- Григорий, как давно вы болеете за «Торпедо» и насколько давно увлекаетесь хоккеем?
- Хоккеем увлекаюсь с детства, я немножко занимался им, а потом играл на любительском уровне. «Торпедо» - команда из моего родного города, матчи я снимаю уже 12-й сезон. Конечно, я переживаю за неё, но считаю, что фотограф на матче должен работать, а не болеть. Эмоции мешают сконцентрироваться на съемке.
- Как давно вы начали заниматься фотографией?
- Как и большинство фотолюбителей, я начал интересоваться фотографией в детстве, вместе с папой. Первый фотоаппарат «Смена-8М», черно-белые пленки, печать фотографий в ванной комнате. У многих моих ровесников фотография начиналась именно так. А более профессионально заниматься этим я стал ближе к концу учёбы в университете, когда у меня появились первая зеркальная камера.
Снимал, как это обычно бывает, семью, путешествия. А потом пришёл к тому, что начал фотографировать спорт. Постепенно развиваясь как фотограф, с удивлением заметил, что мои фотографии стали интересовать как клуб, так и различные СМИ. Ключевым моментом и толчком для роста стало сотрудничество с РИА «Новости» (сейчас МИА «Россия Сегодня») в качестве внештатного фотокорреспондента. Именно работа с коллегами из большого агентства позволила шире взглянуть на работу фотографа и получить колоссальный опыт на российских и международных соревнованиях.
- Знаем, что ваша супруга тоже увлекается фотографией. Ваше влияние?
- Она сама к этому пришла и занимается несколько иной фотографией. Это не спортивная, а репортажная, семейная и портретная съёмка. Что касается работы со студийным светом, постобработки то она – настоящий профессионал! Иногда я прошу её поучаствовать в командных фотосессиях хоккейного и баскетбольного клубов. У каждого из нашей фотографической команды есть свои сильные стороны, и мы стараемся их использовать, чтобы вместе быть сильнее.
- Как пришла мысль основать свое фотоагентство? Насколько это было трудно?
- Я бы не назвал его полноценным фотоагентством, потому что у нас нет внешних заказчиков, кроме клубов, которые играют в Нижнем Новгороде. Поработав на больших мероприятиях в составе крупного агентства, я получил большой фотографический, технологический и организационный опыт, который хотелось применить и дома. К тому же в какой-то момент понял, что одному справляться с требованиями, которые предъявляют наши заказчики, не удаётся. Нужны были помощники. И тогда мы объединились с ребятами, которые тоже любят фотографировать спорт и стали двигаться вместе.
- Сколько сотрудников у вас работают?
- Не совсем корректно называть их сотрудниками, у нас нет штата, скорее, это группа единомышленников. На сегодня в ротации у нас пять человек, включая меня.
- Какие виды спорта освещает ваше агентство?
- В основном, работаем на хоккее, баскетболе и волейболе – это виды спорта, которые есть в нашем городе, где заказчик готов платить за фотосъёмку. Но бывает освещаем и другие спортивные и околоспортивные события, организуемые как нижегородскими так и московскими заказчиками.
- Не думали о работе вне спорта?
- Фотография не является моим единственным и главным источником дохода. Я делаю в этой области только то, что мне нравится, и что я умею хорошо. Поэтому снимаю спорт.
- Есть ли у вас фоторабота, которой вы гордитесь больше всего?
- Достаточно самокритично отношусь к себе и своему творчеству, поэтому скажу так: кадр, которым я бы гордился, ещё не снял. Надеюсь, что он у меня впереди.
- На что вы готовы пойти ради хорошего снимка?
- Я – достаточно прагматичный человек и не поддерживаю героизма ради хорошего кадра. Не считаю, что снимок – это то, ради чего нужно рисковать и на что-то быть готовым. Это работа, которую нужно выполнять качественно и безопасно для себя и для людей, которых ты привлекаешь.
- Какие точки для съемки игры вы считаете лучшими?
- На мой взгляд, выбор места, где нужно находиться фотографу, обуславливается задачей, которая перед ним стоит. Если фотограф работает на агентство, обеспечивающее материалом разные СМИ, он обязан показать все ключевые моменты матча. Победный гол, героя и антигероя матча, тренеров, вратарей и безусловно эмоции победителей и проигравших. И когда в таких условиях фотограф работает один, ему нельзя ничего упускать, он должен занять позицию на трибуне, напротив скамеек запасных, чтобы покрыть максимум событий с одной точки.
И только после того, как обязательный набор востребованных прессой картинок снят, победитель понятен, и игра сделана можно позволить себе спуститься к стеклу и поискать счастью в ловле красивого кадра.
Если же фотограф изначально снимает для красивой картинки и никаких жестких обязательств перед кем-либо нет – позиция выбирается, исходя из вероятности получения хорошего кадра. Я не считаю, что какая-то точка лучше или хуже других. Каждая из них нужна для выполнения конкретной задачи в конкретный момент времени.
- В интернете есть объявление о творческих встречах с вами. Насколько часто вы их проводите?
- До формата творческих встреч я пока не дорос, это немножко другой уровень. Просто ребята в рамках фотошколы хотели показать, что фотография бывает разной, и им нужен был рассказ о спортивной фотографии, нужно было, чтобы я поделился своим опытом.
- Какова аудитория таких встреч? Кто их посещает, и в какой форме они проходят?
- Как правило, приходят учащиеся фотошкол, ребята, которые посещают семинары и хотят стать фотографами. А ещё, они хотят узнать о спортивной фотографии что-то новое.
- Как считаете, удалось ли вам заинтересовать людей?
- Я не ставлю себе такой цели. Спортивная фотография – сложный и дорогой вид деятельности, не приносящий существенного дохода, если ты не живёшь в Москве и не работаешь на международное фотоагентство. В коммерческом плане это не очень привлекательное занятие. Я всегда отвечаю на любые вопросы, но, чтобы кого-то заражать спортивной фотографией… В наше тяжёлое время это не слишком гуманно! (смеётся).
- Вы закончили Нижегородский университет по специальности «Прикладная математика», но работаете в спортивной фотографии. Как так получилось?
- Я и по специальности тоже работал и немало! Фотография – это просто увлечение, которое переросло для меня в ещё одну профессию, иногда приносящую доход
- Есть ли у вас фирменный почерк, и в чем он выражается?
- Не думаю, что о нём уместно говорить в репортажной фотографии, которая призвана закрыть потребность средств массовой информации. В рамках этого формата позволить себе иметь свой почерк могут только по-настояшему сильные фотографы, которых не так много.
- Слышали про историю на ЧМ-2014, когда швейцарский хоккеист въехал в ворота и снес камеру, закреплённую в них. Ваши первые эмоции после того момента?
- Начнём с того, что камера, в итоге, не разбилась. Я стоял у льда и оказался ближе других коллег к месту событий. Поскольку хоккеист приехал в камеру коньком, с ним явно всё было в порядке, то первые мысли были об оборудовании, всё-таки, оно дорогостоящее, и терять его во время чемпионата было нельзя.
Вообще, это была не моя камера, на тот матч очередь на место в ворота была за агентством «Франц Пресс». А мой коллега Лёша Куденко потом даже сделал гифку с этим моментом, ставшую довольно популярной в соцсетях. Оборудование дорогое, и там уже было неважно, своё оно или нет. Почти всегда фотографы из крупных агентств на чемпионате много времени проводят вместе и относятся друг к другу скорее как соратники, нежели как конкуренты. Камера - это инструмент, которым мы работаем и потеря её в разгар чемпионата - проблема для любого фотографа.
- Каковы особенности работы хоккейного фотографа? Чем она отличается от работы, скажем, на футболе?
- Дождя не бывает! (смеётся) А ещё она отличается постоянными светом, климатом и погодными условиями во время матча. Тебе не нужно подстраиваться под меняющиеся условия освещения. А сложнее она тем, что между фотографом и площадкой стоит стекло, которое не всегда пригодно для съёмки, если ты работаешь снизу. Так как игра быстрая, то нужно думать наперёд, предсказывать, что произойдёт в данной конкретной точке, а не ждать, когда что-то случится. В этот момент нажимать кнопку уже поздно.