20 октября защитник «Автомобилиста» Денис Куляш в матче с «Салаватом Юлаевым» забросил 100-ю и 101-ю шайбы в КХЛ. Куляш идёт на втором месте в списке снайперов среди защитников в истории КХЛ, первое место занимает Кевин Даллмэн, на счету которого 132 шайбы.
KHl.ru связался с первым тренером Куляша в детской школе «Авангарда» Николаем Березовским и попросил 66-летнего специалиста вспомнить, каким он был, когда учился играть в хоккей.
Сложно представить, что, когда Куляш был ребенком, он буквально горел карьерой нападающего. С этими мыслями Денис и пришел в детскую школу в команду Николая Березовского. «Я запомнил его прилежным мальчишкой. Он всегда меня внимательно слушал, адекватно все воспринимал. Денис жил рядом с ледовым дворцом, никогда не пропускал тренировки. Отмечу также его трудолюбие. Никаких проблем в детской школе с ним не было. Все было просто и понятно. И ему, и мне. Сначала мы его пробовали в атаке, поскольку он рвался вперед, но в нападении поиграл недолго. Мы его перевели в оборону, решили просто попробовать Дениса на позиции защитника, и у него сразу же получилось. Ему также понравилось играть в защите. Когда Куляш стал взрослее, он очень много работал над броском – на тренировках и самостоятельно. И очень быстро у него пошел бросок».
Не будешь уметь кататься, даже если ты будешь великим по своему хоккейному интеллекту, у тебя ничего не получится. Катание в первую очередь.
Обычно такие истории сопровождаются рассказами о том, что герой был лидером в детской школе. Об этом говорили и первый тренер Никиты Гусева, и детский тренер Максима Шалунова. У Куляша все иначе. Он был очень старательным, трудолюбивым, но ничем выгодно не выделялся в команде. «Нет, лидером он не был. Нормальный был мальчишка. (Смеется.) Капитаном я его также никогда не выбирал».
Все знают, что у Дениса Куляша какой-то сумасшедший по силе и точности бросок. Собственно, вряд ли ему покорилась отметка в 100 голов в КХЛ, если бы было как-то иначе. Когда нападающие выкатывают шайбу в большинстве под бросок Куляшу – вратарю соперников очень сложно. Но этот дар – не врожденный. Денис очень много работал, чтобы добиться совершенства в этом компоненте. Природное трудолюбие тут пришлось очень кстати. «Бросок у него появился в 14-16 лет. Когда он был ребенком, он особо не выделялся в этом. У него было огромное желание играть, в этом Денису было сложно отказать. Мне кажется, тут сильно повлиял отец Дениса. Папа был для него авторитетом и постоянно водил на матчи «Авангарда».
Мы его перевели в оборону, решили просто попробовать Дениса на позиции защитника, и у него сразу же получилось. Ему также понравилось играть в защите.
Николай Михайлович не смог вспомнить какую-либо историю, связанную с Куляшом. Хотя с легкостью нашел то, что ему всегда нравилось в Денисе. «Он не был лидером, особо не выделялся ничем, кроме своего трудолюбия. Мне нравилось, что Денис занимался дома, совершенствовал свое мастерство, развивал некоторые навыки. Он старательно выполнял домашнее задание. Работал над руками, водил мячик или шайбу».
Куляш не сразу сумел пробиться в состав родного «Авангарда», да и вообще – он часто менял команды. Но Овчинникова радует, что Денис ставит рекорды, много забивает и играет в топ-клубах КХЛ. «Было видно, что из него получится хороший игрок. Хотя в «Авангард» ему пробиться сразу не удалось, не подошел Денис тогдашнему тренерскому штабу. Он уезжал в Самару, еще куда-то, и только после этого его карьера пошла вверх».
- Кроме него, кто-то пробился из той команды в большой хоккей?
- Ближе к выпуску Сергей Герсонский привез много игроков в Омск, в том числе, Александра Пережогина. Куляш не затерялся среди этих ребят. Из нашей команды 1983 года рождения Герсонский оставил шесть человек, в том числе, Дениса. Хороший был год тогда.
Я запомнил его прилежным мальчишкой. Он всегда меня внимательно слушал, адекватно все воспринимал. Денис жил рядом с ледовым дворцом, никогда не пропускал тренировки.
- Сейчас следите за его карьерой? Вам нравится его игра?
- Конечно, слежу. Игра его очень нравится, он вырос в хорошего атакующего защитника. Лично мы практически не общаемся с Дениской, но его отца вижу достаточно часто. У него и узнаю, как дела у Дениса. Когда Куляш играл за «Авангард», было легче поддерживать связь.
Сейчас Николай Березовский больше не работает в хоккейной школе «Авангарда». В декабре ему исполнится 67 лет, «ястребы» отправили тренера на пенсию, но он и не думает бросать любимое дело. Березовский трудится в детском спортивном центре «Смена», по-прежнему возится с малышами и учит их играть в хоккей. Говорит, что не может сидеть в четырех стенах, хочется тренировать. «В первую очередь, я делаю упор на катание. А также уделяю большое внимание тому, чтобы мальчишки думали на площадке. Катание и мысль на льду – самое главное. Не будешь уметь кататься, даже если ты будешь великим по своему хоккейному интеллекту, у тебя ничего не получится. Катание в первую очередь. Но любой ребенок должен понимать, что он делает, для чего делает, куда ему бежать и так далее».