Чуть больше недели назад заслуженный мастер спорта России, двукратный чемпион мира по хоккею Сергей Зиновьев был представлен руководством новокузнецкого «Металлурга» в качестве нового генерального директора. 36-летний Зиновьев сменил Владимира Роккеля, который покинул «Металлург» в связи с переходом на новое место работы. Для экс-форварда сборной России роль управленца новая, но тем интереснее ему будет выстраивать профессиональную команду в Новокузнецке. Зиновьев намерен сделать все, чтобы «Кузня» забыла о последнем месте в турнирной таблице КХЛ и начала добиваться серьезных целей.
- Руководство Новокузнецка давно обозначило заинтересованность в том, чтобы вы возглавили хоккейный клуб?
- Где-то за неделю до объявления о назначении на меня вышли с таким предложением. Руководство города и генерального спонсора «Металлурга» - «ЕВРАЗ», не совсем устраивает то положение дел, которое имело место. А именно не устраивало место в турнирной таблице. Также существует еще ряд моментов, по которым руководители хотят увидеть изменения ситуации в лучшую сторону. При этом я отдаю должное и говорю огромное спасибо тем руководителям хоккейного клуба, которые работали в «Металлурге» до меня. Ими был проделан колоссальный объем работы, в результате чего создана неплохая инфраструктурная база, которая сейчас должна поспособствовать достижению более высоких результатов и тех целей, которые перед нами поставлены.
- Были у вас какие-то сомнения на счет того, принимать ли это предложение, с учетом отсутствия подобного опыта работы?
- Сомнений не было. Работа в части спорта, и хоккея в частности, по большому счету для меня не новая. В части финансово-хозяйственной деятельности и менеджмента потребуется определенный опыт. В процессе работы с коллективом он, безусловно, будет повышаться.
- Вы следили за развитием хоккея в Новокузнецке?
- После окончания карьеры я не так тщательно следил за тем, как менялся состав команды «Металлург», кто из хоккеистов приходит, а кто уходит. А вот турнирное положение клуба, конечно же, всегда отслеживал, как и результаты матчей. Порой команда преподносила неожиданные результаты, а иногда и настоящие сенсации. Конечно, я был искренне рад таким победам «Металлурга», ведь Новокузнецк – моя вторая родина. Но, к сожалению, все-таки досадных поражений у команды было больше, чем положительных результатов. Думаю, наши болельщики помнят ту серию матчей сезона 2015/16, которая была проиграна по буллитам. Отчасти и эти поражения в буллитных сериях привели к тому месту, на котором в итоге оказался «Металлург» по завершении регулярного чемпионата. Такой результат не мог порадовать ни одного болельщика. Сейчас уже, с позиции руководителя клуба, считаю, что этот результат станет для нас хорошей отправной точкой в плане решения новых задач и достижения новых побед. Будем стараться исправлять турнирное положение «Металлурга».
- Вам всего 36 лет, могли бы еще играть и играть… Особенно с учетом дефицита хороших центральных нападающих. Нет ощущения, что вы не все сказали, как игрок?
- 36 лет – это, скажем так, средний возраст для хоккеиста. Если говорить о спортсмене в целом, то это, наверное, тот возраст, когда люди начинают потихоньку задумываться о завершении карьеры или об уходе на другие роли в команде. Физиологию никак не изменишь, и возраст все-таки накладывает свой отпечаток. Первое, что тут теряется, – это скорость. Продолжать или не продолжать карьеру – вопрос уместный, но в то же время играть в полную силу в этом возрасте, продолжать находиться в команде на тех же ролях – это было бы тяжело сделать. Поэтому я решил принять для себя такое решение. Сейчас у меня новый вызов. И я надеюсь, что с ним справлюсь.
- Ваш бывший партнер по звену 35-летний Данис Зарипов стал 4-кратным обладателем Кубка Гагарина…
- Данис Зарипов – хороший человек и уникальный мастер своего дела. Он очень любит хоккей и искренне предан ему. С другим отношением к хоккею и нельзя стать четырехкратным обладателем Кубка Гагарина, чемпионом мира и обладателем всего того количества призов, которое Данис завоевал в своей карьере. Я очень рад, как, надеюсь, рад и Данис, что нам посчастливилось поиграть вместе и в клубе, и в сборной. Думаю, мы показывали неплохой результат. Зарипов – это матерый нападающий, который знает и понимает игру. За счет умения и опыта, тех профессиональных качеств, которые есть у Даниса, он выглядит нисколько не хуже молодых хоккеистов.
- Многие хоккеисты, особенно из тех, кто рано завершил карьеру, никак не могут «убить в себе игрока», как например, Сергей Федоров. Как у вас с этим? Не снится, как вы на Олимпиаде?
- С Сергеем Викторовичем Федоровым мы вместе играли за сборную. Считаю, это человек-легенда. Такой же, как Дацюк, Ковальчук, Макаров, Крутов, Фетисов… Продолжать можно долго. У нас богатая хоккейная история. Хоккей в нашей стране любят и уважают. Те, кому позволяет состояние здоровья, как, например, Сергею Викторовичу, играют до 42 лет. Те, кому не позволяет, заканчивают раньше. Например, Владислав Александрович Третьяк завершил карьеру в 32 года. С каждым новым поколением в хоккее возрастной ценз немного увеличивается. Будем надеяться, что хоккеисты станут еще более ответственно относиться к своим профессиональным обязанностям и на льду, и вне его, тем самым увеличивая продолжительность своей игровой карьеры.
Если возраст, когда хоккеист завершает карьеру, будет повышаться, значит, у нас в лиге будет оставаться больше мастеровитых профессионалов. За счет чего, считаю, повысится непосредственно качество самого хоккея. Потому что зачастую смотришь на игру некоторых команд, в составе которых мало, так скажем, опытных хоккеистов, и понимаешь, что им не хватает какой-то изюминки, рассудительных и обдуманных действий на площадке. Молодежь должна тянуться за опытными хоккеистами, черпая для себя что-то в профессиональном плане. Что касается «убить игрока в себе»… Сделать это, наверное, будет тяжело любому спортсмену. Как и, думаю, журналисту «убить в себе журналиста». То, чего я хотел добиться в хоккее, в спорте – в принципе, добился. И прежнего драйва, чтобы это снова завоевывать, уже нет. А если нет драйва – не нужно обманывать ни себя, ни болельщиков. В результате я и принял решение закончить карьеру вовремя.
- В последнее время стало тенденцией привлекать к работе в руководство клубов КХЛ только завершивших карьеру игроков. Вы считаете это правильно?
- Это прерогатива тех людей, которые выступают с такой инициативой. Просто так ведь не приглашают на руководящие и ключевые позиции? Если у человека, завершившего игровую карьеру, есть потенциал роста в новой сфере, то почему бы ему не предложить заняться работой на данном направлении? Считаю это абсолютно нормальным. Тем более у нас есть отличный пример в лице Алексея Морозова. Бывший капитан сборной России и «Ак Барса» является доказательством тому, как человек, завершив игровую карьеру, может перейти в функционеры и хорошо справляться с этой работой. Знаю, что у Алексея есть большие планы по возрождению родного для него клуба «Крылья Советов». И я от всей души желаю ему удачи, ведь работа предстоит нелегкая. Но думаю, что все у Алексея получится.
- А кто из руководителей клубов КХЛ для вас будет ориентиром?
- У нас есть мастодонты в этом плане. Например, Геннадий Величкин. Считаю хорошим функционером Кирилла Фастовского. Хорошо разбирается в хоккее руководство «Ак Барса» - Шамил Хуснутдинов, Равиль Шавалеев. Большим спортивным авторитетом пользуется Юрий Яковлев. Это я перечислил тех людей, которые уже на протяжении долгого времени вносят свое развитие в хоккей и являются ключевыми фигурами в своей сфере. А так, в принципе, во всех клубах есть профессионалы своего дела. Положительных примеров много, и здесь нечего бояться.
- Каких принципов в работе будете придерживаться?
- Та база, которая была заложена до меня в «Металлурге», – считаю, что здесь есть зерно для развития. Основные принципы, если мы говорим о коллективе, – прежде всего доверие, открытость. Будем требовать максимального профессионализма в работе от всех отделов и служб клуба, чтобы прийти к тем результатам, которые ставим. Так что максимальная открытость и профессионализм будут основными качествами.
- Ваша жизнь сильно изменится с учетом этой должности?
- Изменится график. Что-то отойдет на второй план. Но я не думаю, что в самой жизни будут какие-то слишком большие изменения. Тем более, что многих, кто работает в «Металлурге», я знаю с детства. И это настоящие профессионалы своего дела.
«В Новокузнецке никто не рад месту, которое занимает «Металлург»
- Какие первые шаги планируете совершить в новой должности?
- Если мы говорим о спортивной составляющей, хотелось бы видеть больше позитивных эмоций внутри команды. Состав в этом сезоне подбирается молодой. На сегодняшний день в «Металлурге» мало опытных хоккеистов. Будем работать в этом направлении. Нужно точечное усиление. Здесь возлагаю большие надежды на спортивного директора Валерия Михайловича Зелепукина, который хорошо знает рынок игроков. Как и возлагаю большие надежды на главного тренера Николая Дмитриевича Соловьева, который также очень хочет изменить результаты команды.
Все вместе будем искать пути выхода из сложившейся турнирной ситуации. В Новокузнецке никто не рад тому месту, которое занимает «Металлург» в последнее время. Что касается финансово-хозяйственной деятельности, посмотрим некоторые моменты. При этом хочу сказать, что клуб работал и исправно выплачивал заработную плату игрокам, штатному персоналу. Не думаю, что тут есть какие-то большие проблемы.
- Будете менять команду? Вы сразу сказали про «несколько манипуляций»… Что имели в виду?
- Однозначно будет усиление состава команды. Оно нам необходимо под достижение тех целей, которые ставим. Исходя из возможностей нашего бюджета и наличия тех игроков, которые есть на рынке, примем решение.
- Важно, чтобы у руководителя и главного тренера сложились хорошие взаимоотношения? И, соответственно, как хорошо общаетесь с Николаем Соловьевым?
- На работе меня устраивают рабочие отношения. Не дружеские, а именно рабочие. Считаю, на работе по-другому и быть не должно. Потому что в рамках рабочих отношений мы можем говорить с человеком как о хорошем, так и о плохом, приходить к компромиссу. Я, как руководитель, буду добиваться и требовать результата.
С Николаем Дмитриевичем у нас хорошие отношения. Соловьев был моим тренером, знаю его требования как профессионала, знаю его биографию, играл против команд, которые возглавлял Николай Дмитриевич. Этот специалист умеет собрать боеспособный коллектив, подобрать в состав тех ребят, которые полностью подходят под его видение. В прошлом сезоне в Новокузнецке благодаря Николаю Соловьеву появилась такая тройка нападения, как Казаков – Стоа – Капризов, по ходу сезона прибавили в статистике Фэйрчайлд и Коусал. Николай Дмитриевич умеет разглядеть в человеке его достоинства и раскрыть их в профессиональном плане.
- Намерены давать какие-то советы тренерскому штабу? Не планируете вмешиваться в процесс?
- Вмешиваться в процесс – это не моя профессиональная обязанность как руководителя. На кухне не должно быть двух поваров. В «Металлурге» профессиональный тренерский штаб, составленный из известных специалистов в хоккейном мире. И я не собираюсь мешать им работать. Моя задача – создать для тренеров максимально комфортные условия для работы и всячески помогать в селекционном плане и многочисленных организационных моментах. Если все это будет на уровне – результат придет. Как и будут болельщики на трибунах. Это тоже наша задача.
- Многие считают, что у вас был непростой характер в период игровой карьеры, и, возможно, это даже помешало в чем-то добиться большего…
- Простой-непростой характер… Один человек считает так, второй по-другому. Есть на этот счет выражение: «Я не пряник медовый, чтобы всем нравиться». Спортсмен, добивающийся определенных результатов, зачастую является «непростым». Потому что путь к высоким результатам идет через большой труд, выносливость, иногда споры с самим собой. И тут наличие характера, пусть даже его сложность – одна из составляющих спортсмена. Я знаю немало людей, про которых говорят, что у них сложный характер. Но этот спортсмен приносит результат и, тем самым, перекрывает все высказывания в свой адрес. «Сложность характера» – вещь упрямая и зачастую неправдоподобная.
Про сложность характера можно говорить у людей и из других сфер занятости, но человек находит себя и работает. В одном коллективе это может быть «сложностью характера», а в другом нет. Существует множество критериев, относительно которых можно обсуждать эту тему, как в положительном, так и отрицательном аспекте. Так что как тут однозначно сказать, сложный у меня был характер или нет? Я играл с хорошими партнерами, за хорошие команды и никогда не возникало никаких казусов, про которые можно было бы сказать, что вот, это все из-за сложного характера у него что-то не получилось. Получилось все, как должно получиться. И считаю, получилось неплохо.
- Будучи менеджером, готовы идти на компромиссы?
- Конечно. Компромиссы в нашей жизни встречаются каждый день. А если говорить о хоккейной школе «Металлурга», то там должно быть много именно компромиссных решений. Потому что на принятие решений молодыми игроками сейчас большое влияние оказывают агенты, обещая юным хоккеистам золотые горы в другом клубе. Будем стараться приходить к компромиссам, которые пойдут на пользу как ребятам, так и клубу.
- В последние годы «Кузню» воспринимают как главного аутсайдера КХЛ. Вам было не обидно это наблюдать?
- Новокузнецк, и не только он, а вся Кемеровская область переживает за команду. Ведь уже давно известно и не раз об этом говорили, в том числе, когда я сам играл за «Металлург», что чем удачней выступает команда, чем больше побед у нее, тем и производительность труда на предприятиях становится выше. Эмоциональный фон в городе улучшается. И мы будем к этому стремиться. Последнее место меня как спортсмена никогда не радовало. С тенденцией последних мест мы будем бороться. Думаю, у «Металлурга» это должно получиться.
- А почему последнее место преследует «Металлург»?
- Я не считаю, что оно преследует «Металлург». Я считаю, это наша отправная точка в новой жизни и деятельности клуба. Будем надеяться и стремиться к тому, чтобы, образно, сдвинуть паровоз с запасных путей.
- Задача приблизиться к зоне плей-офф выполнима?
- Вполне.
- По словам руководства, финансирование клуба будет на прежнем уровне. Достаточно ли этого для решения поставленных задач?
- Те задачи, которые поставлены перед «Металлургом», считаю, они выполнимы и с этим бюджетом. Многое будет зависеть от того, как мы завершим комплектование состава. Предварительные договоренности о переходе уже есть с рядом игроков.
- Какой результат по итогу первого года работы вы сочтете успешным для себя?
- Помимо тех турнирных целей, о которых было сказано выше, это воспитание молодого поколения хоккеистов. У нас есть перспективные ребята 1996-97 годов рождения и младше. Это будущее «Металлурга». Плюс необходимо еще больше активизироваться в работе в Кемеровской области. В Кузбассе появляются новые ледовые дворцы спорта: такие спортивные сооружения уже есть в Ленинске-Кузнецком, в Кемерове. В этом плане мы имеем скрытый потенциальный резерв относительно местных воспитанников, на который нужно ориентироваться. Здесь мы должны сработать качественно и профессионально. Работа предстоит большая.