А его действительно любили, и знаменитая кричалка «Лазарев Паша – надежда наша!», часто оглашавшая своды старенькой арены «Юность» в 90-е годы, была рождена не потому, что имя и фамилия удачно укладывались в рифму, а потому, что Лазарев в годы выступления за клуб был игроком знаковым для «Трактора», не будучи при этом явным лидером. Это с особой остротой ощутили все, имевшие хоть какое-то отношение к «Трактору», когда в сентябре 2018-го происходило прощание с так рано ушедшим из жизни нападающим. Многие не смогли сдержать слез, воспитанники Лазарева из хоккейной школы «Мечела» вообще ревмя ревели, накануне похорон, по словам директора школы, даже не смогли выйти на тренировку.
Через год с небольшим, а именно в декабре 2019-го, на арене имени Валерия Белоусова поднимали именные стяги двух игроков, безвременно ушедших из жизни – Валерия Карпова и Павла Лазарева. «Карпуню» российское хоккейное сообщество, конечно, знает лучше, Валера стал чемпионом мира совсем молодым в составе знаменитой команды Бориса Михайлова, сенсационно и вопреки всему ставшей лучшей в мае 1993-го в Германии. Играли в ней пятеро челябинцев, но Лазарева среди них не было – он еще набирал ход, и существовало не так много предпосылок к тому, что именно Паше суждено обрести такую искреннюю зрительскую любовь.
Конечно, трудно было чем-то особым выделиться в славной когорте форвардов, в основном подтянутой и вышколенной Белоусовым, демонстрировавшей в переломное время начала 90-х хоккей зрелый и зрелищный. Константин Астраханцев, Олег Мальцев, Игорь Варицкий Сергей Гомоляко, Равиль Гусманов, Андрей Кудинов, Игорь Федулов, Карпов – все бронзовые призеры первого постсоветского чемпионата были на слуху. Лазарев свою роль никогда не преувеличивал, он даже подчеркивал, что выше третьего звена поднимался редко и не был в числе главных забойщиков в первом бронзовом сезоне «Трактора». Вторая бронза челябинцев – другое дело, там Лазарев уже был в лидерах и останавливаться не собирался.
К сезону 1994/1995 за его плечами было уже пять лет игры за флагман южноуральского хоккея, чьим воспитанником он являлся. Иногородние в «Тракторе» появлялись редко, до 90-х, скорее, наблюдалось перепроизводство своих игроков, за невозможностью пробиться в основу поднимавших хоккей в других городах и весях. Дворового виртуоза Лазарева посоветовали посмотреть знаменитому бомбардиру Николаю Филипповичу Бецу, и росший в спортивной семье мальчишка замечательного тренера не разочаровал. Страсть к хоккею у него была неуемной – Паша продолжал гонять шайбу во дворе даже после тренировок и игр в хоккейной школе, а первую серьезную обкатку проходил, как и многие, в челябинском «Металлурге», будущем «Мечеле». Позже он скажет, что мастером его сделала именно поступенчатость отлаженной системы челябинского хоккея, где все делалось основательно, без резких рывков, с набиванием молодежью необходимых шишек и набиранием опыта.
Есть большая несправедливость в том, что нападающий Лазарев созрел для больших дел к середине 90-х, ставших, так уж получилось, началом сваливания «Трактора» в пике. На исходе лета 1994-го Лазарева признали лучшим нападающим весьма представительного турнира имени Виктора Блинова в Омске, а в декабре в звене с Карповым и Варицким он сыграл четыре матча за сборную России на победном для команды Призе «Известий». Отвечая как-то на вопрос, почему история со сборной получилась короткой, Лазарев ответит, что «Значит, были более достойные люди».
Сезон 1994/1995 он прошел по графику «очко за игру», забросив в 52 встречах 27 шайб и сделав 23 результативные передачи. 50 набранных очков на много лет вперед стали третьим показателем за всю историю выступлений «Трактора» в высшем дивизионе отечественного хоккея (больше набирали лишь Валерий Белоусов и Николай Суханов), а в том знаковом сезоне Лазарев из признанных бомбардиров уступил только Дмитрию Денисову из «Салавата Юлаева», Евгению Корешкову и Константину Шафранову из магнитогорского «Металлурга». Кстати, в регулярной части чемпионата «Трактор» напоследок четырежды наказал дерзких соседей, предвосхищая будущие перемены, когда слово «флагман» уже будет ассоциироваться с «Магниткой» –не без челябинской помощи.
К концу сезона 1994/1995 стало окончательно ясно, что челябинский хоккей ждут трудные времена. «За бесплатно» играть у лидеров сил уже не осталось, и камня в «разбегавшихся» никто не бросит (хотя тогда всем доставалось, включая и Валерия Константиновича Белоусова, который ушел в набиравшую мощь «Магнитку»). И Лазарев, который уже мог выбирать пути отхода, на один сезон покинул Челябинск со снайперской точностью – отправившись к Геннадию Цыгурову в «Ладу», и поспособствовав второму чемпионству тольяттинцев.
Но быстро возвратился в Челябинск, когда «Трактор» был уже совсем не тот, что пару лет назад. Челябинские болельщики знали, что Паша будет возвращаться всегда и играть с полной отдачей даже, фигурально выражаясь, «за бесплатно» – без всяких патриотических заявлений, без упреков в адрес отъехавших на сторону товарищей. Возвращался просто потому, что иначе не мог. Мне кажется, что именно «годы скитаний» определили особое отношение к Павлу Викторовичу болельщиков «Трактора», и вынужденные отлучки ничего не изменили в их признательном обожании. Неважно и с чем он каждый раз возвращался – что со званием чемпиона из Казани в 1998-м, что из датского «Редовре» два года спустя, что из Нижнего Тагила в 2003-м. Кличем «Паша – надежда наша!» встречали его неизменно.
Слегка полноватый, он совсем не казался неповоротливым – напротив, лишний вес не мешал ему оставаться и быстрым, и маневренным, и зорким, и забивным, пусть на склоне карьеры он в основном раздавал голевые передачи. Жаль, до лучших времен «Трактора», и хотя бы до возвращения в элитный дивизион Павел Викторович не дотянул, но завершающие сезоны провел именно в родном клубе. Жаль, что после вполне успешного начала тренерской работы случилась не очень приятная история их с сыном отъезда в Мытищи – Лазарев-старший посчитал, что карьеру в большом хоккее Антону лучше начинать в Подмосковье (и она у Лазарева-младшего в целом сложилась). Судя по тому, как складывалась его собственная карьера в течение десяти лет, могло получиться и лучше, но ведь к тому моменту, когда он возвратился в Челябинск и снова начал с нуля – с мальчишек в хоккейной школе тоже родного для Лазарева клуба «Мечел» – ему и было-то всего 46 лет.
Не унывал, радовался первым успехам подопечных, тренировался с ветеранами «Трактора», старался не пропускать игр родной команды, и в шутку говорил, что, если не будет серьезных предложений, готов снова возвратиться на лед. Когда его спрашивали, почему он не в родном клубе, отвечал, что претендовать на занятое место не в его правилах – «не так воспитан».
Ну как было такого Павла Викторовича, такого Пашу не любить?
Досье
Павел Викторович Лазарев
31.03.1970, Челябинск – 3.09.2018, Челябинск. Советский и российский хоккеист, нападающий, тренер. Мастер спорта международного класса (1995).
Карьера игрока. 1987-1990 – «Металлург» (Челябинск), 1989-1995 (с перерывами) – «Трактор» (Челябинск), 1995-1996 – «Лада» (Тольятти), 1996-1998 – «Трактор», 1998 – «Ак Барс» (Казань), 1998-1999 – «Трактор», «Мечел» (Челябинск); 1999-2000 - «Редовре» (Дания), 2000-2001 – «Трактор», 2001-2002 – «Энергия» (Кемерово), «Спутник» (Нижний Тагил); 2002-2003 – «Мостовик» (Курган), «Спутник»; 2003-2005 – «Трактор».
В высшем дивизионе отечественного хоккея – 389 матчей, 91 гол, 115 результативных передач. За 12 сезонов в «Тракторе» во всех дивизионах – 523 игры, 120 шайб и 172 передачи. За национальную сборную России – 4 матча.
Достижения. Чемпион России 1996, 1998, бронзовый призер 1993, 1994. В рейтинге сильнейших игроков «Трактора» за всю историю – 7-е место.
Карьера тренера. 2005-2006 – «Трактор-2», ассистент; 2006-2008 – «Химик-2» (Мытищи), ассистент; 2008-2009 – «Мытищинские атланты», ассистент; 2009-2010 – «Мытищинские атланты», 2010-2011 – ХК «Владимир», ассистент; 2012-2013 – ЦСК ВВС (Самара), 2013-2014 – «Юниор» (Курган), ассистент; 2014-2015 – «Батыр» (Нефтекамск), ассистент; 2015-2016 – «Торос» (Нефтекамск), ассистент; 2016-2018 – хоккейная школа ХК «Мечел», тренер.
Достижения. В качестве ассистента главного тренера чемпион ВХЛ 2015.