Герой Никифорова Сергей Петрович Макеев – харизматичный, бескомпромиссный и решительный - объединил в себе черты известных российских специалистов – Вячеслава Быкова и Олега Знарока. С главным тренером сборной России и СКА Дениса Никифорова связывает крепкая дружба. Знаком он и с другими звёздами КХЛ, с детских лет болеет за московское «Динамо» и старается не пропускать матчей любимой команды.
- Денис, насколько я знаю, ты полюбил хоккей в четырехлетнем возрасте. Никогда не возникало желания заняться им профессионально?
- Особого рвения не было. Это потом уже возникали мысли: почему же я не окунулся с головой в хоккей?.. А, вообще, играл в ЖЭКе с местными энтузиастами. Там зимой мы гоняли шайбу, летом мяч. Заядлым же болельщиком стал, как только первый раз попал на трибуны. Однажды, мы с отцом пошли гулять в Лужники и он вдруг обмолвился, что сегодня «Динамо» будет играть со «Спартаком». Подходим к стадиону, а там аншлаг. На матч не попасть. У меня истерика.
На мне в тот день была надета бело-голубая шапка в полоску. Дядя спрашивает: «Пацан, ты что рыдаешь? За кого болеешь»? Я, вытирая слезы, ответил, что за «Динамо». И он вручил мне два билета. Батя пытался дать ему деньги. Тот ответил, что не надо, пусть, мол, парень поддерживает «Динамо». Вот такая трогательная история. А, вообще, мой папа защищал бело-голубые цвета, играя за футбольную команду. Поэтому дома всегда звучало: «Динамо, Динамо»!
- В клубе с такой богатой историей, кумиры у тебя были наверняка?
- Конечно. Владимир Мышкин, Александр Мальцев... Помню, как однажды Мальцев приехал к нам в лагерь, и я у него взял автограф. Ещё мне очень импонировала игра следующего поколения хоккеистов - почти моих ровесников. Классная собралась команда в конце 80-х начале 90-х годов: Алексей Яшин, Дарюс Каспарайтис, Алексей Ковалев. Большие мастера.
- Волею судеб, спустя время, вы встретились.
- Это было, когда уже началась «Молодежка». После выхода сериала интерес к нам повысился, со звёздами хоккея мы стали довольно часто встречаться на матчах и на каких-нибудь презентациях. Ещё дружу с Илюшкой Никулиным, Сашкой Овечкиным, Сашкой Степановым, Колей Лемтюговым... Когда встречаемся, всегда очень рады видеть друг друга. В виду занятости где-то пересекаться специально получается редко.
- На трибуне активно себя ведёшь?
- Всё проходит культурно, ведь обычно я сижу рядом с мамами, папами, жёнами хоккеистов и их детьми. Чаще всего с родителями Никулина. Илья делает мне билеты на матчи. Обычно хожу на стадион с друзьями или с двоюродным братом. Хоккей нас, кстати, с ним и свёл. Мы не виделись почти двадцать лет. Разбираюсь ли в нюансах игры? Да, причём очень даже хорошо. Ведь интересуюсь этим видом спорта давно – уже 36 лет. А в 90-х годах я болел иначе. Всё было очень серьезно. И фан-сектор, и милиция, и драки…
- Неужели ты в них тоже принимал участие?
- Как же иначе... В основном разминали кулаки со спартаковцами, хотя и с армейцами тоже случалось.
- Сейчас как обычно реагируют болельщики, видя тебя на трибуне?
- Хорошо. В основном подходят люди с малышами, просят сфотографироваться или дать автограф. Родители часто благодарят за «Молодежку», а дети обычно стоят, раскрыв рот, не понимая, что здесь делает дяденька из телевизора.
- Кстати, хотела бы поздравить с присвоением сериалу «Молодежка» премии ТЭФИ за четвертый сезон. Ожидал такого успеха?
- В целом, да. Канал СТС тщательно отслеживает рейтинги просмотров, и они очень высоки. Единственное, я немножко подвел. В номинации «За лучшую мужскую роль» меня обошел Михаил Олегович Ефремов. Второй ТЭФИ нам взять не удалось (улыбается).
- Наверняка, получается выбираться на матчи не так часто, как хотелось бы.
- Именно так. Но я всегда в курсе всех событий. Слежу за чемпионатом КХЛ через приложения.
- Бывая на гастролях в других городах, помимо поединков с участием московского «Динамо», посещаешь другие игры КХЛ?
- Конечно. Был довольно большой период, когда Никулин с Терещенко выступали в казанском «Ак Барсе». Я у них чуть ли не дневал и ночевал. Жил на базе. Расписание имел почти командное. Вообще, переживаю за многие клубы, где выступают мои друзья. За СКА, конечно, всегда тоже слежу, потому как «Батю» – Олега Валерьевича Знарка, никто не отменял. Он мне порой звонит и спрашивает – видел ли я тот или иной матч.
- При каких обстоятельствах ты познакомился и стал дружить с главным тренером сборной России и рулевым лидера чемпионата КХЛ?
- С Олегом Валерьевичем мы перешли на «ты» в Новогорске. Когда наша компания туда приехала, он встретил очень радушно - как хозяин, как папа. А меня увидел и стал водить по всей базе, показывать, где и что располагается. Сложились отличные отношения. А ещё помню, как однажды я летел на гастроли, и рейс перенесли на целых шесть часов. Сидел в Шереметьево и подумал, что нет смысла просто так ждать. Решил позвонить Олегу Валерьевичу. Он пригласил меня в Новогорск, где мы очень хорошо провели время. Поужинали, посидели, поболтали. И ещё я получил в подарок тренировочную форму и кроссовочки (улыбается).
- Почему ты называешь Олега Валерьевича «батькой»?
- Как-то раз из моих уст это прозвучало, и я понял, что ему было приятно услышать такое. У Олега Валерьевича есть две дочки, но нет сына. Может поэтому ему нравится.
- А это правда, что, играя в «Молодежке», ты старался подражать Знарку?
- Да. Хотя внутренний мир Сергея Макеева скорее похож на Вячеслава Аркадьевича Быкова. Но половина образа была точно списана с Олега Валерьевича. Вспоминал различные жесты – как он расстегивает пиджак, поправляет галстук… Вот такие феньки-нюансы. Сильно ли я жалел, когда Знарок перешел из «Динамо» в СКА? Что поделать, такова хоккейная жизнь.
- Как оценишь выступление бело-голубых в этом году?
- Что-то овертаймы и буллиты немножко надоели. И валидол тоже. Игра - ни шатко, ни валко, но, надеюсь, выправимся. Очень много молодых ребят. Я смотрю на составы других команд, все они, скажем так, практически уравновешены, кроме СКА. Такого звёздного и опытного коллектива, который бы всех уничтожал на своем пути, больше нет.
- Ты дружишь со многими хоккеистами и тренерами. Должно быть, хоккейной атрибутики больше, чем достаточно?
- Да. Очень много всего. Мечта человека уже зрелого возраста - сделать себе кабинет и там аккуратно разложить все сувениры, которые были собраны с 1986-го года. Именно тогда на чемпионате мира, который проходил в Москве, на матче СССР - Канада ко мне прилетела шайба. Кстати, сначала она попала какому-то мужчине, сидевшему выше нас в лоб, а потом отскочила на два ряда ниже. На тех VIP-местах вообще никого не было. Я сиганул по сиденьям и забрал шайбу. А мы, кстати, тогда победили. Помню это очень хорошо.
Ещё одна гордость коллекции - динамовская бейсболка. Когда в Сокольниках проходили матчи звёзд НХЛ, у меня получилось взять автографы не только у динамовцев. Например, на ней есть роспись Вячеслава Фетисова и многих других легенд.
- Детское увлечение хоккеем наверняка помогло во время съемок «Молодежки».
- Да, я уверенно стою на коньках и хорошо двигаюсь. Правда, мне, как тренеру, было попроще. Пацанам - гораздо сложнее. Им приходилось носиться по всей площадке. А я - прокатился и вроде как в кадре появился. Всё, роль удалась (улыбается). Даже профессиональные игроки - наши дублеры спрашивали удивлённо, как это вы выдерживаете такое количество времени на льду?.. Это перебор.
- Могу себе представить, сколько возникало курьезных ситуаций…
- Да, не единожды. Помню, нам показывали как-то фильм, куда были вставлены первые пробы на льду. Вот это было очень смешно. До того, как выйти на лед, они говорили о том, что умеют тормозить и так, и эдак. На площадке же всё получалось иначе, начинался хохот. Но за пять лет съёмок все достигли потрясающих успехов. Пацаны научились играть в хоккей и продолжают играть.
- Когда тебе предложили сняться в роли главного тренера хоккейной команды, согласился сразу?
- Предложение принял с удовольствием. Мне позвонили от Федора Сергеевича Бондарчука и сказали, чтобы я подъехал на Мосфильм - есть разговор. Бондарчук и продюсер сериала Дмитрий Александрович Табарчук рассказали общую идею и концепцию сериала. Я ответил, что тема мне очень близка. На роль Сергея Макеева проводили пробы среди 32 актеров. У меня как-то всё срослось.
- Не хотелось после съемок «Молодежки» попробовать стать тренером по-настоящему?
- Наверное, стоило бы. Это интересно. Во мне, можно сказать, проснулась тренерская жилка. Вообще, если абстрагироваться от «Молодежки», с возрастом в актерской профессии хочется самому что-то сделать, поставить. У меня, кстати, открылась детская студия, куда я приглашаю всех желающих на занятия. На базе продюсерского центра «Динамо», которым руководит Михаил Леонидович Тюркин, есть центр «Динамичные ребята». Мне же предложили создать там театральную студию. Сначала это немножко ошарашило. Надо же было серьезно ко всему подготовиться. Я подтянул к проекту своих однокурсников и пошло-поехало.
- На твой взгляд, прогресс КХЛ очевиден? Лига растет?
- Да. Вообще, трудно переоценить достоинства нашей лиги. Приятно, что уровень хоккея, позволяет выступать и в НХЛ, и здесь. Ни для кого не зазорно из-за океана вернуться обратно на родину. Это как два таких сосуда, которые периодически меняются составами жидкости. Забавно. Получается некая химия.
- Как тебе игра российской молодежи на сегодняшний день?
- Слежу за молодежной сборной и, конечно, за национальной командой. Подрастающее поколение - замечательное. Кстати, съёмки сериала проходили в Балашихе, где тренируются динамовцы, и очень приятно видеть сейчас в основе бело-голубых ребят, которых я наблюдал года два назад в Высшей лиге. Думаю, что в России с хоккеем всё будет в порядке. Благодаря в том числе легендарному «Динамо» и всем нам.
Фото Динары Кафискиной и из личного архива Дениса Никифорова