На пяти первых в истории отечественного хоккея олимпийских турнирах наша сборная позволила себе только одну осечку – в американском Скво-Вэлли-1960. В Саппоро-72 великие тренеры Аркадий Чернышёв и Анатолий Тарасов попрощались с командой.
ТРИУМФ НА ДЕБЮТНОЙ ОЛИМПИАДЕ
Разгром от родоначальников хоккея на ЧМ-1955 0:5 заставил сборную СССР внести коррективы в подготовку к дебютному для нее олимпийскому турниру. В спарринг-партнеры были выбраны британские клубы, укомплектованные в основном канадцами. Наша команда под руководством Аркадия Чернышёва и Владимира Егорова провела несколько товарищеских матчей с британцами в Лондоне, Париже и Москве и хорошо подготовилась к агрессивному силовому стилю Кленовых листьев.
В Кортина-д’Ампеццо советская сборная доминировала. В семи матчах в ее воротах побывало всего девять шайб, из которых четыре – от чехословаков. Да и в той игре счет после двух периодов был 5:1.
Американцев и канадцев наши победили всухую – 4:0 и 2:0. Перед заключительной встречей «Кленовые листья» сохраняли теоретические шансы на золото – им нужна была победа с разницей в четыре шайбы. Перед заключительным периодом они уступали 0:1 и попросили еще раз залить подтаявшую коробку «Ледяного стадиона». На самом деле им нужна была передышка. Перерыв затянулся на полчаса, однако такая хитрость не помогла канадцам. Через 37 секунд после возобновления игры они пропустили вторую шайбу и уступили 0:2. Сборная СССР с первой попытки взяла золото Игр, лучшим снайпером команды с 9 голами стал Всеволод Бобров, титул лучшего защитника Игр достался Николаю Сологубову.
КАК СОВЕТ ПОЛКОВНИКА ПОМОГ НАМ И АМЕРИКАНЦАМ
Сборную на Игры в США повезли тренеры Анатолий Тарасов и Владимир Егоров, возглавлявший «Крылья Советов». В 1959-м его команда стала чемпионом СССР и делегировала в олимпийский состав целых восемь игроков.
«Динамо» было представлено одним Станиславом Петуховым. Тарасов неожиданно отцепил беспощадного к соперникам защитника Ивана Трегубова, которого называли Иваном Грозным. С серьезной травмой локтя защищал ворота Николай Пучков. В Скво-Вэлли дебютировал в сборной 19-летний Александр Альметов. Канадцы на турнир привезли сильную сборную. Именно сборную, а не клубную любительскую команду, как раньше.
- Нам не хватило опыта в матче с канадцами, мы уступили 5:8, - вспоминал участник тех событий Петухов. – Сильно подкосило неожиданное поражение от американцев – 2:3, с которыми мы до этого легко разбирались. С ними у нас сложились приятельские отношения. Они очень уважали нашего капитана Николая Сологубова, фронтовика, имеющего ранения. Называли его Полковник. Именно его совет позволил нашей команде сохранить бронзовые медали. В заключительный день встречались сборные США и Чехословакии. После двух периодов чехи вели 4:3, американцы же еле ползали. И тогда Полковник пошел в американскую раздевалку. Жестами он показал их тренерам, чтобы игроки взяли кислородные баллоны и подышали. Скво-Вэлли располагался в горах Сьерра-Невады на высоте 2000 метров над уровнем моря.
В третьем периоде звездно-полосатые забили четыре шайбы, победили 7:5 и стали олимпийскими чемпионами. Тем же вечером мы проиграли канадцам, но бронзу сохранили.
Когда о визите Сологубова узнали чехословаки, разразился скандал. Дипломатический! Мол, как можно помогать капиталистам! Едва до ноты протеста дело не дошло. Конфликт сгладил опытный глава Спорткомитета Союза Николай Романов. После Олимпиады Тарасов лишился своего поста, однако через четыре года вместе с Чернышёвым повёз сборную в Инсбрук. Решение соединить «плюс» и «минус» оказалось гениальным.
БЕЗ ЕДИНОЙ ОСЕЧКИ
- За несколько дней от вылета в Инсбрук мы встречались с американцами, - вспоминал Владимир Юрзинов. – Я получил сильный удар в душу, а вечером мне стало плохо. Вызвали скорую, и вместо Олимпиады я оказался на операционном столе – аппендицит. Знал бы я об этом заранее, ни за что не обратился бы к врачам. Моя олимпийская эпопея закончилась, так и не начавшись. А ведь меня наигрывали в центре звена с Толей Фирсовым и Стасом Петуховым.
В Инсбруке советская сборная показала себя во всей красе, не потеряв ни одного очка. В матчах со шведами и канадцами счет в третьем периоде был равным – 2:2, но в обоих случаях нашим удавалось дожать соперников – 4:2 и 3:2.
Блестяще сыграло спартаковское звено Евгений Майоров – Вячеслав Старшинов – Борис Майоров, забившее родоначальникам хоккея две шайбы. Вторая из них (ее автор Старшинов) стала золотой. Достойно дебютировали форвард-бомбардир Анатолий Фирсов и защитник Эдуард Иванов.
На олимпийском турнире разыгрывали медали чемпионата мира и Европы. Лучшим нападающим директорат назвал Майорова. Однако по просьбе тренеров сборной СССР приз отдали… защитнику Иванову.
БЕНЕФИС ФИРСОВА
Триумфальное шествие сборной СССР по хоккейным площадкам мира к тому времени её соперникам порядком надоело. Перед турниром они запустили слух – мол, состав у нашей команды ветеранский.
- Это чушь, - не согласился капитан сборной Борис Майоров. – Только мне и Вене Александрову стукнуло 30. Другое дело, вызвало вопросы включение в состав третьего звена из ЦСКА, которое Тарасов называл «системой»: Юрий Моисеев – Евгений Мишаков - Анатолий Ионов.
Советская сборная с трудом одолела шведов – 3:2 и уступила чехословакам – 4:5. Несколько несвойственных ошибок допустил в этом матче вратарь Виктор Коноваленко.
В последний день турнира победа сборной Чехословакии над «Тре Крунур» делала ее олимпийским чемпионом. Но шведы, уступая перед третьим периодом 1:2, сравняли счет и добились ничьей с задравшим нос соперником.
На радостях наши закатали канадцев в лед – 5:0. Этот матч можно посмотреть в интернете. Лучшим бомбардиром турнира стал Анатолий Фирсов, забросивший в семи матчах 12 шайб и сделавший два хет-трика. За ним в гонке бомбардиров расположились его партнеры по звену Виктор Полупанов и Владимир Викулов. Отметим яркий дебют молодых спартаковцев – форварда Евгения Зимина и защитника Виктора Блинова.
ПРОЩАЛЬНЫЙ «ЗОЛОТОЙ АККОРД» ЧЕРНЫШЁВА И ТАРАСОВА
В Саппоро не поехали Коноваленко и капитан сборной на ЧМ-1971 Старшинов. Его полномочия принял Виктор Кузькин. Основным голкипером стал 19-летний Владислав Третьяк.
Чтобы продлить жизнь в хоккее Фирсову, Тарасов сформировал новое ударное звено – тоже «систему», но с акцентом на атаку. Фирсов в нем исполнял роль полузащитника, технари Валерий Харламов и Владимир Викулов – крайних нападающих, Геннадий Цыганков был вторым полузащитником, а мудрый Александр Рагулин – защитником-стоппером. «Система» положила на лопатки всех соперников.
В стартовом матче с финнами серьезную травму колена получил Борис Михайлов и на следующую игру со шведами не вышел. Ведя в третьем периоде 3:1, наши упустили преимущество – 3:3. И вполне могли проиграть. «Тре Крунур» тогда тренировал канадец Билл Харрис, через два года возглавивший сборную Канады (ВХА) в Суперсерии-1974. Он высоко ценил советскую методику и слыл ее знатоком. Поэтому сумел найти противоядие силовому давлению советской команды.
Однако никаких бурных разборов полетов, как показано в фильме «Легенда №17», Тарасов не устраивал. Михайлова и запасного вратаря Александра Пашкова командировали на матч США – Чехословакия. Американцы, выступавшие в то время на чемпионатах мира в группе B, разгромили и избили одного из фаворитов – 5:1. Сердитая сборная СССР не оставила звездно-полосатым ни единого шанса – 7:2.
В заключительном матче турнира с командой Чехословакии наших устраивала ничья. В этом случае они завоевывали золото, а соперники из соцлагеря – серебро. Вдова Тарасова Нина Григорьевна лет десять назад рассказывала, что ее мужу наверху рекомендовали сгонять вничью. Но советские хоккеисты победили 5:2, решив судьбу матча уже в первом периоде.
В Саппоро состоялось «рождение» первых в хоккейной истории трехкратных олимпийских чемпионов – Рагулин, Виталий Давыдов, Кузькин, Фирсов. После Саппоро-1972 Чернышев и Тарасов ушли из сборной.