Прошлые материалы были посвящены Егору Воронкову из «Витязя» и Кириллу Беляеву из «Югры». Оба хоккеиста завоевали бронзовые медали молодёжного чемпионата мира и стабильно выступают за основные составы своих команд.
Дорогу молодым. Как Егор Воронков пробился в родной «Витязь»
Дорогу молодым. Как Кирилл Беляев стал примером для молодёжи «Югры»
19-летний Александр Щемеров не сумел пробиться в команду Валерия Брагина, хотя и успешно съездил на Суперсерию в Канаду в составе молодёжки, набрав два результативных балла (1+1). Защитник проводит второй сезон в «Автомобилисте». В этом регулярном чемпионате он выходил на лёд в 39 матчах, в которых набрал пять (1+4) очков.
Щемеров начинал свой хоккейный путь в родном Екатеринбурге в СДЮШОР «Юность». На каток отвели родители – и без всякого отбора будущего защитника «Автомобилиста» взяли в команду. Тогда в Екатеринбурге не было такого ажиотажа вокруг хоккея, какой есть сейчас. Как признаётся сам Щемеров – брали всех подряд. Хотя кататься на коньках защитник умел – отец поставил на лёд в детстве в рамках общего развития. Первым значимым турниром в составе «Юности» для Щемерова стало Первенство России на Урале в сезоне 2008/2009. Тогда ему в 36 матчах удалось набрать 20 (6+14) очков. Затем он уже выступал на подобных турнирах в свитере «Автомобилиста».
За екатеринбургский «Авто» в МХЛ Щемеров впервые сыграл в сезоне 2013/2014. В 26 встречах он набрал два (1+1) очка при показателе полезности «-3». В следующем чемпионате его статистика чуть улучшилась – в 29 матчах Щемерову удалось заработать восемь (3+5) очков. В молодёжной команде «Авто» было несколько сильных защитников, но тренеры «Автомобилиста» сделали выбор именно в пользу Щемерова. В сезоне 2015/2016 ему удалось провести 44 матча за основу уральцев. В них он набрал два очка – за передачи. Но в его статистике – это не главное. Щемеров заработал всего восемь минут штрафа. Первую шайбу в КХЛ защитник забросил 7 октября 2016 года в игре с «Нефтехимиком».
Игорь Уланов, экс-тренер системы «Автомобилиста»:
- Щемеров – действительно очень перспективный парень, трудоспособный и ответственный. Он внёс большой вклад в результат команды «Автомобилиста» 1997 года рождения, когда она стала чемпионом России. Щемеров был там на лидирующих ролях. Он с самого начала выделялся: своим катанием, своим хоккейным мышлением. Плюс – очень ответственно относился как к тренировочному процессу, так и, естественно, к играм.
Впервые в сборную 1997 года рождения Щемерова призвали ещё в 2012 году на один из международных турниров. Далее были Мировой Кубок Вызова, юниорский чемпионат мира и две Суперсерии против молодёжных сборных Канады. В ходе последнего турне по Северной Америке Щемеров провёл пять матчей, набрал два очка, но не сумел пробиться на МЧМ. Бронзу в Канаде сборная России брала без него.
- В этом году вас призывали в молодёжную сборную – вы участвовали в канадской Суперсерии. Что можете сказать об этом турнире?
- Я получил колоссальный опыт участия на молодёжных турнирах. Мы играл в Канаде – стране, где придумали хоккей, против лучших молодых игроков канадских юниорских лиг. Ничего плохого сказать про эту серию не могу. В моей игре были и положительные моменты, и отрицательные. В целом – смотрелся неплохо.
- В итоге вы не получили вызов в молодёжную сборную.
- О причинах никто мне никто не говорил. Самому сидеть и додумывать их я не вижу смысла. Но если не получил вызов на финальный этап – значит другие ребята были просто сильнее. Конечно, у меня была досада, что не попал на МЧМ, тем более, это был последний год, когда можно было поучаствовать в этом турнире. Но на этом жизнь не остановилась – просто играем дальше.
- Какие впечатления остались от работы с Валерием Брагиным?
- Отличный человек, который всегда говорит всё прямо в лицо, ничего не скрывает. Он знает, как завести команду в нужный момент. Брагин также обладает чутьём на игроков – он всегда чувствует, кого выпустить в той или иной ситуации. Ну и все ребята об этом говорят – Валерий Николаевич и правда прекрасный мотиватор. Брагин строит команду в кратчайшие сроки, собирает боеспособный коллектив. Каждый игрок в молодёжке выходит на лёд и бьётся друг за друга, умирает за результат.
- Не тяжело было перестраиваться с молодёжного хоккея на взрослый и обратно?
- Я не так надолго выпадал из так называемого взрослого хоккея. В Канаде по накалу страстей, по уровню мастерства, по степени ответственности – суперсерия не сильно отличалась от матчей КХЛ. Всё-таки – это уровень сборной, он намного выше, чем в МХЛ.
В этом сезоне защитник куда чаще подключается к атакам – количество бросков по чужим воротам возросло практически вдвое (с 21 до 39). Его также чаще используют в «Автомобилисте» при выходе из своей зоны – здесь помогает прекрасное видение площадки у Щемерова. «Автомобилист» сейчас бьётся за плей-офф, но за три игры до финиша регулярки отстаёт на восемь очков.
- Сезон для «Автомобилиста» получается сложным. Сейчас вы боретесь за плей-офф и не выглядите фаворитом в этой борьбе.
- Итоги пока подводить рано. Осталось три игры, у нас есть теоритические шансы попасть в кубковую восьмёрку. Нужно бороться до конца. Да, прошло всё не так гладко, как хотелось бы. У нас были провалы, затяжные спады, серии поражений. Помню, проиграли девять игр из десяти. Плюс мы постоянно уступаем в третьих периодах. Это в совокупности и дало результат, который есть у нас сейчас. Но мы будем бороться.
- Вы упомянули о постоянных поражениях в третьих периодах матчей. В чём причина?
- Мы не проигрывали в физике. Что при Разине, что при Крикунове – с этим было всё нормально. Не могу также сказать, что мы проигрывали в психологии или мастерстве, но банально пенять на невезение я тоже не буду. Не зря говорят – везёт тому, кто везёт. Наверное, где-то у нас были просчёты, которые не давали нам доводить встречи до логического завершения. Мы и правда много матчей проиграли именно в третьем периоде. Порой, мы контролировали полностью ход игры, но отдавали её в заключительном отрезке.
- Второй год выступаете в КХЛ. Уже адаптировались к этой лиге?
- Я не могу сказать, что абсолютно на 100% адаптировался к игре в КХЛ. По сравнению с прошлым сезоном – мне сейчас попроще в некоторых моментах. Опыта ещё не хватает мне. Я не являюсь состоявшимся игроком Континентальной хоккейной лиги.
Летом Щемерову придётся завоевывать место в составе «Автомобилиста» наряду с опытными игроками, поскольку он уже не будет считаться в КХЛ молодым хоккеистом. Сам защитник уверен – прибавлять ему нужно во всём.
- Кроме недостатка опыта, чего ещё вам не хватает для успешного выступления в КХЛ?
- Я думаю, что минусы можно найти абсолютно в каждом компоненте. Тут – непаханое поле. Нужно работать абсолютно по всем направлениям. Это и базовые компоненты, и сложные технические моменты. Это само не подтянется, над всем нужно работать. Во время предсезонки ты уделяешь минусам больше внимания, закладываешь фундамент на грядущий чемпионат. Во время сезона больше работаешь над техникой, тактикой. При переходе из молодёжного хоккея во взрослый чувствуется огромная разница, и сразу видишь, в чём нужно прибавлять.
- Тяжело выдерживать ритм регулярки КХЛ?
- Иногда приходится непросто, особенно, когда матчи идут через день. Но у нас есть паузы на Евротур, во время которых можно перевести дух. Кроме того, база на весь сезон закладывается на предсезонных сборах. Плюс сейчас есть очень много способов быстрого восстановления.
- Свою первую шайбу в КХЛ помните?
- Я забросил её «Нефтехимику» в домашней игре. Шайба лежала нейтральной в чужой зоне. Не сказать, чтобы был 100% момент для броска, но я решил бросить, а партнёры создали хороший трафик перед чужим голкипером. Вратарь в итоге шайбу не увидел, а я удачно попал.
- В этом году в вашей команде произошла смена тренерского штаба. Что изменил Владимир Крикунов в тренировочном процессе?
- Изменения произошли, но не такие кардинальные, как могли бы быть. Андрей Разин – молодой специалист, а Владимир Васильевич – представитель советской школы. У них разные подходы к тренировкам. Хотя для нас легендарные баллоны Владимира Васильевича не были в новинку. Я с ними познакомился ещё при Разине в прошлом сезоне. Но если можно так сказать: у Разина были одни баллоны, а у Крикунова - другие. Они используют разные виды тренировок с этим снарядом. Хотя сами баллоны остались те же самые. (Улыбается.)
Владимир Крикунов: «Выиграю медали с «Автомобилистом» - закончу карьеру»
- В следующем сезоне вы перестанете быть лимитчиком, поскольку вам исполнится 20 лет. Как-то особенно будете готовиться к грядущему чемпионату?
- Во всех командах высокая конкуренция. Да, сейчас я молодой игрок, но за два сезона в КХЛ любой хоккеист возмужает. В следующем году будет тяжелее попадать в состав, но тем интереснее.
Игорь Уланов, экс-тренер системы «Автомобилиста»:
- Если говорит о дебюте Щемерова в основной команде, то получилось там, на самом деле, интересно. Кроме него была ещё пара молодых кандидатов на место в защитной линии. Но по хоккейному интеллекту, по уровню катания он опережал других, так что в «Автомобилисте» Александр оказался вовсе не случайно. Лишнее доказательство – в основе он проводит уже второй полноценный сезон. А когда Щемеров только-только появился в главной команде, его сразу поставили в пару с Никитой Трямкиным, который в дальнейшем уехал в НХЛ. И Щемеров сразу понял свою роль. Когда попадаешь в большую лигу, надо начинать с простого. Саня стал отдавать Трямкину, они друг друга начали понимать, и в итоге он влился в КХЛ.
Щемеров ни в коем случае не чистый разрушитель. Хотя в нём есть и это, но больше он всё-таки тяготеет к помощи нападающим. Если взять все его навыки за 100%, то 75% в нём от атаки. Он атакующий защитник: хорошее катание, понимание и видение зоны нападения, отличный бросок. А в чём ему нужно больше всего добавлять... Саша уже выплыл в тот океан, где сам должен понимать, в чём ему надо добавить. С моей стороны я могу ему пожелать только терпения, много терпения. Иногда у него бывают такие моменты: может увлечься, завестись, начать торопиться... Но я вижу, что от игры к игре он взрослеет и всё лучше вливается в реалии КХЛ.
Досье
Александр Иванович Щемеров
Родился 2 июня 1997 года в Екатеринбурге
Клубная карьера: «Автомобилист» - 2015 по настоящее время