- Павел, вы родом из спортивной семьи, профессионально играли в гандбол. Расскажите об этом поподробнее.
- Учась в первом классе, я уехал с семьёй в Алжир – у отца была служебная командировка. Прожил там пять лет, начал заниматься большим теннисом, а после этого увлёкся гандболом. Здесь было всё серьёзно, стал мастером спорта и в составе снежинского «Сунгуля» участвовал в чемпионате России.
- Почему же вы прервали свою гандбольную карьеру?
- Закончил играть, потому что понял: чемпионом мне не стать, а гандбол – не такой доходный вид спорта, чтобы заработанных денег хватило на жизнь после окончания профессиональной карьеры, как это происходит, например, в хоккее. Поэтому я решил пораньше с этим завязать и заняться чем-то, что поможет в будущем прокормить семью. И примерно пятнадцать лет занимался предпринимательством.
- А как в вашей жизни появилась фотография, и долго ли вы осваивали это искусство?
- Первый фотоаппарат мне подарил старший брат на день рождения. Он сказал мне: «Держи его, будешь снимать нашу семью». Я сначала снимал в автоматическом режиме, но тот фотоаппарат был зеркалкой с кучей настроек, поэтому я подумал, что дальше работать в автомате – не очень хорошо, потому что у него есть более широкие возможности, их надо использовать. И записался в фотошколу. Там учился три месяца, и после этого начал самостоятельно и уже как следует осваивать свой фотоаппарат. При этом продолжал заниматься бизнесом – у меня была своя фирма по торговле спортивными товарами. Поскольку я – бывший спортсмен, моя жизнь всё время крутилась вокруг спорта.
В итоге и спорт я и начал снимать, хотя пробовал себя в разных жанрах. Например, делал репортажи для СМИ, даже снял несколько свадеб и дней рождения. Это приносило мне небольшой доход, а спорт сначала снимал бесплатно. Сперва работал на своём родном гандболе, затем удалось договориться с «Трактором», и по гостевой аккредитации я сделал репортажи с нескольких матчей. Это были классные для команды сезоны: в 2012-м – первое место в «регулярке», год спустя - финал Кубка Гагарина против «Динамо».
В дальнейшем я периодически снимал хоккей для СМИ и постепенно понимал: мне хочется заниматься фотографией окончательно, серьёзно и бесповоротно. Решил закончить с бизнесом, продал фирму и сосредоточился на фотографии. С 2015 года это мой единственный источник дохода. 99% всех съёмок - спорт.
- Помните ли вы свой первый фоторепортаж?
- Сложно вспомнить… Скорее всего, в первый раз я снимал гандбол, возможно даже ветеранский турнир.
- Вы работали на многих спортивных мероприятиях, в частности, на чемпионате мира по тхэквондо, Кубке Европы по конькобежному спорту, на этапе Кубка мира по сноуборд-кроссу… Какой из этих турниров был наиболее интересным и запоминающимся?
Знаковым событием для меня был полуфинал боксёрской суперсерии на кубок Мохаммеда Али в Сочи. Я со своим товарищем – фотографом КХЛ Антоном Басанаевым – в сотрудничестве с Федерацией бокса России работал на этом турнире. Сейчас мы собираемся ехать на финал, который пройдёт в Москве 21 июля. В финале будут биться Мурат Гассиев против Александра Усика.
- Расскажите, пожалуйста, историю фотографии, которую вы отправили на фотоконкурс КХЛ. И кто вас вдохновил на то, чтобы выставить её?
- Ребята из КХЛ сообщили мне, что совместно с Canon проводится конкурс. Сказали: «Давай, участвуй». Я посмотрел, какие достойные снимки у меня накопились за последний сезон, выбрал несколько. Одно из них было сделано сверху, прямо под крышей «Арены-Трактор». У меня нет дистанционной камеры, которую фотографы обычно ставят под своды или в ворота, и снимают на ней на расстоянии. Поэтому, как правило, во втором периоде я просто хожу и снимаю из-под крыши.
- То есть, у вас специальный пропуск, по которому вы туда попадаете?
- Да, я единственный, кто туда может пройти, потому что там предъявляют жёсткие требования. Там же опасно, не дай бог, если во время матча что-то упадёт на лёд… Тогда будет остановка игры, и от КХЛ придёт штраф. Арена доверяет только мне. Если туда пускают кого-то ещё, то это происходит изредка и по согласованию.
На фотоконкурс я послал несколько снимков. Некоторые из них сделаны сверху из-под сводов арены: выход Василия Демченко на лёд, Пол Щехура и Чед Рау борются за шайбу. Между ними что-то вроде фехтования идёт...
- Страшно было в первый раз подниматься под крышу?
- Нет, страха высоты у меня не было. Я думал только о том, как бы что-нибудь не уронить на лёд. Убрал все крышки с объективов и спрятал их в сумку. Заодно проверил карманы и рюкзак, что всё было закрыто.
- Сейчас самая рейтинговая тема – это футбол. Доводилось ли вам его фотографировать?
- Нет, большой футбол уровня Премьер-лиги я не фотографировал никогда. В Челябинске есть команда второго дивизиона, и с ними я тоже не работал. Весь мой опыт работы на футболе состоит из моментов, когда на тренировках играли хоккеисты «Трактора», «Челмета» или «Белых медведей».
- Три самых главных качества для хоккейного фотографа – это…?
- Постоянно учиться, оперативно работать и оказываться в нужное время в нужном месте. Ну, и любовь к тому виду спорта, который ты снимаешь. Я люблю снимать хоккей.
- Следите ли вы за хоккеем с детства, или любовь к нему пришла позже?
- Когда я вернулся в Челябинск из Алжира, мы с отцом и братьями ходили на матчи в старом дворце спорта «Юность». Потом, когда построили «Арену Трактор», начали ходить туда. До того момента, когда я начал работать в клубе фотографом, посещал почти все игры по абонементу. Сидел на обычной трибуне, потому что не был таким ярым фанатом, который бы все время кричал или развешивал баннеры.
- Есть ли у вас какой-то девиз, которому вы следуете в работе, который помогает вам?
- У меня есть стремление каждый раз делать кадры, которые были бы лучше предыдущих.
- Ориентируетесь ли вы на работу более опытных коллег? Если да, то на чью?
- Учитывая то, что я занялся фотографией в 35 лет, есть много ребят моложе меня, но при этом опытнее. Сейчас мне 42, и иногда я ориентируюсь на их работу. Из хоккейных фотографов мне нравятся Юрий Кузьмин из КХЛ, Дмитрий Рухлецкий из ФХР, Антон Басанаев - фотограф КХЛ из Екатеринбурга, ребята из московского «Динамо» и СКА. Вообще нет какого-то одного фотографа, на кого я бы ориентировался. Смотрю на работы многих коллег и подмечаю для себя какие-то приёмы. Вижу, как снимают люди не только в КХЛ, но и в НХЛ, что-то из этого пытаюсь пробовать сам.
- Есть ли у вас любимые фотографы из-за океана?
- Конкретных фамилий не назову, но я подписан на аккаунты этих людей в Инстаграме. Вдохновение я ищу не только у хоккейных мастеров, но и из фото других видов спорта, у документалистов, даже свадебных фотографов. Очень сильно меня вдохновляет Владимир Рис – чешский фотограф, который работает в Формуле-1.
- Какие запоминающиеся и забавные случаи из своей карьеры вы можете вспомнить?
- На «Арене Трактор» стоят «плавающие» борта. Когда я только начинал снимать хоккей, меня предупредили о том, что у них есть определённый ход, сантиметров 15-20. Один раз я пытался поймать момент столкновения игроков у борта, и получил по голове фотоаппаратом. Он заехал мне в бровь, получил ссадину и гематому. Но всё же смог работать дальше.
- Фотоаппарат не испортился?
- Нет. Однажды я упал на льду. Игра закончилась, и я увидел, что на льду началась какая-то активность. С непривычки решил побежать, а не поскользить по льду в ботинках. В итоге навернулся на виду у всей арены с двумя фотоаппаратами. Но они остались целы.
- Как отреагировали игроки на ваше падение?
- Некоторые подошли и помогли подняться. Спросили, цел ли фотоаппарат. Но у меня всё работало, так что, обошлось. Несколько игр меня подкалывали коллеги после этого случая.
- Какие советы вы могли бы дать начинающим коллегам?
- Много снимать, всё время учиться и не стесняться спрашивать советов у более опытных коллег. Уверен, что они помогут и подскажут. Я сам так делаю. Предлагаю помочь начинающим фотографам, но некоторые то ли стесняются, то ли сами хотят до всего дойти…