Не секрет, что на первый план в решающих играх сезона зачастую выходит качество оборонительных действий. Последний очный матч в регулярном чемпионате соперники провели 19 февраля в Омске, с минимальной разницей сильнее оказался «Авангард» (2:1) – и то противостояние вполне может оказаться прообразом предстоящей серии до четырёх побед.
Построение в позиционной обороне у соперников достаточно плотное – вся пятёрка оказывается под воротами. И те, и другие делают акцент на то, чтобы оставлять соперников в численном меньшинстве «три на пять» на самом опасном с точки зрения атаки участке льда. Отличительной особенностью построения омичей было то, что при перемещении шайбы на один флангов, на атакующего хоккеиста выдвигается сразу несколько игроков – до трёх могут оказывать активный прессинг против одного, пока остальные остаются в роли страхующих. С одной стороны, при использовании данной схемы соперникам действительно крайне тяжело продолжить атаку – отрезаны варианты как для передачи на синюю линию, так и для скидки «в глубину», за лицевую линию. При этом конкретно в данной ситуации можно пронаблюдать то, что «ястребы» оставляют одного соперника на пятаке. Риск того, что к нему придёт шайба, сводить до нуля нельзя, хотя и сделать это сталеварам в данной ситуации максимально тяжело.
Когда шайба всё же оказывается «в глубине», за лицевой линией, принцип построения у соперников схож. «Авангард» действует более плотно – опять же, на игрока с шайбой в данной ситуации выдвигается сразу два хоккеиста (обозначены как D1 и D2), а третий (С) готов сыграть на подборе. При этом два игрока на позиции крайних нападающих (LW и RW в этом случае – Иван Игумнов, №14, и Николай Прохоркин, №74) находятся ниже «усов». Таким образом, и создаётся приличное численное преимущество «пять на три», из которого «Металлургу» нужно каким-либо образом «откручиваться».
У «Металлурга» в аналогичной ситуации за лицевую линию «ходили» два хоккеиста (обозначены как D1 и D2), игрок на позиции центрального нападающего (С) «забирал» середину, чтобы накрывать передачу под открывающегося с «вершины» третьего нападающего «Авангарда». Крайние нападающие (LW и RW) сталеваров находятся в районе «усов» – чуть выше, чем в построении омичей, но всё равно прослеживается аналогичное стремление создавать численное преимущество «пять на три».
Какие методы использовали команды, что разрушать оборонительные построения? Главным инструментом в арсенале «Авангарда» была постоянная смена флангов через «низ». Регулярное перемещение шайбы с одного края на противоположный через пространство за воротами направлено на «взлом» построения оборонительной пятёрки. Следующий пример – постоянный перевод шайбы в одной и той же смене.
Собственно, именно атака и привела к заброшенной шайбе. После очередного перевода шайбы на противоположный фланг «Авангард» использовал ещё один качественный инструмент – открывание третьего нападающего в точку вбрасывания под бросок сходу, в данном случае им оказался Иван Игумнов (№14), который прошил вратаря.
«Металлург» мог бы использовать аналогичный вариант, однако «Авангард» его надёжно нейтрализовывал. При перемещении шайбы в следующем эпизоде с правого фланга за ворота там уже находится хоккеист, в данном случае – защитник Павел Коледов (№2), который готов перехватывать передачу или блокировать игрока (у «Металлурга» здесь это нападающий Александр Петунин, №31), который пытается сместиться на противоположный край.
По этой причине тренерский штаб Андрея Разина во встрече против омичей делал большую ставку на смену фланга через «верх», а также активное использование «вершины», то есть постоянного перевода шайбы на защитников на синюю линию. Дальше атака развивается тремя способами – либо первый получивший шайбу игрок обороны сразу производит бросок, либо старается двигаться по синей линии, «сбрасывая» встречающего его хоккеиста для блокировки броска, или же следует стандартный перепас на второго защитника, который уже непосредственно атакует ворота. При любом из этих сценариев главное – наличие трафика на пятаке, сталевары очень неплохо отрабатывали в данном компоненте, систематически держа двух хоккеистов, которые и перекрывают обзор голкиперу, и готовы сыграть на добивании в случае ближнего отскока. Именно выполнение подобных требований, умение и готовность побороться на пятаке, нередко становится ключевым фактором в сериях плей-офф в упорных встречах, где судьбу противостояния может решить одна шайба.
Тактическим трендом для большинства команд КХЛ остаётся использование трёх хоккеистов на синей линии в позиционных атаках – и это ещё один инструмент «Металлурга» для взлома обороны соперников, который в данной игре позволял менять фланг атаки через «верх», так как, опять же, пространство под воротами для перевода шайбы качественно перекрывали омичи.
Свою единственную шайбу в последней встрече против «Авангарда» магнитогорцы забросили во многом именно за счёт этого тактического хода, правда, несколько модифицировали его, разыграв на вершине своеобразный «конверт». Хоккеист, находящийся выше всех, на позиции последнего защитника, выполнил скидку на правый борт, и сам уехал за синюю линию, из поля зрения соперников.
По всей видимости, понимая, что «Авангард» готов к розыгрышу шайбы на синей линии тремя хоккеистами, «Металлург» перешёл к другому варианту. Игроки, которые находились там, начали синхронное движение в «глубину», и на дальнюю штангу от синей побежал Никита Камалов (№12), который в одно касание и поразил цель. Отход от стандартного броска или броска с перепасом от синей линии с двумя игроками для трафика на пятаке стал неожиданностью для «ястребов». Будут ли подопечные Разина использовать такой вариант и в предстоящей серии?
Ещё одной интересной особенностью игры «Авангарда» было комбинирование активной и пассивной модели. В форчекинг «ястребы» большую часть матча шли двумя хоккеистами, что вынуждало соперников в некоторых ситуациях отбрасываться. При этом нельзя не отметить, что между двумя игроками, бежавшими вперёд, и остальной тройкой в средней зоне был довольно приличный разрыв.
Игра «Металлурга» при форчекинге отличалась, в активное давление они по большей части шли одним хоккеистом, а при встрече соперников на входе в свою зону строились чаще всего по стандартной схеме 1-2-2.
Несмотря на давление «Авангарда» двумя хоккеистами в чужой зоне, при положительном счёте, преимущественно в концовках периодов, омичи без проблем перестраивались на пассивную оборонительную встречу соперников в средней зоне по схеме 1-3-1. В рамках данного варианта игры первый нападающий (обозначен как F1) может переместиться чуть глубже в зону и осуществлять прессинг, поскольку три коридора позади перекрыты. Другие нападающие (F2 и F3) играют каждый на своей половине площадки. Если владеющий шайбой игрок приближается к краю, где находится нападающий F2, тот встречает противника. Нападающий F3 следит, чтобы широкий проход был закрыт, а также предотвращает любые пасы игрокам, находящимся позади второго защитника (D2). Этот защитник «забирает» на себя середину площадки, редко поднимаясь значительно выше верхней части круга вбрасывания. Другой защитник (D1) чаще всего не участвует в активных действиях: сначала остается в центре, а затем предпринимает ответные решения в зависимости от перемещения шайбы. Окажется ли «Металлург» готов взламывать это построение, ведь омичи наверняка будут использовать его и в предстоящей серии?
Не меньшую важность имеет игра на вбрасываниях, т. н. «стандартных положениях». В последней очной встрече соперники, очевидно, не продемонстрировали весь свой арсенал в данном компоненте, хотя у «Авангарда» проглядывался интересный вариант при вбрасываниях в средней зоне у чужой синей линии. Один из игроков вставал далеко на противоположный борт – именно на него должна была переводиться шайба, чтобы он успел убежать вперёд, выигрывая позицию у обороняющихся хоккеистов.
Ещё одним важным фактором станет игра в неравных составах – и на бумаге преимущество на стороне «Авангарда», которое в последней очной встрече омичам удалось воплотить в жизнь. Команда Ги Буше завершила регулярный чемпионат на втором месте по реализации большинства (26,8% против 20,2% у сталеваров). При этом «Металлург» оказался третьим с конца по нейтрализации лишнего, опередив только «Барыс» и «Адмирал» (78,1% против омских 83,0%).
В следующем эпизоде – наглядный пример того, как эти цифры коррелируют с происходящим на льду. Три игрока «Металлурга» в меньшинстве «сваливаются» на один борт, полностью оставляя громадное пространство под розыгрыш омичам. Шайба приходит в центр к Джованни Фьоре, тот совершает выстрел из выгодной позиции – и оставшийся четвёртым у «Металлурга» Денис Зернов (№16), хоть и находится в линии броска, но не блокирует его, и «ястребы» организовывают ключевой гол в матче.
У обеих команд есть свои сильные и слабые стороны, а также хорошая тактическая вариативность, причём по ходу отдельного взятого матча. Чьи же идеи возьмут верх – действующего обладателя Кубка Гагарина Андрея Разина или новичка КХЛ Ги Буше?