Объявлены судьи на финальную серию плей-офф
«Цена нашей ошибки велика». Как судьи готовятся к финалу Кубка Гагарина
В субботу 8 апреля в Магнитогоске стартует финал розыгрыша Кубка Гагарина сезона 2016/2017. За главный трофей КХЛ на этот раз будут бороться «Металлург» и СКА. Накануне первого матча финала KHL.ru пообщался с главным арбитром лиги Алексеем Анисимовым.
- Алексей, это ваш первый финал на руководящей должности. Можно сравнить нынешние ощущения, с теми, которые вы испытывали перед решающими матчами, будучи действующим арбитром?
- Они совершенно разные. Когда ты работаешь на льду, перед матчами начинаешь действовать по отработанной годами системе. Подготовка, выход, потом вкатываешься в игру… Здесь же всё по-другому. Сейчас стало полегче, но поначалу было очень трудно. Ты не можешь помочь коллегам, хотя понимаешь, что и как нужно сделать. Правильно говорят: со стороны виднее. И от этого ты начинаешь очень сильно переживать за ребят, за принятые ими решения.
- Перед финалом и по ходу серии это будет ощущаться ещё сильнее?
- Всё, что нужно сделать перед финалом, мы сделали. Документы, нормативные материалы, анализ моментов. Поговорили с ребятами, которые будут работать на матчах. И сейчас наступила небольшая передышка. Она пошла нам всем на пользу и позволила не галопом, в спешке готовиться, а разложить всё по полочкам. Теперь остаётся надеяться на то, что не арбитры станут главными действующими лицами финала.
- Можете вспомнить самый яркий эпизод своей судейской карьеры, связанный именно с финалом?
- Навсегда запомнил первое удаление, которое дал в финале. За грубость наказал игрока, по-моему, московского «Динамо», поскольку матч проходил на МСА «Лужников». Не знаю, почему, но оно чётко отложилось в памяти. Мы не роботы, мы волнуемся. Хотим не перегнуть палку и в то же время не пропустить нарушение. То удаление было явным, единственное – мой коллега поднял руку раньше. И получилось, будто я следом за ним увидел его.
- На предыдущих стадиях плей-офф возникло несколько резонансных моментов, связанных с судейством. Разбирались ли они с судьями?
- Я бы сказал, что резонансными их сделали публикации в СМИ. Моменты происходят и будут происходить. Может случиться то, что даже в правилах не описано. И после каждой игры идёт тщательный разбор этих эпизодов. Анализ при помощи видео. А что касается резонанса и оценки нашей работы, то её даст Совет директоров лиги. Но одно могу сказать – тот стандарт судейства, который мы заложили перед нынешним сезоном, стараемся выдерживать. Да, получается не всегда. Тем не менее, мастерство растёт, много перспективной молодёжи.
Судейский вопрос. Спорные моменты финалов с Алексеем Бадюковым
- На ваш взгляд, больше ли стали обсуждать работу судей в нынешнем плей-офф по сравнению с прошлым годом?
- Думаю, меньше. Причём в разы. Радует то, что и специалисты, и тренеры, и функционеры разных клубов понимают, что каждый должен заниматься своим делом. Это здорово, и только так мы сможем навести порядок. Не бывает такого, что во всём виноваты одни судьи.
- Тем не менее, эпизоды, где они ошиблись, были.
- Безусловно. И я говорил об этом, в том числе и в телеэфире. Далеко ходить не надо – все помнят момент с удалением Павла Дацюка в третьем матче серии СКА - «Динамо». Ошибки есть. Мы никогда это не отрицали и не будем отрицать. Следующая ступень – рассказать об этом. Чем больше у нас грамотных болельщиков, тем цивилизованнее становится сама культура боления.
- Вернёмся к предстоящему финалу. По какому принципу отбирались судьи на матчи решающей серии? В первую очередь брали в расчёт опыт, или работу того или иного арбитра в нынешнем сезоне?
- В этом чемпионате класс судей вырос. Было, из кого выбирать, и выбор был трудным. Мы не можем назначить на финал 12 человек. Нужно восемь – максимум девять. Поэтому первый критерий – то, как судья отработал на предыдущих стадиях плей-офф, второй – опыт, и третий – физическое и психологическое состояние арбитра, то, как он подвёл себя к финалу.
- Давление на судей в финале многократно увеличится. Они выдержат?
- Конечно, они ощущают давление, но мы стараемся максимально оградить их от него. Сделать так, чтобы они занимались только работой. Рекомендуем не читать прессу, общаться только между собой.
- Вы уже упомянули о том, что в паузе, которая образовалась между полуфинальной и финальной стадиями, судьям удалось передохнуть, перезагрузиться. Получается, пауза пошла на пользу?
- Не стал бы говорить, что это однозначно так. У судей – так же, как и у игроков. Кто-то спокойно отдыхает, а кому-то лучше постоянно быть в тонусе.
- В финал попали действительно сильнейшие?
- Если команды выиграли свои конференции – значит, они достойны финала. Для меня все клубы равны – от «Амура» до «Йокерита». И я был бы рад видеть любую команду в финале.
12 очков Мозякина и Зарипова. Итоги серии «Металлург» – «Ак Барс»
«Управлять звёздами, как Воробьёв, – искусство». Эксперты о финале Востока
- Тем не менее, счёт в финальных сериях конференций вас удивил?
- Не буду кривить душой – да. Я думал, что два раза по 4-0 не случится. Но счёт на табло точно не отражает той борьбы, которая присутствовала во всех этих матчах.
«СКА не завод по производству трамваев». Эксперты о серии СКА – «Локомотив»
Удаление Кудашова, дебют Шестёркина. Итоги серии СКА – «Локомотив»
- Можно ли ждать от финала семиматчевой серии, первой в нынешнем плей-офф?
- Болельщики всегда хотят семь матчей и 10 овертаймов в последнем. Не скажу, что я, как руководитель, тоже дико хочу этого. А вот чего действительно жду, так это красивого хоккея. Чтобы игроки, попавшие в финал, радовали зрителей, чтобы был настоящий драйв. Ведь финал – это Эверест сезона, к нему долго идут все, игроки, тренеры, судьи.
- Вы уже сказали о том, что встретились с судьями, которые будут работать на финале. Можете сказать, о чём говорили?
- Да, общались и по электронной почте, и по телефону, и лично. Те арбитры, что попали в список для работы на финал, не менее опытны, чем я. Поэтому говорим по душам и говорим обо всём. Даже о том, что происходит в личной жизни у судей. Это, кстати, немаловажный фактор. Если у тебя дома что-то не хорошо, это может негативно отразиться во время работы. Так что, общаемся по широкому кругу вопросов – от чисто профессиональных до бытовых. Это помогает решить, на какой матч поставить того или иного арбитра, с кем в паре он будет работать.
- А о нюансах предстоящего финала был разговор?
- Конечно. Всегда и во всех командах есть определённые типы хоккеистов – как говорят по-английски, траблмейкеры, звёзды, бомбардиры, те, кто таскает рояль и другие. Напоминаем судьям о том, кто это в командах, разбираем эпизоды, которые это иллюстрируют. Смотрим различные проблемные ситуации, выясняем, кто в них зачинщик. В общем, говорим о тех тонкостях, которые помогут арбитрам работать на решающих матчах.
- Огромное внимание будет приковано к лидерам команд, к тому, как играют против них, и, соответственно, к тому, как оценивают эти моменты судьи.
- Есть правила игры, которые равны для всех. И каких-то указаний именно по поводу звёзд мы не давали. Если есть фол, то нужно его фиксировать, независимо от того, кто его совершает, и на ком. В заключении хотел бы пожелать СКА и «Металлургу» хорошей борьбы, и пусть победит сильнейший.