Десятый чемпионат КХЛ завершён, настало время подвести его итоги. Для главного арбитра Алексея Анисимова завершившийся плей-офф стал вторым на этой должности. Сезон был олимпийским, несколько арбитров КХЛ с успехом представляли лигу на Играх, а сейчас готовятся к поездке на чемпионат мира. Сезон был насыщен яркими событиями и напряжёнными матчами. По словам главного арбитра судьи успешно выдержали этот марафон.
- Алексей Владимирович, финальная серия Кубка Гагарина получилась весьма напряжённой. Насколько сложной она оказалась для судейства?
- Сложной, прежде всего, в психологическом плане. Цена ошибки неимоверно возрастала, поскольку практически в каждой игре решающим оказывался фактор большинства. И правильно выбранная линия поведения судей играла решающую роль. На это мы постоянно обращали внимание. На предматчевых совещаниях, во время разборов игр.
- Как, по-вашему, справились арбитры с этим психологическим давлением?
- То уровень, который был задан с первой игры, выдержать удалось и я, пожалуй, оценил бы работу судей в финале на четыре с плюсом.
Работа руководителя заключается и в том, чтобы найти правильный подход ко всем. И судейство в этом плане ничем не отличается. С кем-то нужно поговорить мягко, с кем-то жёстко, а кому-то просто посмотреть в глаза.
- В первом матче вопросы вызвали удаления за нарушение численного состава, особенно последнее, которое, по сути, лишило ЦСКА шансов сравнять счёт.
- Хотел бы отметить, что и в Москве, и в Казани стоят одни из лучших видеосистем. Поэтому сомневаться в правильности решения, принятого лайнсменами, не приходится. И ещё. Мы всегда говорили и продолжаем говорить судьям: на решение не должен влиять фактор времени. Не важно, какая на табло минута, первая или шестидесятая. Конечно, ближе к концу матча напряжение возрастает в разы. Но если есть нарушение правил – оно должно быть зафиксировано, и оно было зафиксировано. Кстати, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить главного тренера ЦСКА Игоря Никитина за сдержанность.
- В КХЛ работает электронная система, при помощи которой клубы обращаются в Департамент судейства и просят рассмотреть те или иные моменты. Сколько таких обращений было по ходу финальной серии?
- Три обращения от одного клуба. Причём говорить о том, что это были претензии, некорректно. Клуб попросил рассмотреть момент, ответить на вопрос, было ли нарушение правил. На все эти запросы мы дали подробные ответы.
- Если брать плей-офф в целом, были ли судьи, для которых он оказался первым в карьере? Как они отработали?
- Да, таких ребят было достаточно много. Большинство из них оправдали наши надежды, и мы доверили им, в том числе и сложные матчи. Те, которые проходили в самом начале кубковой стадии, в четвертьфиналах конференции. Там хоккей чуть более грязный, более атлетичный, сил у игроков много, больше и нарушений. И тут главное, повторюсь, - выдержать линию поведения. Судьям это удалось, поэтому в будущее мы смотрим с оптимизмом.
Но при этом замечу: они ни в коем случае не должны снижать к себе требования. Потому что есть те, кто абсолютно заслуженно не был отобран для работы в плей-офф. Называть фамилии мне бы не хотелось. Предстоят собеседования со всеми арбитрами. К тем, кто работал на плей-офф, теперь будут повышенные требования. Они уже не новички.
- Какая серия, на ваш взгляд, была самой сложной в плане судейства?
- Выделю противостояние ЦСКА и «Йокерита». По напряжению, по мастерству, накалу борьбы. Хотя, и на Востоке было очень много сложных серий. «Ак Барс» - «Магнитка», «Трактор» - «Нефтехимик»…
- ЦСКА и «Йокерит» выдали самый продолжительный матч в истории КХЛ. Судил его Роман Гофман, который работал в своё время на игре «Лев» - «Донбасс», до этого сезона рекордной.
- Да уж, Гофман – просто счастливчик в этом плане.
Департамент судейства стал ещё более требовательным, и, я думаю, если вы спросите об этом у самих арбитров, они подтвердят.
- Что чувствовали, когда смотрели игру в ЛДС ЦСКА?
- Чувствовал, как невероятно тяжело ребятам. И морально, и физически. Представьте, что вы пришли в офис в девять утра и заканчиваете в девять утра на следующий день. И всё это время не спите, выполняете ответственное задание, ошибиться нельзя. И проверить сделанное, отмотать назад – тоже.
- Позавчера в ВХЛ этот рекорд побили, матч финала ушёл в шестой овертайм.
- Я честно смотрел до половины второго ночи, а потом уснул. Кстати, на игре работали два арбитра, которые находятся в системе КХЛ – ВХЛ. И я рад, что они прошли через такое испытание.
- Что для судьи главное в таком матче?
- Не дрогнуть и не сделать ошибку. А что касается физического состояния – надо обязательно восстанавливать углеводный баланс. Понятно, что курицу с макаронами не принесут. Но шоколадка, кусок пиццы – это то, что поможет хотя бы ненадолго. И обязательно пить, чтобы избежать обезвоживания. Я думаю, что позавчера судьи килограмма по три потеряли.
- Для вас исход борьбы за Кубок Гагарина стал неожиданностью?
- Болельщика в себе я убил, как только начал судить. А если говорить о прогнозах… Вы прекрасно знаете, что предрекали командам Запада. Эти предсказания вызывали у меня улыбку, поскольку я смотрел практически все игры в нынешнем чемпионате. И понимал, что лёгкой прогулки у Запада не будет. Так в итоге и получилось. Посмотрите, как играл «Трактор», например.
- Вернемся к регулярному чемпионату. Какие можно отметить тенденции в плане нарушений?
- Судя по всему, мы немного отпустили вожжи в плане симуляций. И, скорее всего, наказание за неё будет ужесточаться. В любом случае, нужно дождаться конца июня. В это время ИИХФ ежегодно публикует новую версию правил. Мы ориентируемся на неё. Обязательно внесём свои наработки и постараемся сделать так, чтобы судьи уже к первому предсезонному матчу знали обо всех изменениях в правилах. Знали, что мы будем требовать от них по ходу чемпионата.
Всё больше в клубах менеджеров, которые отлично разбираются во всех тонкостях игры и понимают, что зачастую дело не в судьях.
- Можете рассказать хотя бы об одном изменении?
- Возможно, оно коснётся тренерского запроса на положение «вне игры». Статистика показывает, что процент, когда тренер оказывается прав – меньше 20 процентов. Поэтому будем думать о том, как изменить последствия, скажем так, «холостого» запроса. Один из вариантов – малый штраф, но есть и другие.
- Как судьи отработали на Олимпиаде? Матч за бронзу судили Константин Оленин и Владислав Отмахов. Можно назвать это признанием высокого уровня мастерства наших судей?
- Конечно. И отработали они хорошо. Жаль, не все судьи КХЛ, находившиеся в олимпийском лонг-листе, попали на Игры. Я всегда говорил и буду говорить о том, что у нас недостаточное представительство на международных турнирах. Хотя, на ближайший чемпионат мира едут шесть человек. На Олимпиаде было пять. Это мало, учитывая, сколько хоккеистов из КХЛ выступало в Пхенчане. Мы постоянно на связи с судейским департаментом ИИХФ, у нас хорошие рабочие отношения, там видят нашу работу.
- Подведены ли итоги взаимодействия клубов и Департамента судейства? Количество претензий увеличилось или уменьшилось?
- Уменьшилось более, чем в два раза. Очень важно и то, что клубы стали более грамотно и профессионально подходить к тем моментам, которые присылают. Всё больше в клубах менеджеров, которые отлично разбираются во всех тонкостях игры и понимают, что зачастую дело не в судьях. Кроме того, сейчас все матчи просматриваются, можно сказать, тотально. Делаются нарезки моментов из комнаты видеопросмотров ФХР.
Часто бывает, что ещё до того, как клуб попросил рассмотреть тот или иной момент, мы его уже рассмотрели, обсудили с арбитрами. Регулярно после игр мы созваниваемся с клубами и, скажем так, действуем на опережение. Говорим: «Да, мы знаем, что был такой-то спорный момент, судья ошибся. Можете ничего не присылать, мы своей судейско-экспертной комиссией решение отменим и отправим на СДК». Современные технические средства очень помогают действовать оперативно.
К тем, кто работал на плей-офф, теперь будут повышенные требования. Они уже не новички.
- Много судей было наказано по ходу сезона?
- Больше, чем в прошлом году, в два раза. Департамент судейства стал ещё более требовательным, и, я думаю, если вы спросите об этом у самих арбитров, они подтвердят.
- Много судьи заплатили штрафов?
- Много.
- В этом году разъяснение Департамента судейства по наиболее резонансным моментам стали оперативно появляться на сайте КХЛ.
- И эта практика будет продолжена. Обязательно будем публиковать подробный разбор. Я общался со многими журналистами, им это нравится, отпадает необходимость звонить главному арбитру, поскольку на сайте – исчерпывающее объяснение. Понятное и болельщикам, кстати.
- Много вам самому пришлось поездить в нынешнем сезоне?
- Более чем.
- Были моменты, когда вам приходилось говорить с подчинёнными на повышенных тонах?
- Работа руководителя заключается и в том, чтобы найти правильный подход ко всем. И судейство в этом плане ничем не отличается. С кем-то нужно поговорить мягко, с кем-то жёстко, а кому-то просто посмотреть в глаза. Да, приходилось и на повышенных тонах объясняться.
Мы всегда говорили и продолжаем говорить судьям: на решение не должен влиять фактор времени. Не важно, какая на табло минута, первая или шестидесятая.
- Каковы ближайшие планы у судей? Когда они соберутся вместе?
- Во второй декаде июля - учебно-тренировочный сбор и медосмотр, по итогам которых будем заключать соглашения на следующий сезон.
- К сожалению, этот сезон был отмечен и трагическим событием. Прошлым летом ушёл из жизни Михаил Бутурлин. Будет ли как-то увековечена его память?
- Мысли на этот счёт есть. Возможно, подумаем насчёт номера. Но здесь надо действовать аккуратно, советоваться с семьёй. Михаила. Я знаю, что ребята поддерживают их, и это здорово. Кстати, я слышал, что сын Михаила тоже хочет в будущем стать арбитром. Так что может получиться династия – дед, дважды обладатель «Золотого свистка», отец и внук.
- Есть ли уже контуры межсезонья?
- Конечно. Все материалы для судей готовы, всё есть и в голове, и на бумаге.