Прощальные матчи Михайлова, Васильева, Третьяка, Мальцева и многих других знаменитых хоккеистов собирали в СССР полные трибуны, об этих событиях снимали документальные фильмы и писали книги. Затем, когда большой страны не стало, все постепенно стало сходить на нет. Вячеслав Фетисов проводил такую игру в 2000 году, но потом, как мы хорошо помним, не удержался и на один матч вернулся, выйдя в свитере ЦСКА в матче регулярного чемпионата КХЛ в декабре 2009-го. «Зачем вы это сделали?» – часто спрашивали тогда прославленного защитника. «Тем, кто никогда не играл, этого не понять, – отвечал легендарный защитник. – Потому что они не знают запаха хоккейной раздевалки». А его партнер по первой пятерке сборной СССР Игорь Ларионов был, пожалуй, одним из последних, чья карьера завершилась красивым прощальным матчем в Лужниках в апреле 2004 года.
Время не пощадило эту прекрасную традицию, и в последние годы многие хоккеисты завершали карьеру тихо и спокойно – им не предлагали новый контракт, и они просто пропадали с хоккейных радаров. Хорошо, если кто-то из них находил себя в новой жизни. Но ведь много и тех, о ком после ухода из большого хоккея, мы ничего не знаем.
Но в Санкт-Петербурге, где все последние годы царит самый настоящий хоккейный бум, для Максима Сушинского и Алексея Яшина решили устроить красивый праздник. Они родились в разных городах, у них по-разному сложилась профессиональная карьера и они в разное время приняли непростое для себе решение повесить коньки на гвоздь. Но оба оставили яркий след в истории российской сборной и питерского СКА, поэтому нет ничего удивительного в том, что их совместный прощальный матч прошел на берегах Невы. Да и шесть тысяч зрителей на такую игру в субботний солнечный день, пожалуй, могли собраться только здесь.
– Что чувствую перед этой игрой? Чувства двойственные. Испытываю радость от того, что встречусь со старыми друзьями. Некоторых не видел очень давно, – сказал Максим в интервью, опубликованной в официальной программке мероприятия. – Ну и конечно, грусть, но мне кажется в этом нет ничего особенного. Любой человек грустил бы на моем месте. Действительно закончилась карьера хоккеиста, которой я посвятил большую часть своей жизни. Как не грустить?
В гости к Максиму Сушинскому и Алексею Яшину приехали хоккеисты со всех концов страны и мира. Генеральный менеджер «Атланта» Алексей Жамнов и тренер вратарей подмосковной команды Максим Соколов сорвались на один день из Мытищ, глава профсоюза игроков КХЛ Андрей Коваленко еще позавчера проводил профсоюзное собрание в ЦСКА, сегодня сыграл в Питере, а утром улетит в Германию. Дарюс Каспарайтис специально для участия в этой игре взял билет на самолет из Майами, а Александру Могильному, Артуру Октябреву и Александру Селиванову, на их счастье, не пришлось преодолевать тысячи километров – их «Адмирал» завтра проведет в Петербурге игру регулярного чемпионата против СКА. С огромным трудом смогла вырваться на прощальный матч абсолютная чемпионка мира по боксу Наталья Рагозина, признавшаяся, что ради такого хоккея вынуждена была оставить дома ребенка на кого-то из родственников. Она считает себя земляком Алексея Яшина, поддерживает дружеские отношения с «Капитаном Россия», но сегодня играла в команде Сушинского. Ее драка с президентом КХЛ на матче, посвященном 55-летию Вячеслава Фетисова в Лужниках, тогда стала украшением юбилейной встречи, и сегодня соперники на радость болельщикам аккурат перед началом второго периода вновь сбросили перчатки и провели второй раунд.
– Это вы их подговорили вновь подраться? – спросили после матча Максима Сушинского.
– Нет, у них это что-то личное, – улыбнувшись, ответил один из двух главных героев вечера.
Но, помимо яркой драки Медведева и Рагозиной, болельщики стали свидетелями отличного матча с красивыми голами, прекрасной игрой вратарей и массой положительных эмоций. Шестьдесят минут победителя не выявили (14:14), но затем президент КХЛ настоял на том, чтобы команды сыграли овертайм до первой заброшенной шайбы. И вот эти-то пять минут вместили немало любопытных событий. Началось все с неприятной травмы Алексея Касатонова, которому в лицо угодила шайба, и он раньше времени вынужден был отправиться в раздевалку.
– Иди, скажи Александру Иванычу, зачем он придумал овертайм? – стал подначивать Каспарайтис Касатонова в раздевалке после игры. – Пробили бы буллиты да и все дела.
– Ну, он же неугомонный, – только и смог ответить на это генменеджер СКА, на лице которого остался приличный след.
Затем Андрей Николишин сфолил на Александре Харитонове, но вместо назначения буллита арбитры отправили экс-форварда сборной России в штрафной бокс. И почти сразу же на две минуты наиграл Андрей Коваленко, но глава профсоюза наотрез отказался садиться на скамейку штрафников и минуты полторы что-то эмоционально высказывал главному судье, словно его удалили в решающей игре олимпийского турнира. В итоге свой штраф Коваленко отбывал на скамейке запасных, а после того, как Николишина реабилитировали, он подключился в атаку, ставшую для команды Яшина победной.
После окончания встречи Алексей и Максим долго благодарили болельщиков, фотографировались на память, а когда у Сушинского на руках оказались дети, многие сентиментальные болельщики не могли сдержать слез. Да и сам «Су-33» с трудом сдерживал эмоции.
– Как я сыграл? – спросили журналисты Максима Сушинского. – По-моему, неплохо: три забил, две отдал. Надеюсь, что от хоккея далеко не уйду, буду кататься с любителями и поддерживать форму. Еще вот записался в сборную, которая будет участвовать в чемпионате мира среди ветеранов.
– Спасибо руководству СКА, одному мне было бы трудно организовать такую игру, – признался Алексей Яшин. – Отношусь к Максиму Сушинскому с огромным уважением, поэтому сразу согласился принять участие в совместной игре. Мне всегда было приятно играть в Петербурге. К сожалению, время идет, настало время завершить профессиональную карьеру. Но я счастлив, что я остался в хоккее, являюсь генеральным менеджером женской сборной, а сейчас буду работать в олимпийском штабе мужской команды.
Время действительно летит неумолимо. Яшин и Сушинский всегда были из плеяды тех игроков, ради которых болельщики покупали билеты, заполняли трибуны и от игры которых ждали чуда. Сегодня они официально попрощались с хоккеем. Нам повезло, что своим детям мы можем сказать: «Я видел вживую игру Сушинского и Яшина!» И эти слова будут произнесены совершенно искренне, так как в их игре всегда было на что посмотреть. И за эту радость шесть тысяч хоккейных фанатов на трибунах Ледового дворца в Санкт-Петербурге и миллионы болельщиков по всей стране сегодня сказали Максиму и Алексею простое русское «спасибо».
Команда Сушинского – Команда Яшина 14:15 ОТ
1:0 Харитонов (Сушинский), 00.29
1:1 Николишин (Селиванов, Гусаров), 02.33
1:2 Трощинский (Ротенберг, Новосельцев), 08.05
2:2 Каменев (Орлович-Грудков), 08.49
2:3 Скугарев (Гордиюк), 10.12
3:3 Кознев, 10.26
4:3 Шенделев (Сушинский), 13.27
5:3 Горбушин (Коваленко), 14.57
6:3 Попов (Орлович-Грудков), 16.14
6:4 Яшин, 17.02
6:5 Медведев, 20.00
6:6 Могильный (Медведев), 20.36
7:6 Харитонов (Сушинский, Затонский), 21.17
8:6 Бойков (Горбушин, Коваленко), 27.10
9:6 Сушинский (Харитонов), 32.51
9:7 Касатонов (Яшин, Могильный), 33.57
10:7 Сушинский (Затонский, Харитонов), 37.08
10:8 Семин (Жамнов), 37.49
11:8 Бойков (Горбушин, Затонский), 42.50
11:9 Касатонов (Могильный), 49.10
11:10 Скугарев (Гордиюк), 51.51
12:10 Сушинский (Харитонов), 52.08
12:11 Селиванов (Жамнов, Николишин), 53.14
13:11 Маслов, 53.43
14:11 Коваленко (Горбушин), 54.30
14:12 Ротенберг (Новосельцев, Трощинский), 55.1
14:13 Новосельцев (Трощинский, Ротенберг), 56.04
14:14 Касатонов (Гордиюк, Жамнов), 57.49
14:15 Николишин (Трощинский, Ротенберг), 63.38
Вратари: Соколов, Ячанов – Михайловский, Царегородцев
Судьи: Гордиенко, Михальченко, Шадрин
12 октября. Санкт-Петербург, Ледовый Дворец. 6000 зрителей.