Владимир Кречин: «В «Куньлуне» не было тех, кто «раскачивает лодку»
Михаил Головков: «Выход «Витязя» в плей-офф – это только первый шаг наверх»
Для «Сибири» нынешний сезон выдался неудачным. Команда первый раз за последнюю пятилетку не попала в плей-офф. А ведь ещё в позапрошлом сезоне впервые в истории клуба были завоёваны медали – бронза. Тем не менее, целый комплекс проблем, среди которых волна травм ведущих игроков, оставили «Сибирь» за пределами кубковой восьмёрки Востока. Неудовлетворительный результат привёл к отставке главного тренера – Андрея Скабелки, с именем которого связан главный успех команды в сезоне 2014/15. Кроме того, «Сибирь» в межсезонье ожидают глобальные изменения. Строить новую команду будет дебютант КХЛ в роли главного тренера Павел Зубов, работавший в штабе Андрея Скабелки.
- Кирилл Валерьевич, оцените вкратце прошедший сезон для «Сибири».
- Мы не справились с задачей, и сезон могли бы провести лучше. Но этого не случилось по разным причинам. И мы понимаем, по каким. Понимаем, что некоторые вещи могли бы изменить, а некоторые – данность свыше. Тем не менее, это ни в коем случае никого не оправдывает. В спорте всё определяется исключительно результатом. Остальное – лирика, которая, конечно, имеет место быть, но на неё надо поменьше обращать внимание.
- Означает ли это, что перед сезоном были ошибки в селекционной работе?
- Да, это работа – моя, и её надо признать неудачной. От ошибок, конечно, никто не застрахован. Такое бывает, и достаточно часто. В этом случае надо попытаться изменить ситуацию, что обычно и делается. И нам это часто удавалось. Но в этот раз начались ещё и другие проблемы, которые наложились на эту. В итоге ситуацию вовремя исправить не удалось. Что это за проблемы? Прежде всего, травмы ключевых игроков. Пришлось латать дыры в составе, и было уже не до исправления ошибок в селекции. Физически играть было некому. Не выходить же на матчи молодёжной командой. В итоге – всё одно на другое, и получился вот такой результат. Хотя, не могу не отметить, что концовка чемпионата нам удалась. Несмотря на то, что продолжали играть нервно и нестабильно. Мы приблизились вплотную к зоне плей-офф и в итоге набрали одинаковое количество очков с «Куньлунем». Лишь за счёт меньшего количества побед в основное время уступили ему восьмое место на Востоке.
Уйдёт достаточное количество игроков, причём не только те, о которых говорят и пишут уже сейчас, но и другие. Так что, атака будет практически новой.
- Накануне сезона команду покинули практически все легионеры: Томаш Винцоур, Давид Улльстрём, Андрей Месарош, Калле Риддерваль. Они не устроили вас?
- Они перестали быть лидерами команды и, по нашему мнению, исчерпали свой ресурс. Можно посмотреть, где и как они играли в этом сезоне и увидеть, что наш шаг по их замене был абсолютно правильным. Другой вопрос – кем мы их заменили. Здесь есть ошибки, хотя не всё так однозначно. К примеру, не вписался в команду Эро Эло. Нам казалось, что он подойдёт безоговорочно, а он не подошёл совсем. Хотя сейчас он прекрасно играет в Швейцарии, и клуб им очень доволен.
- «Сибирь» действительно накрыла эпидемия травм. Вы видите в этом только стечение обстоятельств, или можно говорить о недоработках тренерского штаба в межсезонье?
- Очень сложно ответить на этот вопрос. Нет никаких доказательств или понятных, чётких фактов доказывающих, что все травмы произошли по причине ошибок в подготовке к сезону. Анализ травм показывает, что дело не в недоработке, а именно в стечении обстоятельств. Травмы у всех разные, а порой и совершенно нелепые. Какой-то рок довлел над нами. Выздоравливает один игрок, выходит на матч, и в этом же матче травмируются двое других. Как будто эффект домино. Очень трудно сказать, где мы недоработали, в чём наши недочёты, приведшие к этому. Что всё вот так произошло. Бороться с этим мы никак не могли. Пытались, но проблемы нарастали, как снежный ком. Какой-то кошмар.
- Если речь зашла о роке, может, стоило бороться и нетрадиционными методами? К примеру, сходить в церковь.
- Думаете, мы этого не делали? Всё проходили. Перепробовали все способы, какие только возможны. Оставалось только свалить всё на високосный год и сказать: «Давайте уже доиграем этот сезон и поскорее о нём забудем». В концовке уже отчаянье нас обуяло.
- Из-за травм лидеров многим ребятам пришлось выходить на первые роли. Что скажете о них?
- Эти парни, оказавшись в такой ситуации, прошли потрясающую школу. Они могли и не попасть в основу, если бы не травмы лидеров. Мы начали искать ребят и в фарм-клубе… В общем, этот тот случай, когда нет худа без добра. И для кого-то нынешний сезон получился со знаком плюс. У нас была самая молодая линия обороны в КХЛ. Ребята испытывали очень серьёзную нагрузку. Все они остались в команде, и теперь наша задача – использовать их прогресс в следующем году.
- Кого бы вы могли отметить персонально?
- Считаю, что на порядок сильнее стал играть Фёдор Беляков. Не зря он стал первым в КХЛ по количеству блокированных бросков. Здорово прибавили Иван Верещагин и Владислав Наумов. После восстановления отлично сыграл Максим Игнатович. Очень помогло возвращение Кости Алексеева, который стал настоящим лидером команды. Большое спасибо Адаму Полашеку – вот легионер, с которым мы точно не ошиблись.
- Сильно сказалось отсутствие голкипера Александра Салака, который пропускал начало сезона из-за дисквалификации, а затем и получил серьёзную травму?
- Не то слово. Можно сказать, это был самый ощутимый удар. После того, как Салак получил травму, я засомневался, что в этом сезоне нам вообще что-то удастся.
Есть критерии оценки работы. Главный – попадание в плей-офф. Несмотря на все трудности, он над нами довлел. И я понимал, что, если мы туда не попали, какие-то выводы должны сделать все. И я их сделал. С себя я ни в коем случае не снимаю ответственности за результат.
- Тем не менее, в начале сезона блеснул Алексей Красиков, причём так, что по ходу сезона вы продлили с ним контракт на год.
- Да, Красиков в обойме, и теперь всё зависит только от него самого. Насколько он может не зазнаться и продолжать работать, чтобы вырасти по-настоящему в серьёзного вратаря. Лёша – наша надежда, мы в него верим и будем ему всячески помогать. Следующий сезон будет для него во многом определяющим для будущей карьеры. Но парень он сосредоточенный и прекрасно понимает уровень ответственности.
- В связи с этим, какой вы видите вратарскую бригаду на следующий сезон? Красиков – Салак, или есть планы приобрести ещё одного голкипера?
- Стратегически мы рассчитываем на то, что именно они будут нашими основными вратарями. Но не исключен вариант появления еще одного. Кандидаты уже есть. После прошедшего сезона мы, обжегшись на молоке, дуем на воду. Если, не дай бог, опять травма, будут серьёзные проблемы.
- При всех очевидных проблемах и бедах «Сибири», ещё один плюс этого сезона – очевидный прогресс ваших лидеров. Максим Шалунов, Сергей Шумаков, Константин Окулов, Степан Санников доросли до уровня первой сборной России.
- Ещё перед началом сезона мы на них рассчитывали. Планировали, что они будут выполнять именно эти роли, справятся с ними. Надо отдать должное ребятам – полсезона они действительно справлялись. Дальше - просто физически устали. Но это не их вина. Мы виноваты в том, что немного их передавили. Вообще это всё из одной оперы. Ошибки в селекции не позволили создать полноценное второе звено. И получилось, что основная нагрузка легла именно на этих парней. И сколько они могли тянуть – тянули.
Играли неимоверное количество времени за матч, в самые ответственные моменты, в большинстве, меньшинстве. Плюс – игры за сборную, плюс – всё те же травмы. Нагрузка-то ложится на тех, кто остался. А болельщики их умоляют играть, гонят вперёд. Ребята – молодцы, провели отличный сезон. Удивительно – команда была вне зоны плей-офф, при этом четыре человека ехали в сборную. Парадоксальная ситуация, но она отлично демонстрирует тот уровень игроков, который у нас был. Они тащили команду и по праву призывались в сборную.
Не исключен вариант появления еще одного вратаря. Кандидаты уже есть. После прошедшего сезона мы, обжегшись на молоке, дуем на воду. Если, не дай бог, опять травма, будут серьёзные проблемы.
- Но, может быть, если бы они не ездили туда, то и устали бы меньше, соответственно, шансы на плей-офф были бы выше?
- Утверждать это нельзя. Зато они попали в сборную, закрепились в ней, сыграли много матчей на международной арене, - это колоссальный опыт, потому что ребята растут. Им нужно раскрываться, выходить на следующий уровень, идти дальше. И я ни в коем случае не собираюсь им в этом мешать. Наоборот, я считаю, что каждый клуб должен способствовать этому процессу.
- Неоднозначным получился сезон у Евгения Артюхина.
- Да, мы ожидали от него большего эффекта. Но я неприятно поражен тем, как его оценивают наши судьи. Я понимал, что отношение очень специфическое, однако не думал, что до такой степени. Я видел непонимание физиологических моментов при силовой борьбе. Это приводило постоянно к каким-то конфликтам. И с судьями, и с игроками команды-соперника. Почему-то все считают, что если Артюхин такой большой, физически одарённый человек, то он должен ездить аккуратненько и ни до кого не дотрагиваться, всех объезжать, потому что может кого-то зашибить.
- Несмотря на то, что «Сибирь» неровно шла по турнирной дистанции, перед последним выездом всё было в руках команды. Однако последовали поражения в Ханты-Мансийске и Астане. Это – кульминация накопившихся проблем, или вмешались другие обстоятельства?
- Никаких других обстоятельств не было. Это результат той нервотрёпки, которая преследовала нас в сезоне. Просто в концовке это оказалось заметней и ярче.
- Как прошло расставание с Андреем Скабелкой? Чья была инициатива прекратить сотрудничество?
- Это было решение Андрея Владимировича. Он сказал, что не выполнил задачу и обязан покинуть свой пост. Никто ему не советовал, никто не давил.
Удивительно – команда была вне зоны плей-офф, при этом четыре человека ехали в сборную. Парадоксальная ситуация, но она отлично демонстрирует тот уровень игроков, который у нас был.
- Вряд ли это решение оказалось для вас неожиданным.
- Да, не слишком. Есть критерии оценки работы. Главный – попадание в плей-офф. Несмотря на все трудности, он над нами довлел. И я понимал, что, если мы туда не попали, какие-то выводы должны сделать все. И я их сделал. С себя я ни в коем случае не снимаю ответственности за результат.
- Скабелка отработал в «Сибири» в течение трёх сезонов. Что можно сказать об этом периоде?
- Это период крайне важный для становления «Сибири». Я очень хотел, мечтал поднять общий уровень клуба. И Андрей Владимирович этому способствовал. Первые и единственные пока медали команды были завоёваны при его непосредственном участии. Он дал очень много нам, мы – ему. Спасибо ему за столь яркую работу, очень полезную и плодотворную.
- Из каких критериев вы исходили, подбирая нового главного тренера, и рассматривали ли других кандидатов?
- Конечно, у нас был очерчен круг претендентов. А что касается критериев, принципов… Я предложил принцип – ничего не ломать. Не стоит перестраивать систему, которая дала результат, и по которой мы идём уже седьмой год. Такой подход был одобрен Попечительским советом. Среди кандидатов был и помощник Андрея Скабелки - Павел Зубов.
- Вы наверняка понимаете, что идёте на риск, назначая тренера, у которого нет опыта работы главным в КХЛ.
- В своё время такой же дебют был и у Скабелки. И нас такие дебюты совершенно не пугают, мы это проходили. И потом, человек же не будет находиться в безвоздушном пространстве. Мы все заодно, никто не тянет одеяло на себя, все работают на общий результат. Эти принципы были, есть и останутся. Тренер получит возможность раскрыться и проявить себя.
- Позволит ли финансовое положение «Сибири» собрать команду, способную в следующем сезоне решать поставленные задачи?
- Наша финансовая ситуация ситуация кардинально не меняется уже несколько лет подряд. И это нам не помешало, в том числе, завоевать и бронзовые медали. Так что отсутствие стабильности в этом плане вовсе не означает, что мы снижаем требования к себе. И потом, наверное, можно говорить об отсутствии именно стопроцентной стабильности. Но в целом у нас достаточно приемлемая ситуация. Конечно, хочется лучше, и мы стараемся это сделать. Все, и руководство клуба, и Попечительский совет. Идеала, конечно, добиться не получается. Но, повторюсь, это не является решающим оправданием провалов. Проблемы есть у многих. Ничего, живём, будем жить и бороться.
Очень трудно сказать, где мы недоработали, в чём наши недочёты, приведшие к тому. Что всё вот так произошло. Бороться с этим мы никак не могли. Пытались, но проблемы нарастали, как снежный ком.
- Судя по всему, состав команды будет кардинально обновлён. Контуры новой команды вы уже видите?
- Пока полностью она в моей голове ещё не сформировалась. Действительно, изменения произойдут, изменения глобальные, прежде всего, в линии нападения. Уйдёт достаточное количество игроков, причём не только те, о которых говорят и пишут уже сейчас, но и другие. Так что, атака будет практически новой. Процентов на 80. Конечно, пока она полностью не сформирована. Есть кандидаты, с которыми мы собираемся вести переговоры. Чем они увенчаются – пока не ясно. А вот оборона остаётся в том же составе.
Пока можно говорить о том, что мы подписали шведского игрока – Александра Бергстрёма, который выступал за сборную своей страны на Еврочеллендже. Отыграл очень результативно, так что, мы довольны выбором. Из реальных приобретений – пока всё.
- Как обстоят дела с новым ледовым дворцом?
- Процесс движется, и очень активно. Про новоселье говорить пока рано. Все планы сориентированы на возможное проведение в Новосибирске молодёжного чемпионата мира 2023 года. Именно к этому времени и планируется открытие дворца. Строительство должно начаться уже в следующем году.