В конце октября на Аллее спортивной славы в Лужниках открывали памятник Харламову. Народу собралось столько, сколько иной хоккейный матч в столице не собирает. Олимпийский чемпион Сараева-1984 Виктор Тюменев, которому в прошлом году исполнилось 60 лет, сбежал из больницы. Теперь он не расстаётся с тростью, перенёс сложнейшие операции.
- Виктор, вы же спартаковец…
- Ну и что? Я ведь играл вместо Валерия Борисовича в тройке с Владимиром Петровым и Борисом Михайловым. Во втором матче Кубка Вызова, в 79-м. Харламов не мог выйти из-за растяжения паха, и Виктор Тихонов поставил меня, совсем еще молодого, к звездам.
- Достойно заменили Харламова?
- Не мне судить. Но раз победили сборную НХЛ 5:4, значит, не провалился.
Гол Харламова в Квебек-сити вошел в хит-парады не только серии, а мирового хоккейного искусства на все времена. Как Валерию удалось проскочить между двумя выдающимися защитниками Пэтом Стэплтоном и Жаном-Клодом Трамбле остается загадкой.
Известный футболист и тренер Вадим Никонов едва сдерживал слезы, когда боевые товарищи Харламова Михайлов, Владислав Третьяк, Вячеслав Фетисов вспоминали кумира.
- Знаете, а ведь Валерий мог стать классным футболистом, он ювелирно работал с мячом, - изумил откровением Никонов. – А болел за «Торпедо», самую техничную тогда команду страны. Он ведь сам технарь, каких поискать. Мы с ним дружили. Когда осенью 1976-го «Торпедо» выиграло золотые медали, наша команда посвятила эту победу Валерке. Как раз в то время он восстанавливался после жутких травм, которые получил в автокатастрофе.
Памятник работы Александра Рукавишникова, который был знаком с Харламовым, всем понравился. Валерий показан в динамике – перепрыгивающим через борт…
Так в чем же величие Харламова? Почему, говоря об отечественном хоккее, мы в первую очередь вспоминаем Легенду №17? Парадоксальная вещь: забивал Харламов меньше, чем его партнеры по тройке - Михайлов, Петров, а также Александр Мальцев, Александр Якушев, Вячеслав Старшинов, Анатолий Фирсов. Самый побеждающий тренер в НХЛ Скотти Боумэн среди советских игроков выделял Фирсова. Отец-основатель нашего хоккея Анатолий Тарасов, рассуждая о трёх скоростях Харламова, ставил выше Владимира Крутова, восхищаясь его рациональной и в то же время яркой техникой. Да и Виктор Тихонов лучшим называл Крутова…
Когда в 1978-м после фантастической победы на чемпионате мира в Праге раздавали государственные награды, Третьяк и Михайлов получили орден Ленина, а Харламов – орден Трудового Красного Знамени (во второй раз). В первой клубной Суперсерии-1975/76 его включили только во вторую символическую сборную звезд, а Третьяка и Якушева – в первую. Хотя Харламов забил тогда два шедевральных гола – в ворота «Нью-Йорк Рейнджерс» и «Монреаль Канадиенс». Да и в Зал славы в Торонто Легенду №17 включили гораздо позже, чем Третьяка и Тарасова. И всё-таки народным хоккеистом считают именно Харламова.
Всенародная любовь к Харламову пришла после первого матча Суперсерии-72, выигранного сборной СССР у канадских профессионалов со счетом 7:3. Валерий забил третий и ставший победным четвертый гол.
- Когда я в 1976 году пришел в ЦСКА, там была такая дедовщина... К Михайлову и Петрову так просто не подойдёшь, они были хозяевами в команде, - вспоминал Сергей Гимаев. – А Валерий был другим. Простой парень, всегда улыбался, с ним можно было поговорить на любые темы.
- Валерий сразу взял над нами, молодыми, шефство, - рассказал Фетисов. – Мой первый напарник Геннадий Цыганков мог на меня прикрикнуть, напихать, но Харламов, если подсказывал, то очень доброжелательно.
- Думаете, путь Харламова к славе быть устлан одними розами? Ошибаетесь – рассказывал Гимаев. – Это теперь все говорят, что его командировали в Чебаркуль на стажировку. Какая там стажировка! Это была ссылка. В этот богом забытый уральский городок отправляли бесперспективных игроков, чтобы те не достались конкурентам ЦСКА. Харламову удалось там выжить не только благодаря мастерству и характеру. Тренер местной «Звезды» Владимир Альфер звонил в Москву помощнику Тарасова Борису Кулагину и с восхищением сообщал об успехах новичка. А ведь сначала Харламов не приглянулся тренерам ЦСКА.
- Мне атлеты нужны, чтобы канадцев бить, а не коньки-горбунки, - злился Тарасов.
Олимпийский же чемпион и участник Суперсерии-72 Александр Пашков, приглашённый на Матч звёзд КХЛ 2018, уверяет, что Харламова отправили в Чебаркуль как раз с подачи Кулагина.
Всенародная любовь к Харламову пришла после первого матча Суперсерии-72, выигранного сборной СССР у канадских профессионалов со счетом 7:3. Валерий забил третий и ставший победным четвертый гол.
- Именно Харламов предопределил исход матча, - считает вратарь Кленовых листьев Кен Драйден. – Справиться с этим юрким, техничным форвардом никто не мог.
Сначала Харламов поразил ворота щелчком с короткого замаха, развеяв миф о неумении русских сильно бросать. А вскоре объехал справа защитника Дона Оури и неожиданно отправил шайбу в ближний угол.
А в шестом матче Валерия сломали. Сделал это молодой «летчик» из Филадельфии Бобби Кларк. Нет, лодыжку он ему не сломал. От многочисленных ударов в одно и то же место у Харламова воспалилась надкостница. Седьмой матч он пропустил, а на восьмой вышел на уколах. Эта потеря стала ключевым моментом. В серии наступил перелом.
- Когда я в 1976 году пришел в ЦСКА, там была такая дедовщина, к Михайлову и Петрову так просто не подойдешь, они были хозяевами в команде, - вспоминал Сергей Гимаев. – А Валерий был другим. Простой парень, всегда улыбался, с ним можно было поговорить на любые темы.
Потом выяснилось, что это была фирменная акция канадцев. Через два года и тоже в шестой игре Суперсерии против сборной, собранной из игроков лиги ВХА, они организовали ещё одну психическую атаку. В концовке отпетый мерзавец Лэй жёстко избил Харламова. С залитым кровью лицом Валерий покинул поле. А советские хоккеисты отказались пожать канадцам руки. Акция устрашения не помогла. Советская команда дожала соперника.
А гол Харламова в Квебек-сити вошел в хит-парады не только серии, а мирового хоккейного искусства на все времена. Как Валерию удалось проскочить между двумя выдающимися защитниками Пэтом Стэплтоном и Жаном-Клодом Трамбле остается загадкой.
- Не знаю, бывает, - выдавил из себя рыжеволосый Стэплтон и опустил глаза, когда прошлой осенью я спросил его о голе Харламова во время празднования 50-летнего юбилея Суперсерии-72.
- Харламов не был паинькой, мог дать сдачи зарвавшемуся сопернику, - утверждает Фетисов. Вот и Кларк рассказывал, что Валерий первый ударил его клюшкой…
Как-то осенью 1975-го он врезал кулаком игроку воскресенского «Химика» Владимиру Смагину, с которым играл в Чебаркуле, и схватил удаление на пять минут. Весь следующий день Харламов потратил, чтобы разыскать пострадавшего и принести извинения. Не нашел, вечером позвонил ему домой и попросил его жену передать слова раскаяния.
Знаменитый хирург Андрей Сельцовский собрал ногу хоккеиста после автокатастрофы буквально по осколкам.
- Ходить, быть может, будешь, а вот играть… - такой неутешительный был вердикт медиков.
Но уже через полгода Харламов вернулся. 16 ноября в Лужниках ЦСКА встречался с «Крыльями Советов». На четвёртой минуте Валерий после выигранного Петровым вбрасывания распечатал ворота. 12 тысяч болельщиков стоя приветствовали гол кумира.
- В тот вечер мы обыграли бы сборную мира, - вспоминал Петров.
Возвращение в сборную Харламов отметил хет-триком в ворота шведов на Призе «Известий». Причём все шайбы забросил с передач Петрова.
После травмы Валерию сложнее стало обводить, повреждённый голеностоп потерял подвижность. Однако на чемпионате мира 1978 года в Праге, где решалась судьба тренера Тихонова, гол Харламова канадцам стал переломным. Даже ничья лишала нашу команду шансов на золото, а Виктора Васильевича – возможности продолжить с ней работу.
В последние для себя сезоны Харламов играл с Крутовым и Михайловым, а после ухода капитана ЦСКА – с Петровым и Андреем Хомутовым.
Именно Хомутов с чудо-передачи Харламова забил последний гол чемпионата-1980/81 в спартаковские ворота, как бы принимая эстафетную палочку от легенды. А в выставочных матчах Кубка Канады-1981 Валерий подменял в звене с Игорем Ларионовым и Сергеем Макаровым получившего сотрясение мозга Крутова. Новая тройка Тихонову не понравилась, и в Канаду Харламов не полетел. 27 августа его жизнь оборвалась в автокатастрофе. А Крутов и Хомутов не находили себе места, считая, что вместо них должен был играть Харламов.
Два художественных фильма - «Валерий Харламов. Дополнительное время» и особенно «Легенда №17» - сделали их главного героя известным молодежи. И это здорово! Ведь в Канаде Суперсерия-1972 входит в школьную программу, там все прекрасно знают творцов исторической победы.
Но и у нас именем Харламова назван дивизион в КХЛ, а также главный трофей МХЛ. Илья Ковальчук ещё до отъезда в НХЛ не без гордости сообщил, что Харламов его кумир, и на его свитере должен быть номер 17.
- Номер 17-й - Илья Ковальчук, - объявили по стадиону на Кубке Первого канала-2017. Но капитан сборной России вышел под 71-м. 17-й в национальной команде выведен из обращения.
- Харламов олицетворяет наш стиль игры, от которого мы в последнее время отходим, - подытожил Фетисов.
20 января в Ледовом дворце ЦСКА состоится матч, посвящённый Харламову. Приходите, не пожалеете!
ДОСЬЕ
Харламов Валерий Борисович
Родился 14 января 1948 г. В Москве. Нападающий, заслуженный мастер спорта (1969).
Карьера: ЦСКА (1967, 1968-1981), «Звезда» Чебаркуль (1967-1968).
Достижения: чемпион Олимпийских игр (1972, 1976), серебряный призер (1980), чемпион мира (1969-1971, 1973-1975, 1978, 1979), серебряный призер (1972, 1976), бронзовый (1977). 11-кратный чемпион СССР, пятикратный обладатель Кубка СССР.
Лучший хоккеист СССР (1972, 1973), участник Суперсерий с профессионалами НХЛ и ВХА (1972, 1974, 1975/76).
Обладатель Кубка Вызова (1979). Член Зала славы НХЛ (2005) и ИИХФ (1998). Включён в символическую сборную столетия ИИХФ.
Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1975, 1978), орденом Знак Почета (1972), медалью «За трудовую доблесть» (1969)
Погиб 27 августа 1981 г.