«Без «Ак Барса» я не могу. Это в крови». География КХЛ: Казань, часть 1
В рамках проекта «География КХЛ» несколько российских топ-фотографов показывают красоту хоккейных городов страны через лица и эмоции болельщиков.
География главного хоккейного турнира Евразии обширна и разнообразна, и каждая из команд КХЛ не похожа на другую. В каждом городе лиги – свои хоккейные традиции, своя, особенная история боления и конечно же, своя красота.
Тысячелетняя Казань – город, который уже четырежды выходил в финал Кубка Гагарина, и в этом году постарается стать трёхкратным обладателем трофея. Хоккей здесь появился в конце сороковых, а сейчас казанский «Ак Барс» является четырёхкратным чемпионом России и двукратным обладателем Кубка Гагарина. Как были завоеваны эти титулы? Конечно, слагаемых у успеха команды всегда много: сплочённый, профессиональный коллектив, квалификация тренеров, желание игроков...
Но нельзя забывать и про «шестого полевого» – про активных болельщиков, фанатов. Именно эти люди помогают нам с вами видеть тот хоккей, который мы так любим. Они, безоговорочно и на всю жизнь преданные льду, заставляют своих кумиров биться до последнего. Создают настроение на трибунах и заводят толпу. Группа активистов «Ак Барса» называется необычно – О.С.К.А.Л. Трактовать можно двояко. Если нравится сарказм и острый юмор, то следует читать слитно: оскал талисмана команды – белого барса. А если подойти с более традиционной стороны, то аббревиатура означает «Один Сильнейший Клуб Ак барс Любимый!» Как говорится, любовь с первого взгляда и до последней шайбы.
И кто как не эти ребята лучше всех расскажут о том, как живёт хоккеем столица Татарстана? Известный спортивный фотограф Андрей Голованов прогулялся по достопримечательностям Казани в компании фанатов «Ак Барса» и увидел один из самых хоккейных городов КХЛ их глазами.
Фотообзор новости
Ильдар Азеев, маскот клуба. Вжился в роль «Барсика», всегда поддерживает команду дома и по возможности на выездах:
- Это и работа, и хобби. Уже четвертый сезон я являюсь талисманом команды. На играх все очень энергично, вдохновляюще! После матча выходишь хоть и мегауставшим, но мегазаряженным. А стал «барсом» случайно практически. Я всегда был ярым болельщиком команды, постоянно ходил на игры. А однажды смотрю – никаких «барсиков» во время матчей нет. Подхожу к ребятам-ведущим, мы с ними хорошо дружим, и говорю: «А что барсиков-то нет?». Они мне отвечают: «Ты будешь?». Я согласился и не жалею.
Люди в основном все настроены позитивно. Быть частью команды – это и честь, но и ответственность. Стараюсь действовать разнообразно, интересно. Перед каждым матчем садимся и что-то придумываем с ребятами: фишки, конкурсы, развлекательную программу. Все, кто занимается предматчевым шоу, постоянно находятся в творческом процессе. Игру даже не вижу, по сути. Бывает, иногда гол увидишь, но, чтобы полностью матч — очень сложно. Потом уже прихожу домой и смотрю в повторе. За командой слежу постоянно. Я такой же болельщик, как и все... Просто под огромным слоем меха.
Фото: Андрей Голованов
Виталий Федорович, ветеран фан-движения. По профессии – экспедитор:
- Стаж «боления» у меня большой… Аж с 1982 года на секторе! Хоккей у нас очень любят. Давно еще, не сейчас это пошло, с советских лет. Много раз бывало такое, что билеты заканчивались. Что делать в такой ситуации? Но мы, молодые тогда еще пацаны, находили выход. Во Дворец спорта привозили на «каблуке» выпечку – треугольники, перемячи. И мы договаривались с водителем, причем абсолютно безвозмездно, чтобы во время первого периода он нас запускал – одного сажал на место рядом с собой как экспедитора, а 3-4 людей просто закрывал в кузове. Лежащие в кузове ждали сигнала: стук под дверью – значит, можно выходить. Раздавался сигнал обычно после окончания первого периода – милиция выходила покурить, можно было выйти из кузова и беспрепятственно добежать до дворца. В таком случае миссия считалась выполненной: во дворце нас никто уже не ловил. Там мы садились по 3-4 человека на два места – в тесноте, да не в обиде...
Фото: личный архив
- Были и еще способы. Например, попасть внутрь через окна цокольного этажа, которые оставались открытыми. Бывало, и просто перемахивали через ограду. Все это делалось не потому что мы хотели обмануть охрану – просто билеты физически нельзя было купить!
Как сегодня помню свой первый выезд. Его себе я сам устроил: сел за руль и поехал за командой, ездил на принципиальные матчи— в Тольятти и в Уфу. Сколько в итоге было выездов уже и не знаю, никогда не считал. А зачем? Зачем вести статистику того, чем ты живешь? Ты же утром просыпаешься, воздух вдохнул — ты же не считаешь вдохи и выдохи? Так и здесь. Самый интересный выезд был в Омск, на «Авангард». 16 апреля 2006 года, мой день рождения! Последний матч финала, и мы становимся чемпионами. Золотой выезд, лучше вообще придумать нельзя: мой 35-летний юбилей — и мы берем Кубок. Кстати, приняли нас омичи там нормально, никаких проблем не было. Я вообще за дружбу в хоккее, игра игрой, а жизнь и отношения между людьми это другое. Все мы люди, у нас одна страна, одно общее увлечение – хоккей...
Фото: Андрей Голованов
- Теперь, думаю, что я никогда не перестану болеть – так же, как и многие люди, которых я знаю много лет и с которыми дружу. Без «Ак Барса» я не могу. Это в крови. Неважно, скандируем мы кричалки или нет, ездим на выезды или смотрим гостевые игры дома по телевизору, но, в любом случае, мы с командой. Мы ее поддерживаем. И критикуем, конечно – не без этого. Но мы рядом с «Ак Барсом». И будем рядом с ним всегда.
Фото: Андрей Голованов
Фотообзор новости
Антон Агафонов, самый узнаваемый и активный болельщик на трибунах «Татнефть Арены», объект повышенного внимания телекамер:
- Все меня знают как парня с 10-го сектора. Есть у меня свой задача – нервировать голкипера соперника. Но это не сразу пошло, с «Татнефть Арены» уже. А мой первый матч был еще на стадом стадионе – с усть-каменогорским «Торпедо». Я первоклассник, а вокруг целый стадион взрослых, болеющих от всей души людей. Кричалки, многие из которых были нецензурными, поразили мое воображение. Такого я еще не слышал! Старый дворец спорта был как одна большая семья. Сейчас есть фан-сектор, где болеют особенно жарко. А тогда таким фан-сектором был целый стадион. Чувствовалась близость болельщиков и игроков...
Фото: Андрей Голованов
- Например, я хорошо помню Михаила Сарматина, который учился в школе старше меня. Попасть на хоккей было ужасно тяжело. Но существовала лазейка – до 1994 года детей пускали на матчи бесплатно. Мы просили о помощи незнакомых людей, и они охотно нас с собой проводили. А на четвертый год моего «боления» мама сделала мне роскошный подарок – вручила в начале сезона абонемент на хоккей. Самый яркий сезон - 1999/2000... Играем в полуфинале плей-офф с «Магниткой». Мы проиграли в гостях. Счет в серии сравнялся и стал 2:2. Я сразу же оторвался от телевизора и побежал к Дворцу спорта. Это позволило мне стать одним из первых в очереди за билетами. Мы с моим другом детства провели в ней всю ночь – простояли с 8 вечера до 10 утра и наконец получили заветные билеты!
Фото: Андрей Голованов
- Был забавный случай с Михаилом Сарматиным, знавшим меня как болельщика. Однажды он меня провел и отправился в раздевалку, а я остался ждать начала матча в вестибюле Дворца спорта. Ко мне обратился сотрудник милиции, обеспечивавший охрану матча, мол, где твой билет и как ты вообще сюда попал. На что я, не моргнув глазом, ответил, что билета у меня нет, а проводит меня во Дворец спорта брат. Кто брат – Сарматин. Мне не поверили. Я предложил пойти и проверить. Подходим к раздевалке, напряжение нарастает. Изо всех сил соображаю, что мне делать, и наконец проявляю находчивость: «А команда уже зашла в раздевалку. Им тренер дает предматчевые указания. Нельзя их сейчас отвлекать». Он на меня посмотрел внимательно: «Похож. Иди». Даже потом обращался по фамилии: «Привет, Сарматин! Как брат?»...
Фото: Андрей Голованов
- Пару слов скажу и о самом клубе. «Ак Барс» отличается от других команд бойцовским характером и волей к победе. Игравший у нас Вадим Шахрайчук любил повторять, что «Ак барс» – это самая дружная команда. Так оно было всегда, и так остается до сих пор. А сейчас проводятся еще и ежегодные встречи болельщиков с игроками. На них между нами и командой исчезает всякий барьер. Сейчас в команде много молодых ребят, на которых мы, болельщики, возлагаем надежды. Лично мне очень нравится Альберт Яруллин. Уверен, что с каждым годом он будет играть все лучше и лучше.
Важно помнить, что победы не главное. Всегда быть на стороне команды – это должно быть аксиомой для каждого из нас. Любить наполовину нельзя. Твоя команда – навсегда твоя.
Фото: Андрей Голованов
Эдуард Галиуллин, активист фан-движения. Всегда посещает домашние и выездные матчи команды. Дисциплина на секторе – его заслуга:
- За «Ак Барс» болею, страшно сказать… с 1995 года! Всегда с командой и в горе, и в радости. Пусть даже проигрывают, пусть не идет игра, все равно, где и когда мы с командой. Хоккей – это вся моя жизнь, я сам хоккеист, летом и по выходным по любителям играю с друзьям фан-сектора, в детстве играл в юношеских командах. Лучший вид спорта. Хоккей дарит эмоции, особые моменты жизни, которые ничем не заменить, ни с чем не сравнить. Знаменитые «16 секунд» «Ак Барса», 11-1 с Омском. Да каждая победа знаковая, а уж кубок! Кубок – это и вовсе мечта. Надеюсь, в этом году она вновь осуществиться. Все предпосылки для этого есть. А с кем играть удобнее – не скажу. Интереснее и приятнее с ЦСКА, у них и болельщики отличные, и клуб с историей, уважаемый. Хотя с кем бы не играли, хотелось бы только одну кричалку в финале заряжать. «Кто чемпионы – МЫ ЧЕМПИОНЫ!».
Фото: Андрей Голованов