— Сборы инспекторов, главных и линейных судей признаны успешными. Проведена серьезная и плодотворная работа.
— В чем заключались принципиальные отличия этой судейской «предсезонки» от тех, что проводились в последние годы?
— Из принципиальных новшеств отмечу то, что с судьями работали специально приглашенные нами психолог и тренер по физподготовке. При помощи психолога ребята учились контролировать свои эмоции на хоккейной площадке и за ее пределами. Им объяснили, как эффективно привести в норму эмоции после тяжелых матчей. Тренер по фитнесу, в свою очередь, рассказал арбитрам о нюансах подготовки к матчам, показал новые упражнения, дал рекомендации по питанию и восстановительным процедурам. Сезон нас ждет очень насыщенный, так что вся полученная информация, уверен, окажется полезной для судей.
— Вы неоднократно упоминали, что особое внимание уделяете знанию арбитрами правил.
— Этому всегда уделялось большое внимание. И главные, и линейные судьи сдавали тест, который состоял из 70 вопросов. К каждому вопросу предлагались варианты ответов. Для того, чтобы пройти этот экзамен, судья должен был дать не меньше 60 правильных ответов. Вопросы, кстати, представляли собой не просто угадывание каких-то пунктов правил. Они моделировали реальные и неоднозначные ситуации, сплошь и рядом возникающие в игре. На раздумья — 30 секунд на каждый вопрос. То есть от людей требовалась и смекалка, и реакция — во время матча размышлять будет некогда.
— Все ли арбитры сдали этот тест?
— Сдали все. В целом картина лучше у главных арбитров, что понятно. Однако были и среди лайнсменов такие, кто правильно ответил на все 70 вопросов.
— Чем еще занимались арбитры?
— Для линейных судей были введены силовые нормативы. Требовалось подтянуться на перекладине, прыгнуть в длину с места, приседать со штангой собственного веса и жать от груди штангу в три четверти собственного веса. Естественно, все судьи сдавали тесты по ледовой подготовке и тест Купера. На льду особое внимание мы уделили катанию спиной вперед. Оно особенно важно в матчах, которые будут обслуживать по два главных арбитра.
— Какие рекомендации по поводу двойного судейства вы давали судьям?
— Просили добиться однозначности и взаимопонимания в принятии решений во время матча. Побольше общаться, причем не непосредственно перед игрой, а пораньше. Чтобы ребята поняли, как взаимодействовать, как передвигаться по площадке, помогали друг другу. Хоть у проведем мы в формате «два главных» не более 15 процентов матчей, командный дух в судейской бригаде — крайне важная вещь.