Нет смысла описывать футбольные подвиги Всеволода Боброва. Турне «Динамо» по Великобритании, главным героем которого стал он. А также матч жизни и смерти с Югославией на олимпийском турнире 1952 года, когда наша команда во многом благодаря своему капитану превратила 1:5 в 5:5.
Главный голос советского спорта, актер и прославленный теннисист Николай Озеров с восхищением говорил о талантах Боброва: «Сева мог достичь высот в любом виде спорта. Все ему давалось. Он легко приручил шайбу, футбольный и плетеный мяч. Даже теннисист из него получился бы классный. Это был спортсмен от бога и всеобщий любимец. Первый народный спортсмен на Руси».
О нем судачили: «Заговоренный». Вспоминали в первую очередь историю гибели команды ВВС, разбившейся 5 января 1950 года под Свердловском в авиакатастрофе и чудесное спасение Боброва. Ведь он должен был лететь на том самолете, но опоздал, проспал, не зазвенел будильник, заведенный на 6 утра. Это подтверждал и его брат Михаил Ермолаев. Однако у партнера Боброва живой легенды Виктора Шувалова другая версия тех событий:
- История про будильник - сказка. Как раз тогда Бобров переходил из ЦДКА в ВВС. И администратор Кольчугин специально задержался с ним, чтобы заявить новичка в спорткомитете. Оформил заявку Боброва и купил ему билет на поезд. А говорили, что Сева загулял, найти его не могли. Если б надо, разыскали бы. Жил он в генеральском доме на «Соколе». Бобров до Куйбышева успел доехать, когда по поезду объявили, чтобы он зашел в военную комендатуру. Там и узнал о трагедии.
На первый в нашей истории чемпионат мира сборную должен был везти Анатолий Тарасов. Однако Бобров выставил ультиматум: либо я, либо он. Команду возглавил Аркадий Чернышев. Тарасов отправился в Стокгольм по линии спорткомитета, а не консультантом, как показано в разных фильмах. Перед последним матчем турнира с канадцами устроили собрание, на котором поступило предложение не выкладываться, «слить» игру и сохранить силы. В случае поражения нашим предстояла переигровка со шведами за звание чемпионов Европы. Говорили, что эта идея принадлежала Тарасову. Теперь ведь не проверишь. Мало кто тогда сомневался в победе родоначальников хоккея. «Будем выигрывать у Канады», - подвел черту дебатам капитан Бобров. Сборная СССР победила 7:2 и сенсационно завоевала золотые медали.
В 1964 году Боброва пригласил «Спартак». Он обещал за три года сделать красно-белых чемпионами. И слово свое сдержал.
- У Всеволода Михайловича был утонченный вкус на игроков, - рассказывал капитан «Спартака» и сборной СССР Борис Майоров. – Он умел разглядеть талант. Открыл будущих чемпионов – Якушева, Шадрина, Зимина, Мартынюка, Блинова, Паладьева, Зингера… Бобров позволял импровизировать, творить, не загонял в жесткие рамки. Тарасов требовал от Якушева атаковать с ходу, а ему надо было раскатиться, набрать скорость. Плюс наш тренер был непререкаемым авторитетом, на тренировках мог показать тот или иной прием, чем приводил команду в восторг. В 1967 году «Спартак» стал чемпионом, на пять очков опередив ЦСКА.
Если в 1962-м красно-белых вынесло на первое место, то спустя пять лет они его заняли заслуженно. Играли против команды Тарасова в позиции силы, дважды победив ее в четырех встречах при одной ничьей. А знаменитые 7:3 в решающем матче болельщики с большим стажем помнят до сих пор.
Тот «Спартак» влюбил в себя полстраны. В том числе главу партии и государства Леонида Брежнева. Он еще сильнее зауважал Боброва.
Его внезапный уход из «Спартака» обескуражил хоккеистов и болельщиков. Когда Всеволод Михайлович объявил о своем решении, в его глазах стоили слезы.
- Лена правильно рассчитала пенсию, - заметил тогда Майоров.
- Да, рассчитала! - спустя много лет ответила Елена Николаевна, вдова Боброва. – Мужу в футбольном ЦСКА обещали полковничьи погоны. А военная пенсия – гарантия безбедной старости.
- Для меня лучший тренер – Тарасов, - рассказал Борис Михайлов, ставший капитаном сборной при Боброве. – Но Анатолия Владимировича мы боялись. Попробовал бы кто-нибудь подойти к нему. На это осмеливался разве что Владимир Петров, спорил с ним, поэтому и тренировался больше всех. К Всеволоду же Михайловичу ребята тянулись. Могли зайти к нему в номер на разговор по душам. Он прощал нам некоторые слабости, вспоминая себя игроком.
Бобров возглавлял сборную в эпохальной Суперсерии-72. При нем на чемпионате мира-1972 в Праге подписывали с канадцами из НХЛ договор. А потом Елена Николаевна накрыла такой стол для организатора серии Алана Иглсона и его компаньонов … Самые фешенебельные рестораны Москвы отдыхали.
- Почему мы проиграли Суперсерию? Из-за тренера, - несколько лет назад заявил в интервью «СЭ» Александр Мальцев. – В перерыве между канадскими и московскими матчами он отпустил нас в Сочи. А надо было тренироваться, готовиться, настраиваться…
Возможно, Боброву и стоило закрутить гайки. Но есть мнение: без Всеволода Михайловича не видать нашей сборной побед в Канаде, в том числе и знаменитой монреальской, со счетом 7:3.
- Мы били канадцев коллективной игрой, нам об этом все уши прожужжали, - поведал мне один из участников тех событий, пожелавший сохранить анонимность. – А на самом деле мы взяли канадцев их же оружием. Пять шайб из тех семи забиты после сольных номеров – Харламова (дважды), Михайлова, Зимина, Якушева. Второй гол Петрова родился в лихой контратаке и добивании. И только первый, Зимина, - плод комбинации с участием Паладьева и Якушева.
После поражения в восьмом матче - решающий гол канадцы забили за 34 секунды до финальной сирены - в нашей раздевалке стояла звенящая тишина. Нарушил ее Бобров.
- Пижоны вы! Впервые вижу людей, которые добровольно отказались от новых автомобилей, - с этими словами тренер закрыл за собой дверь.
- Нам за победу обещали без очереди дать возможность купить новые «Волги», - пояснил Михайлов. Никаких разборов полетов, разносов, поисков козлов отпущения и оргвыводов не было. Да быть при Боброве не могло.
Досье
Всеволод Михайлович Бобров
Родился 1 декабря 1922 в Моршанске Тамбовской области. Знаменитый хоккеист, футболист, тренер. Заслуженный мастер спорта (1948), заслуженный тренер СССР (1967).
Выступал за ЦДКА (1947-1950), ВВС (1950-1953), ЦДСА (1954-1957). Семикратный чемпион СССР. В 115 матчах забросил 254 шайбы. Олимпийский чемпион (1956), чемпион мира (1954, 1956). В 59-ти играх за сборную СССР забросил 89 шайб.
Единственный в истории Олимпийских игр спортсмен – капитан сборной страны по футболу и хоккею.
Первый хоккеист – кавалер Ордена Ленина (1957).
Его именем названы символический клуб бомбардиров, приз самой результативной команде чемпионата России, дивизион в КХЛ, Ледовый дворец ЦСКА на Ленинградском проспекте, арены в Ступине и Моршанске.
Член Зала славы ИИХФ (1997).
Умер 1 июля 1979 года.
1 декабря 2017 года ветераны хоккейного клуба «Спартак» побывали на могиле Всеволода Боброва и почтили память великого спортсмена.
ФОТОЛЕНТА. 01.12.17. Ветераны «Спартака» на могиле Всеволода Боброва