- Мы приехали по приглашению ИИХФ, - рассказывает Александр Поляков. – Центральными фигурами на этом семинаре был вице-президент и директор по судейству НХЛ Терри Грегсон, менеджер по судейству ИИХФ Константин Комиссаров, Билл Маккрири - знаменитый арбитр, который сейчас работает инспектором, и Маркус Виннерборг - шведский судья, первый из европейцев, отработавший сезон в НХЛ. Кроме нас, там были представители судейских комитетов федераций и национальных лиг разных стран и ведущие арбитры.
Действующим арбитрам пришлось сдавать тесты, о которых Алексей Раводин рассказывает с удивлением:
- Различия были колоссальные. Были очень сложные упражнения, которые характерны скорее для легкоатлетов, чем для хоккеистов. Так нас никогда не гоняли. Мне вообще показалось, что все эти тесты были придуманы для спортсменов, чей вес не превышает 70 килограммов. Надо сказать, что мы с Константином Олениным, учитывая наши габариты и возраст, справились блестяще.
Раводин и Оленин прыгали вверх с места, бегали на короткие дистанции и даже выдержали челночный бег, где надо было преодолевать контрольные дистанции с разной скоростью.
- Что интересно, человеческий фактор при изучении результатов там полностью исключен, - добавляет Алексей. – Все показатели замеряет аппаратура.
Но главным, конечно, была не проверка силы и выносливости судей. На семинарах обсуждались исключительно хоккейные вопросы.
- Рассматривались вопросы размещения арбитров на льду во время матча, разбор моментов, связанных с нарушением правил «толчок на борт», «неправильная атака», – вспоминает Поляков. – Я, кстати, отметил и для себя и поделился с нашими арбитрами, что мы как раз довольно много уделяли времени этим аспектам и наши методики ничем не отличается от методик ИИХФ и НХЛ.
Никаких существенных изменений в правилах нет.
- Вы с трибуны даже и не заметите, что мы теперь находимся в конечных точках немного в других позициях, чем раньше, - убеждает Раводин.
- Мы разбирали конкретные игровые моменты, нам надо четко понимать, в какой ситуации находится атакуемый хоккеист, видит ли он соперника, какую цель преследует хоккеист, проводящий силовой прием, - объясняет Константин Оленин. – Но это совсем не значит, что силовая игра исключена.
Силовая борьба и грязные силовые приемы – это разные вещи. На этом настаивает и Александр Поляков:
- Во всех серьезных лигах мира, будь то НХЛ или КХЛ, а также в ИИХФ, сейчас здоровье игрока ставится на первое место. Хоккей будет жестким и силовым, но нужно свести к минимуму возникновение ситуаций, в которых игрок получает травму. Конечно, нужно понимать, что хоккей - контактный вид спорта, и не всегда травма является следствием нарушения правил. Именно об этом и рассказывали арбитрам.
Одной из звезд семинара был шведский арбитр Маркус Виннеборг.
- Как выяснилось, жизнь у него в Америке была не сахар, - вспоминает Поляков. – Другая страна, другой мир, длительные переезды и совершенно иные нагрузки, нежели те, к которым он привык.
Оленин вспомнил и курьезные случаи, о которых рассказал швед:
- Как известно, в НХЛ комната для видеопросмотра находится в Торонто. И все арбитры звонят туда в спорных случаях, связанных с пересечением шайбы линии ворот. Он звонит и говорит: «Посмотрите момент». Ему ответили: «А ты кто?» Представляется. Далее: «А ты на каком матче работаешь?». Швед от волнения забыл, что судья видеоповторов находится не на стадионе…
Раводин запомнил другой случай, связанный с волнением.
- В Америке о нарушениях и удалениях игроков арбитр объявляет по микрофону, и, кстати, в России мы тоже к этому идем. Так вот, судья зафиксировал фол и совершенно забыл, что именно надо говорить. Рассказывал, что ориентировался на своего помощника, который подсказывал губами.
Впрочем, эти шутки показывают, насколько сильным является давление на арбитров в каждом матче.
- Мне очень понравилось, как нам рассказывали, что нужно делать судье для подготовки к матчу, - подводит итог Раводин. – Как надо подходить к игре, как строить отношения с игроками, со зрителями. Все эти уроки я старался запомнить от начала до конца.
Оленин же признался, что и сам был бы не против поработать за океаном.
- Мне понятно, что очень многое зависит от знания языка, - находит он главную причину. – Ты все-таки в другой стране, где говорят совершенно иначе. Конечно, я бы очень хотел поработать на таком уровне, но ко всему надо двигаться постепенно: сначала поработать на чемпионате мира, может быть, на Олимпийских играх. Рядом со мной на семинаре сидели опытные арбитры, по сравнению с которыми у меня совершенно нет опыта, но зато есть мотивация добиться таких же успехов в карьере.
Александр Поляков отметил, что подобный совместный семинар проводится во второй раз и он очень надеется, что не в последний:
- Основная цель – подготовить сильных арбитров к Олимпийским играм в Сочи, но при этом и все чемпионаты мира пройдут на высоком уровне. После окончания семинара я понял, что мы в России двигаемся в правильном направлении, следуем мировым тенденциям.