Игры между советскими и североамериканскими профессиональными командами проводились регулярно, начиная с середины семидесятых годов ХХ века, вплоть до развала СССР. О тех матчах написано довольно много, в отличие от игр против канадских любителей. Но сначала небольшой экскурс в историю.
В ноябре 1956 года СССР ввел войска в Будапешт для подавления антикоммунистического мятежа. Страны Запада выступили резко против, а одним из последствий стал бойкот сборными США, ФРГ и Канады чемпионата мира по хоккею в Москве в 1957 году. Несмотря на это, связи между советскими и канадскими спортивными организациями удалось сохранить и возродить. Уже в ноябре 1957 в турне по Канаде отправились советские хоккеисты, объединённые в сборную Москвы. Руководил ей Анатолий Тарасов, только заступивший на пост главного тренера сборной. Турне в Северную Америку стало первым в истории не только для советского, но и всего европейского хоккея. Спустя год последовал ответный визит — в Москву, транзитом через Стокгольм, пожаловала одна из сильнейших непрофессиональных команд Канады «Келовна Пекерс». Она также стала первопроходцем: ранее ни одна североамериканская команда в СССР не приезжала.
Мы специально назвали «Келовну» именно непрофессиональной командой, а не любительской. Потому как любителями они были формально, де-факто это были спортсмены, основной деятельностью которых была игра в хоккей. В этом смысле они мало чем отличались от советских игроков. Говоря об уровне канадских любителей того времени стоит помнить, что в 1950-е годы в НХЛ выступали лишь шесть команд, из которых только две — «Монреаль» и «Торонто» — были канадскими. Представьте уровень конкуренции среди всех канадцев за место в составе любой команды НХЛ (к тому же, игравших тогда, как правило, всего в две пары защитников и три тройки). Очевидно, все кто не подходил в команды Original Six, находили себе работу в полупрофессиональных и любительских лигах, стремясь в перспективе попасть в НХЛ. Поэтому уровень таких канадских команд был довольно высоким, несмотря на, вроде бы, любительский статус. Не стала исключением приехавшая в Москву «Келовна», в составе которой были те, кто имел опыт профессионального хоккея.
Вратарь Дэйв Гатерам провёл несколько матчей в «Детройте», нападающий Билл Джонс — в «Бостоне», а его коллега по амплуа Джерри Гойе в дальнейшем выступал за «Чикаго». Большинство остальных поиграли в менее сильных, но всё же профессиональных лигах. Кроме того, наученные поражениями на чемпионате мира 1954 года и, особенно, олимпиады 1956, канадцы усилили состав «Келовны» пятью ведущими хоккеистами других команд. Столь длинное представление было необходимо, чтобы понять — в Москву приехал довольно сильный и опытный коллектив, а потому результаты турне не должны удивлять.
Тем временем в советском хоккее полным ходом шла смена поколений. Эпоха Всеволода Боброва, Виктора Шувалова, Алексея Гурышева, Евгения Бабича, Николая Сологубова и многих других подходила к концу. Поэтому визит сильной канадской команды был очень важен с точки зрения пробы сил. В ноябре «Келовна» провела в Москве пять игр на льду новенького дворца спорта в «Лужниках». Канадцам по очереди противостояли ЦСК МО, «Крылья Советов», «Динамо», молодёжная сборная и сборная Москвы. Последняя, по сути, была сборной СССР и играла под руководством Тарасова.
В первом матче ЦСК МО выиграл 4:3, хотя после двух периодов уступал в счёте. «Крылья Советов» и «Динамо» добились ничьих — 1:1 и 2:2. Молодёжка под руководством Анатолия Кострюкова проиграла 3:4, а для сборной Тарасова результат оказался ещё печальнее. К этому времени канадцы успели адаптироваться и к европейским площадкам, и к стилю советских хоккеистов. Если первой период прошёл в равной борьбе и закончился по нулям, то в дальнейшем гости доминировали. Во втором периоде они забросили три безответные шайбы; в третьем, после ещё одного гола, Тарасов заменил олимпийского чемпиона Николая Пучкова на Евгения Еркина. Ему канадцы тоже забили. Лишь за три минуты до конца Николай Снетков «размочил» счёт и сборная избежала разгрома — 1:5.
Несмотря на товарищеский статус встреч Тарасов подвергся серьёзной критике в прессе и от коллег по цеху. Его справедливо упрекали в отсутствии вариативности в атаке, в том, что советские игроки действовали однообразно, пытаясь вскрыть оборону только за счёт скорости и передач. Когда же это не получалось, просто не знали, что делать. Кажется, впервые советские специалисты обратили внимание на столь важный элемент, как игра на вбрасываниях, в котором наши вчистую уступили. Но самое любопытное — хоккеистов Тарасова упрекнули в недостатке морально-волевых качеств и индивидуального мастерства. Красноречивее остальных это сделал легендарный Всеволод Бобров, вот несколько цитат из его статьи «Ошибки серьезны, но исправимы» в «Советском Спорте» от 25 ноября 1958 года:
«Я хочу, чтобы меня правильно поняли. Я совсем не против активной, наступательной стратегии, которой упрямо старались придерживаться москвичи, но однообразие губит всякое хорошее дело».
«Эффективность действий наших нападающих снижалась ещё и потому, что коллективные действия они часто не умели сочетать с искусством индивидуальной игры».
«В этом же матче картина была совсем иной. Игроки сборной просто растерялись. Заметно было, что некоторые из них стремились скорее уйти с площадки, посидеть на скамейке в качестве зрителей. Елизаров, Копылов, Александров, Локтев, Черепанов, как мне кажется, не приняли силовой атлетической игры, попросту испугались, К лицу ли это нашим игрокам?»
Однако одним из достоинств советского хоккея, на протяжении всей его истории, была способность учиться и быстро исправлять ошибки. Следующее турне канадцев в Москву прошло гораздо успешнее: в 1960 году «Динамо», ЦСКА, «Химик» и молодёжная сборная обыграла сильнейшую любительскую команду «Чэтэм», а сборная Москвы и вовсе разгромила её 11:2 (перед этим, правда, проиграла 3:5). Ещё один матч, со «Спартаком», закончился вничью. Результаты сборной СССР на международной арене и вовсе говорят сами за себя: если в период с 1958 по 1961 годы побед на чемпионатах мира и олимпиаде не было, то в дальнейшем на протяжении девяти сезонов подряд советская команда неизменно занимала первое место. Существенное место в этих победах сыграли и индивидуальное мастерство советских хоккеистов, и морально-волевые качества. Правда в игре на вбрасываниях так и не удалось достичь заметного прогресса, но это совсем другая история.