Однажды Дарюс Каспарайтис прилетел в Москву на тренерский симпозиум. Уже сама эта фраза звучит весело, а когда Недружелюбное Привидение вспорхнуло на трибуну, это вообще был театр одного актера. Странно, что Дарюс не пробовал себя в Comedy Club. У него бы получилось.
Я спросил о Кубке мира, где играют все сильнейшие. Каспарайтис фыркнул, чуть не пролив на себя кофе: «Он интересен только северным странам. А вот Олимпиаду смотрит весь мир. Все лучшие игроки должны в ней участвовать. Кроме Ковальчука и Дацюка».
– Почему не они? – изумился я.
– Потому что у меня больше всех игр на Олимпиаде из русских и советских хоккеистов, – деловитым голосом бухгалтера сообщил Дарюс. – У меня же рекорд. Дацюк и Ковальчук тоже участвовали в четырех турнирах, но я провел больше матчей. И никто не знает эту статистику, кроме меня!
…Теперь будем знать и мы. Каспарайтис – 28 матчей на Олимпиадах в 1992, 1998, 2002, 2006 годах (золото, серебро, бронза, полный олимпийский кавалер). Ковальчук и Дацюк – по 23 матча (2002, 2006, 2010, 2014). Только лишь бронза. А чтобы обогнать Дарюса по количеству игр, нужно побеждать в четвертьфинале и биться за медали. Только так.
Мы еще поговорим о Ковальчуке. Пусть забивает, как в Квебеке. А сейчас – о Волшебнике и его Олимпиадах. Извините, не видел Пашу в Солт-Лейк-Сити. Но туда первогодка из «Детройта» взял тренер и генменеджер Вячеслав Фетисов. Причем Дацюк мог туда не попасть, если бы из-за травмы паха не выбыл центрфорвард «Флориды» Виктор Козлов – теперь главный тренер «Магнитки». Павел выиграл конкуренцию у Сергея Брылина, Алексея Морозова, Олега Петрова, Сергея Березина.
И не подвел. Достойно отработал весь турнир, набрал 3 (1+2) очка в шести матчах, помог завоевать бронзовые медали. А в тот год еще и взял Кубок Стэнли с «Ред Уингз». Тогда мир начал узнавать Дацюка.
Четыре года спустя, в Турине, это уже был мегазвездный форвард, набирающий по очку за матч (1+7=8 в 8), играющий в сборной своего крестного отца – Владимира Крикунова. И когда команду раздирали страшные скандалы после 0:7 от финнов и чехов в «финале четырех», Дацюк молчал. Он ушел в сторону, эти дрязги – не для него.
Черный Ванкувер вспоминать не будем (1+2=3 в 4). А вот в Сочи (2+4=6 в 5) запомнилось не только то, что Павел впервые стал капитаном олимпийской сборной. А то, как он сделал дубль в ворота американцев. Матч был эпическим, судьи не засчитали гол Фёдора Тютина, когда Джонатан Куик умышленно сдвинул ворота, потом Ти-Джей Оши на буллитах играл как виртуоз Спиваков. Мы бы на месте голкипера Сергея Бобровского разрыдались от досады. Дацюк же просто делал свою работу.
…Перед Пхенчханом ему сказали: «Паша, ты на этой Олимпиаде будешь самым возрастным игроком».
– Самым опытным, – поправил Дацюк.
Его и сейчас подписали бы в НХЛ за пять минут. Особенно в «Детройт». Но этот хоккеист метаться не будет. Он уже все сказал в лиге. Переехал в КХЛ, и тут у Павла открылось второе дыхание.
Вы не видите, что происходит в раздевалке. Но когда говоришь с молодыми партнерами – с теми же Богданом Киселевичем, Владиславом Гавриковым, то они в восторге от Дацюка. От того, что он делает на тренировках. Как помогает советом на лавке. Если спортсмен умный, то он впитывает как губка.
Есть байка, что Николай Прохоркин был повернут на компьютерных играх. Мог рубиться в приставку и день, и ночь. Дацюк увидел это, аккуратно посоветовал завязать. А потом в интервью «Советскому спорту», отвечая на вопрос «Кто ваш любимый игрок?», назвал именно Прохоркина.
Можете представить, как Коля удивился. Но для него это стало мотивацией. И посмотрите, он тоже едет на Олимпиаду – первую в жизни. Теперь это не игроман, а игрок.
Бывают капитаны, которые как генералы едут на белом коне. А бывают генералы, которые сидят с солдатами и едят кашу из котелка. Народные капитаны, и Дацюк из таких. Он для игроков как старший брат.
Вы заметили, кто первым помог Кириллу Капризову и повез молодого игрока в раздевалку, когда его подбили в товарищеском матче со «Спартаком»? Присмотритесь.
Это последняя Олимпиада для Дацюка. Его шанс войти в «Тройной Золотой клуб». Поставить яркую точку в карьере. А может, многоточие? Только после Пхенчхана мы узнаем, продолжит ли Павел карьеру в СКА, поедет в родной «Автомобилист» к тренеру Крикунову или примет иное решение.
Это тоже на кону. Но главное – победа для страны. Пора сейчас сделать то, к чему Дацюк шел с 2002 года.