Роман Шиханов, несмотря на свой скромный по меркам судейства возраст, – один из самых опытных арбитров КХЛ. К 33 годам уроженец Тольятти успел провести 312 матчей регулярных чемпионатов и 74 встречи плей-офф. Помимо того, Шиханов 5 раз был включен в список лучших арбитров сезонов КХЛ.
- Роман, у вас хоккейная семья. Не могли бы рассказать о ней?
- Мой отец, можно сказать, легенда тольяттинского хоккея. Играл в те времена, когда команда ещё называлась «Торпедо». И до сих пор его бомбардирские рекорды никем не побиты. На данный момент отец работает главным тренером в молодёжной команде «Ладья». Брат тоже хоккеист. Играл в молодёжной сборной России, в 1998 году был капитаном команды, играл в топ-клубах. Сейчас пошёл по стопам отца и с этого сезона приступил к тренерским обязанностям в команде «ЦСК ВВС». Пока в качестве помощника главного тренера.
- А как вы стали арбитром?
- До 21 года играл, но в какой-то момент понял, что больших результатов, как хоккеист, не смогу добиться. В Тольятти предложили стать арбитром. Я начал судить с самых низов, то есть детские спортивные школы, потом фарм-клубы. Старался работать как можно больше, чтобы набраться опыта. Однажды меня рекомендовали на сборы в Москву, я очень серьёзно к ним подготовился. Много тренировался, повторял правила. На сборе я показал себя, зарекомендовал и меня начали назначать на матчи Высшей Хоккейной Лиги.
- Был человек, за которым вы тянулись в первые годы работы арбитром?
- Может быть Шелянин. У него был статус звезды среди линейных арбитров. И сейчас он остаётся авторитетом. То есть, когда я пришёл, старался ни в чём не уступать ему. Хотелось, чтобы и моя фамилия тоже была в числе лучших.
- Вы получаете удовольствие в вашей профессии?
- Начнём с того, что больше всего удовольствия я получаю от встречи с коллегами, с друзьями. Очень рад нашему общению. Я люблю свою работу, мне в ней нравится всё.
- Многие считают, что в профессии арбитра нет ничего сложного. Поделитесь, просто быть судьёй?
- Непросто. Каждый арбитр должен быть готов физически. Нам необходимо постоянно готовиться, даже когда нет игр. Арбитр должен держать себя в форме. Во всех поездках мы стараемся сходить на стадион, в тренажёрный зал, хорошо, если есть бассейн. Никогда не запускаем себя, ведь хоккейный матч для судьи - это приличная нагрузка, в том числе и психологическая.
- А как переносите долгие перелёты в Сибирь, на Дальний Восток?
- Это не проблема для меня. Настолько привыкли, что перелёты – уже часть работы. В межсезонье даже иногда скучаю по ним.
- Какой матч в вашей карьере был самым тяжёлым?
- Скорее не тяжёлым, а самым интересным. Финал западной конференции прошлого сезона, матчи между СКА и ЦСКА. Две равные команды боролись за выход в финал. Были очень интересные игры. Наверное, я запомню их навсегда. Конечно, все мы переживаем, если допускаем ошибки в ходе матчей. Я всегда стараюсь забыть какие-то негативные моменты, чтобы это волнение не передалось на следующую игру. Нужно готовиться, настраиваться на следующий матч, а не переживать по поводу каких-либо негативных моментов.
- Вы относите себя к строгим судьям, или к более мягким?
- Скажем так, к справедливым. Но не к мягким - это точно.
- Тяжело ли работать на больших стадионах, под рев болельщиков, который зачастую направлен именно на судей?
- Когда на арене нет болельщиков, такое ощущение, будто проходит товарищеская игра. Поэтому мне очень нравится работать на больших стадионах, как, например, в Минске. Там действительно очень любят хоккей, полные арены всегда. Также, как и в Новосибирске, Санкт-Петербурге. Мне это никак не мешает.
- Вы достаточно много судили на международной арене. Отличается ли судейство в КХЛ от международных соревнований?
- Большой разницы нет, разве что в международных матчах команды ведут себя немного более дисциплинированно по отношению к судьям. Это происходит из-за скоротечности турниров, и каждое удаление может сильно повлиять на исход не только матча, но и всего соревнования.
- Вы вошли в десятку лучших линейных судей КХЛ сезона 2015/2016. Какую оценку поставили бы себе сами?
- Самого себя мне сложно оценить, это не моё дело. Руководители оценивают мою работу. Но в то же время, я счастлив, что мне доверили обслуживать матчи финала Кубка Гагарина. Я думаю, что это и есть положительная оценка моего прошлого сезона.
- Получали ли вы травмы на льду?
- Да, был один случай. Года 4 назад, защитник выбрасывал шайбу из зоны, и она попала мне в колено. Пробила щиток. Было очень неприятно. До конца матча оставалось около 10 минут, но доработать я не смог. Хорошо, что коллеги подстраховали.
- Что происходит, если судья во время матча получает травму?
- Бригада дорабатывает втроём. Запасные судьи есть только в плей-офф. Если же арбитр заболел до игры, то присылают замену.
- Вы долгое время играли за тольяттинскую «Ладу». Трудно судить матчи родной команды?
- Нас не назначают на игры команд из родных городов, но в прошлом сезоне получилось так, что один матч с участием «Лады» я отработал. Не знаю, как так получилось, но отработал... понимал, что все мои решения будут рассматривать под микроскопом. Поэтому даже в мыслях не было помочь «Ладе».