Система розыгрыша тогда значительно отличалась от нынешней. Не было деления на конференции, и составы пар определялись в соответствии с положением в общей таблице. В первых двух кругах борьба велась до трех побед, а овертаймы не были бесконечными: если за десять минут соперникам не удавалось забить, победитель определялся в серии бросков.
Но какими бы ни были технические отличия, игра оставалась такой же яркой, искрометной и непредсказуемой. А громкая сенсация грянула в первом же раунде.
Первое в истории КХЛ чудо сотворил «Авангард», ведомый несравненным Яромиром Ягром. Борьба за последнюю путевку в плей-офф велась до последнего дня регулярного чемпионата, и лишь на самом финише омская команда сумела на одно очко обойти «Северсталь». И в соперники получила, разумеется, победителя регулярки – «Салават Юлаев». В таблице их разделяла целая пропасть: 129 очков у Уфы, 78 – у Омска, но какое это имеет значение, когда начинается борьба за Кубок? Проиграв первый матч в овертайме, «Авангард» затем одержал три подряд победы на любой вкус: по буллитам, в овертайме и в основное время. В четвертой игре была поставлена жирная точка – 4:1. История Кубка Гагарина началась зажигательно!
«Авангард» не был намерен останавливаться и едва не сотворил и вторую сенсацию. Следующим его соперником стал «Ак Барс», получивший по итогам регулярки второй номер «посева». В Казани команды одержали по одной победе, в Омске – тоже (причем в четвертой игре «Ак Барс» просто уничтожил конкурента – 11:1), и дело дошло до решающего матча на льду «Татнефть-Арены».
За несколько секунд до конца третьего периода гости вели – 2:1. А потом случилось вот что.
Этим голом Илья Никулин заслужил себе место в татарском народном эпосе непосредственно рядом с Идегеем. Сумев спастись за 15 секунд до сирены, «Ак Барс» воспрянул духом, и в начале третьей минуты овертайма Олег Петров вывел его в полуфинал.
После этого команду Зинэтулы Билялетдинова было не остановить. Московское «Динамо» под руководством Владимира Вуйтека изо всех сил постаралось дать бой, но уступило в шести матчах, и в борьбе за Кубок Гагарина «Ак Барс» встретился с «Локомотивом» Кари Хейккиля. Ярославцы по дороге в финал не испытали особых проблем, одолев «Нефтехимик» (3-1), «Спартак» (3-0) и магнитогорский «Металлург» (4-1).
Финал стал достойным украшением турнира и по уровню игры, продемонстрированной обоими соперниками, и по драматизму борьбы – для выявления победителя потребовались все семь матчей. Правда, некоторые любители скандалов/интриг/расследований убеждены, будто серию затянули искусственно, поскольку седьмой матч был намечен на 12 апреля. Дескать, Лига не могла упустить такой красивый момент: обладатель трофея, носящего имя первого космонавта, вручен в День космонавтики. Потому, мол, и было принято стратегическое решение продлить финал до седьмого матча.
Трудно и, пожалуй, безнадежно пытаться убедить скептиков изменить свою точку зрения, поскольку практически невозможно постигнуть суть вещей извне. Если бы кто-то из разработчиков теории заговора находился 10 апреля 2009 года в подтрибунном помещении «Арены 2000 Локомотив», подобные идеи его бы никогда не посетили. Невозможно описать, какая суматоха творилась там в последние минуты шестого матча.
На 46-й минуте Алексей Михнов вывел ярославцев вперед – 2:1, и этот гол имел все шансы стать решающим («Локомотив» ведь вел в серии – 3-2). Сотрудники КХЛ и работники арены сразу засуетились, готовясь к возможной церемонии вручения Кубка: к ведущим на лед дверям стали подтаскивать ковровые дорожки, микрофоны, пушки, исторгающие конфетти, и прочие атрибуты празднества. Но вскоре Данис Зарипов сравнял счет, и положение организаторов стало еще более сложным, а ожидание – еще более нервным. Впереди овертайм, который может закончиться в любую секунду, а значит, надо быть готовым либо устремляться на лед, либо сворачивать всё и готовить реквизит к перевозу в Казань.
Юкка Хентунен через 68 секунд после начала овертайма сравнял счет в серии, и кутерьма началась вновь: пушки-дорожки свернуты и упакованы, Кубок Гагарина запрятан в деревянный цилиндрический футляр и на перекладных отправляется в очередное путешествие из Ярославля в Казань. А знаете, как это нервно – сопровождать такое сокровище в общественном транспорте? Не знаете – спросите у руководителя Департамента проведения соревнований Сергея Козлова, которому та серия добавила немало седых волос. Сколько томительных часов провел он в поездах и автобусах, практически не смыкая глаз и не выпуская драгоценный Кубок из рук!.. И вы полагаете, будто кому-то хотелось продлить эту нервотрепку настолько, что он убедил игроков «Локомотива» пропустить в овертайме? Вам, пожалуй, надо проконсультироваться у врача соответствующего профиля.
И вот 12 апреля в Казани прошел седьмой матч первого финала Кубка Гагарина – заключительное действие выдающегося спектакля. Соперников разделил лишь один гол, на 51-й минуте забитый Алексеем Морозовым. Ну, а кто же еще, как не капитан, должен был послать в сетку ворот шайбу, сделавшую «Ак Барс» чемпионом?
А ведь ничего этого могло не быть, не спаси Никулин свою команду за какие-то 15 секунд до конца пятого матча с «Авангардом». Но мы-то с вами давно приучены не думать о секундах свысока, верно?