На протяжении 35 лет был непоколебим рекорд Бориса Михайлова – 428 голов в чемпионатах страны. А 8 сентября болельщики КХЛ стали свидетелями важнейшего момента: двукратный чемпион мира, двукратный обладатель Кубка Гагарина, капитан магнитогорского «Металлурга» 35-летний Сергей Мозякин достиг той же вершины. Теперь лучший снайпер в истории российского хоккея – именно он. Это случилось в матче «Магнитки» и «Йокерита», за пять минут до финальной сирены.
О том, каков суперснайпер Мозякин в жизни, о чём он мечтает, какие дела не афиширует, и почему именно он – главная звезда КХЛ, рассказывают бывшие тренеры и руководители, экс-партнёры, а также тот, чей рекорд Мозякин сумел побить – легендарный Борис Михайлов.
Двукратный олимпийский чемпион, экс-обладатель снайперского рекорда чемпионатов страны Борис Михайлов считает Мозякина великим игроком.
- Ещё год назад я сказал, что буду рад, если Сергей Мозякин побьёт мой рекорд. Я 35 лет был на первом месте, теперь ещё столько же буду на втором. Меня это нисколько не задевает, я только рад, что нашёлся игрок, которой смог побить рекорд, стоявший 35 лет. Мозякина я считаю великим мастером, великим игроком. Просто хороший мастер не может добиться такого результата. Этого добиваются исключительно великие.
В какое время было легче забросить такое количество шайб?.. Каждое блюдо хорошо, когда вовремя подано. И каждый гол хорош в своё время. Нельзя сравнивать мое время и то, что происходит сейчас. Единственное, что я скажу – в наше время в чемпионате страны было меньше игр.
Вице-президент по хоккейной деятельности магнитогорского «Металлурга» Геннадий Величкин вспомнил, как форвард оказался в «Магнитке».
- Сергея Мозякина в «Магнитку» на трёхлетний контракт пригласил Валерий Викторович Постников. А когда Сергей отыграл два года – тут уже я с ним работал, тогда я вернулся в клуб. И сразу у Серёжи возник вопрос: а может быть, продлить соглашение? Мол, время уже такое, что бегать по клубам и искать там какую-то работу нет смысла, не молодой. Ему хотелось отработать максимальное время в Магнитогорске. Мы не очень долго искали точки соприкосновения и с ним, и с агентом. Серёжа ещё с семьёй посоветовался. Но всё прошло быстро, как только возникла эта идея – решение было принято уже через несколько дней. Потому что было внутреннее понимание и со стороны Сергея, и со стороны «Магнитки», что это нужно всем.
Сергей Мозякин – одна из главных звёзд КХЛ. И тут есть парадокс: обычно великие люди – музыканты, актёры, спортсмены – капризные, с неуживчивым характером. Мозякин в этом смысле - исключение! На льду он лидер, огонь, а в жизни - сама порядочность, вежливость, культура. Я никогда не слышал, чтобы Сергей кому-то нагрубил или хотя бы жёстко ответил. Абсолютная самодисциплина, воспитанность и доброта! Серёжа это не афиширует, и практически никто об этом не знает, но он занимается благотворительностью. Он очень мало общается с прессой, и это тоже из-за скромности. Знаете, многие занимаются пиаром, ничего не имея за душой: «Пусть я не умею играть, не умею тренировать, но попиариться надо! Раз не могу сделать хорошее – сделаю плохое. Главное, чтобы обо мне говорили». Так вот – это не для Сергея. С ним всё совершенно наоборот.
На льду его лидерские качества видны всем, когда мы играли вместе в «Атланте», он был капитаном. Его выбрали игроки, что говорит само за себя.
Самое яркое воспоминание о нём… Странно, ничего отдельного не вспоминается. Мозякин - цельная картина! Любые его поступки затмеваются игрой, тем, что он делает на льду. А знаете, что самое интересное? Помните знаменитую фразу нашего известного тренера про «добежать до ворот»? Казалось бы, человек на неё должен был так обидеться! А Сергей воспринял это с улыбкой, представляете? Он, кажется, вообще на эти слова никак не отреагировал. И уже несколько лет подряд эту фразу вспоминают только болельщики и журналисты, ни в коем случае не сам Сергей. Его это не касается. И самое важное – он ни на кого не обижается, не таит злобу. Наверное, благодаря такой черте характера у него всё и получается. А вообще, я знаю, что у Серёжи есть мечта: сыграть вместе со своим сыном Андреем, сейчас ему 15 лет. Будем надеяться, что эта мечта сбудется!
Вячеслав Быков, работавший с Мозякиным в ЦСКА и сборной России, не удивится, если форвард будет играть до 40 лет.
- Я познакомился с Сергеем Мозякиным, когда в 2004 году мы начали работать в ЦСКА. Безусловно, это одарённый, талантливый спортсмен, и к тому же приятный человек. Бог наградил его талантом, и благодаря своему трудолюбию Сергей с каждым годом этот талант шлифует, как хороший ювелир придаёт огранку драгоценному камню. Поэтому с каждым новым сезоном Мозякин играет всё лучше и лучше. Я, кстати, не скажу, что он поздно раскрылся. Ещё до того, как я пришёл в ЦСКА, Мозякин подавал надежды. Он сам из Ярославля, и в ярославской школе он довольно-таки успешно выступал. Так что предпосылки были! А, кроме того, важно ведь не только раскрыть талант спортсмена, но и дать ему возможность дальше совершенствовать и улучшать свои качества. А Сергей – парень трудолюбивый, и он хорошо пользовался тем, чем его наградила судьба. Так что раскрывался он постепенно, но уверенно.
Это игрок №1 во всей КХЛ! Желаю Сергею здоровья, чтобы дальше без травм. А там, глядишь, и на 500 голов замахнётся. Осталось немножко.
Мне было очень приятно работать с Мозякиным, будь то ЦСКА или сборная. По характеру он - жизнерадостный, открытый, с такими людьми одно удовольствие общаться. А сколько лет он ещё будет выступать на таком высочайшем уровне – зависит от его здоровья. Желание-то, я думаю, у него не пропадёт. Когда такой игрок почувствовал, что такое успех и победа, то с каждым годом он становится всё голоднее. А по катанию Сергей лёгкий, и сама морфология даёт ему возможность играть долго. Если он до 40 лет будет играть – сюрпризом для меня это не станет. Желаю Сергею добиться того, чего он желает, и передаю ему большой привет!
Генеральный менеджер Леонид Вайсфельд, работавший с Мозякиным в «Атланте», уверен, что нападающий способен забросить и 500 шайб.
- Сергей – один из лучших нападающих чемпионата, и можно только поздравить его с достижением такого рубежа. В КХЛ Мозякин – звезда! Мне было очень легко работать с ним. Никаких проблем! Звёздности в характере у него и тогда не было, и сейчас нет. Только положительное могу о нём говорить. Общительный, компанейский парень. А что касается яркого воспоминания…Мозякин много не разговаривает, больше делает. И если травм не будет – играть Сергей сможет ещё долго и обязательно замахнётся на 500 шайб!
Партнёр Мозякина по мытищинскому «Атланту» Вадим Епанчинцев отметил, что в жизни нападающий отличается скромностью.
- Сергей из тех людей, которых видно на хоккейном поле, но и в жизни он заметен – общительный, дружелюбный, с ним легко найти контакт. Вот сейчас рассказываю вам, а ребята, которые рядом со мной сидят, и без фамилии сразу узнали, о ком я говорю. В жизни Сергей, может, более застенчив, чем в игре, но есть у него такая позиция – никуда не спешить, не торопиться, не суетиться. Кроме того, Мозякин – примерный семьянин, у него очень трепетное отношение к детям. А ещё у него нет абсолютно никакой звёздности, он со всеми на равных. На льду его лидерские качества видны всем, когда мы играли вместе в «Атланте», он был капитаном. Его выбрали игроки, что говорит само за себя.
По себе знаю: добегать до ворот хочется как можно дольше. Так что пускай Сергей продолжает добегать! Как почувствует, что уже не добегает – тогда закончит, обманывать никого не будет. Но сейчас об этом разговора вообще не идёт. Это игрок №1 во всей КХЛ! Желаю Сергею здоровья, чтобы дальше без травм. А там, глядишь, и на 500 голов замахнётся. Осталось немножко.
Андрей Разин, игравший с Мозякиным в ЦСКА, признался, что благодаря своему партнеру почувствовал любовь к хоккею.
- Сергей Мозякин – это пример долголетия и профессионализма, он - одно из последних олицетворений эпохи советского хоккея. В нашем современном скоростном режиме человек держится, и держится очень уверенно. Когда его столкнут с этой вершины? Даже не знаю. Я бы пожелал ему дойти до 500 заброшенных шайб. В общении Сергей простой парень, семьянин, скромняга. Благодаря этим качествам он и добился того, что сейчас имеет. Он - трудяга! Хотя когда я с ним играл, он немного не таким был в плане профессионализма (улыбается). А в последнее время, мне кажется, он понял, что чем старше становишься – тем ответственнее надо относиться к своей профессии. В этом, наверное, и пример его хоккейного долголетия.
Сергей Мозякин – одна из главных звёзд КХЛ. И тут есть парадокс: обычно великие люди – музыканты, актёры, спортсмены – капризные, с неуживчивым характером. Мозякин в этом смысле - исключение! На льду он лидер, огонь, а в жизни - сама порядочность, вежливость, культура.
Самое яркое воспоминание о нём... Знаете, мы с Мозякиным застали тот период в ЦСКА, когда там были тяжёлые времена. И все истории, связанные с тем временем – они не очень приятные (смеётся). Поэтому их лучше оставлю за скобками, а скажу просто, что с этим человеком было очень приятно играть. Я впервые почувствовал зависимость в игре от партнёра, раньше в моей карьере такого не было. Карьера у меня тогда уже шла вниз, и я благодарен Сергею за тот сезон, который мы провели вместе. Я тогда почувствовал любовь к хоккею... Приятно играть с человеком, который понимает тебя с полуслова, который тебя видит глазами на затылке. Хочу пожелать Сергею Мозякину ещё как можно дольше добегать до ворот!
Тренер, выпускавший Мозякина из ДЮСШ, Геннадий Халецкий вспомнил о том, каким целеустремленным был форвард, для которого пределов не существует.
- У Сергея уникальные физические способности. У него длинные мышцы, длинные руки. Рассказываю: ему было лет 14, он жил тогда у меня на даче, и мы воду носили с родника в молочных бидонах. И как сейчас помню: он одной рукой взял и поднял на ступеньки 34-литровый бидон. Длинные, сильные руки и кисти, отлично скоординированные – это в нём заложено генетически, от природы. Мама у Серёжи была спортсменка, и отец – мужик-жила, если выражаться простым русским языком. Бомбардирские навыки, голова, это всё прибавилось потом. А длинные мышцы и сила страшная – всегда были. Вообще наша семья следит за ним немного иначе, не как болельщики. Когда смотрим его матчи, моя супруга и всплакнуть иногда может. Добрый, порядочный мальчишка, а родители у него умерли один за одним... Мы дружили, моя супруга очень дружила с его мамой. Так что мы по-своему воспринимаем его успехи. Всегда вспоминаем: вот Серёжа забил, и сейчас бы его отец выпил хорошего коньячку. Не успели родители порадоваться его успеху.
Но при этом тогда даже близко нельзя было представить, что его вот такое будущее ждёт. Никто не верил, что из Мозякина получится хоккеист! Ещё одна история: примерно в это же время, в начале девяностых, нам, тренерам, нужно было подрабатывать. Есть такой парень – Игорь Захаркин, сейчас он работает в Уфе, а тогда жил в Швеции. И он пригласил нас на халтурку – Александра Рагулина, Владимира Плющева и меня. Такая вот бригадка поехала проводить детский тренировочный лагерь. И я тогда сказал Захаркину, что беру с собой человек пять-шесть своих мальчишек, пусть, мол, ребята съездят. И из средней возрастной группы взял Мозякина и двух его партнёров.
Я впервые почувствовал зависимость в игре от партнёра, раньше в моей карьере такого не было. Карьера у меня тогда уже шла вниз, и я благодарен Сергею за тот сезон, который мы провели вместе. Я тогда почувствовал любовь к хоккею...
Лагерь прошёл, сборы закончились, и Александр Палыч Рагулин мне говорит об этих трёх ребятах: «Всё, возвращаемся в Россию, и их ты больше не тренируешь». «Палыч, – говорю, – ты чего, а что с ними делать?» А он: «Только корми! Они всё у тебя умеют» (смеётся). Много потом было шуток с этой кормёжкой. А станут ли они профессиональными хоккеистами – никто тогда сказать не мог. Времена тяжёлые были.
И вы знаете, Сергей до сих пор развивается. Его легче было воспитывать, потому что тогда было много звёзд, на игре которых и шёл процесс обучения: плёнки с матчами Харламова, Гретцки, Мальцева, Горди Хоу. И он набирал от них техническое мастерство, финты. Я в своё время расстроился, что из его арсенала пропал один финт из репертуара супермастеров. А через несколько лет увидел у него финт, который мы с ним вообще не разучивали! Его делали Мальцев, Гретцки, Зимин, я даже боялся этот финт ему предложить! А он его делает сейчас. То есть он сам совершенствуется. И пока Мозякину интересно развиваться – он будет играть. И предела нет!