываешься от прессы – закрываешься от зрителей. Если корреспондент подходит за интервью – значит, у него есть задание, значит, люди, видимо, читают это. Какой тогда смысл отказывать? Тем более, у меня секретов нет. Я никогда не закроюсь, не уйду в себя. В бытность хоккеистом никогда не отказывал прессе. А сейчас - тем более.
- Болельщики видят вас эмоциональным, читают ваши яркие интервью. У вас ораторские способности врождённые или как-то специально готовитесь к своим речам?
- Да какие ораторские способности? (Смеётся.) Воспитание у меня такое. Иногда чувствую себя Дон Кихотом, рублю правду-матку в лицо. Но получается, что это часто вредит, и вредит в первую очередь мне.
- В какой момент поняли, что станете тренером?
- Наверное, лет 8-9 назад, когда тренировал команду региона Центр. Команда состояла, в основном, из ярославских воспитанников, а чуть позже добавились подольские хоккеисты. Тогда, наверное, и пришло понимание, что у меня получится. Мы добивались хороших результатов, на всех турнирах входили в тройку. Ребята слушали, выполняли тренерские задания.
- Можно ли сказать, что сейчас в КХЛ не осталось слабых соперников? Уровень лиги в целом вырос?
- Это сложный вопрос. Скорее, стало много непредсказуемых команд. С одной стороны, это хорошо: много результатов в одну шайбу, напряженных игр. Но с другой стороны, хочется и красивого хоккея. Звёзд у нас стало меньше. Я лично только за то, чтобы в лиге было больше игроков уровня Мозякина, Зарипова, Коваржа. Но где же их взять?
- В прошлом году на «зимней классике» ВХЛ тренер увёл свою команду в раздевалку из-за судейских решений. В этом году Владимир Юрзинов поступил так же после побоища в Астане. Что должно случиться, чтобы вы приняли такое же решение?
- В первую очередь, надо понимать, что такой поступок станет ударом для клуба. И думать не о себе, а о последствиях. Иногда лучше пожертвовать отдельно взятой игрой, смириться с несправедливостью. Ведь пришли зрители, для них в первую очередь мы играем. Вы помните, случай в ВХЛ, когда я голый готов был увести команду? Но здравый смысл тогда возобладал.
- Многие сейчас говорят, что хоккей стал быстрее, менее комбинационным. А вы в чём видите изменения по сравнению с тем временем, когда сами играли?
- Безусловно. Взять даже сайт КХЛ, где есть практически всё в плане статистики. Есть сайты, благодаря которым ты можешь не считать у себя в команде броски, вбрасывания, силовые приёмы. Всё это можно в любой момент посмотреть в Интернете. Или записывающие устройства. Можно взять любой ракурс и потом не вызывать хоккеиста в тренерскую, а послать по электронной почте его ошибки. Это экономит и твоё, и его время. Такая практика есть в сборной. Сейчас ведь у всех телефоны, планшеты.
- Какие три главных качества вы цените в своих игроках?
- Во-первых, игровое мышление, без него никуда. Во-вторых – трудолюбие. А вот третье… Дисциплина или что-то ещё, чутьё… Можно несколько слагаемых перечислить.
ДОСЬЕ
Андрей Владимирович Разин
Родился 23 октября 1973 года в Тольятти.
Заслуженный мастер спорта РФ.
Карьера игрока: ЦСК ВВС-Маяк – 1991-93 гг., «Лада» - 1992-94 гг., «Металлург» Мг – 1994-96 гг., 1997-2001 гг., 2004-05 гг., ЦСК ВВС – 1996-97 гг., «Динамо» М – 2001-03 гг., ЦСКА – 2003-04 гг., «Авангард» - 2004 г., ХК МВД – 2005 г., «Химик» - 2007 г.
Достижения: Серебряный призер чемпионата мира, двукратный чемпион Евролиги, двукратный чемпион России, Обладатель кубка МХЛ, серебряный призер чемпионата России, обладатель Кубка России.
Карьера тренера: «Кристалл» (Саратов) – 2012-13 гг. – главный тренер; «Ижсталь» - 2013-15 гг. – главный тренер; «Автомобилист» - 2015-н.в. – главный тренер.
Достижения: финалист Кубка Братины.