Воробьёвых в хоккее гораздо больше, чем Ивановых, Смирновых и Сидоровых. Сейчас речь о Воробьёве череповецком, а также московском, нью-йоркском, казанском, уфимском, но не только. О игроке известном, но не знаменитом (это он сам так однажды сказал), о тренере тоже известном, но ещё не настолько, чтобы о нём все слышали. То есть — о Владимире Анатольевиче Воробьёве, который первый свой серьезный юбилей встречает в Екатеринбурге, потому что у «Автомобилиста» домашняя серия матчей, и это ещё хорошо, что «полтинник» стукнет не в дороге. Воробьёв с мая в тренерском штабе Николая Заварухина, «Автомобилист» идет третьим в Восточной конференции, но не без сбоев, так что не до праздников. Тренерская профессия спокойствия не предполагает в принципе, и это Владимиру Анатольевичу хорошо известно.
По всем внешним приметам он — везунчик. Мечтал попасть в московское «Динамо» из родного Череповца — и попал. Хотел стать чемпионом страны — и стал, всего-то на второй динамовский год. Даже не грезил увидеть Уэйна Грецки и Марка Мессье, а оказался с ними и ещё десятком звезд в одной раздевалке. Вернулся в «Динамо» транзитом через «Северсталь», и снова стал чемпионом России. Перешёл в «Ак Барс» — третье чемпионство, с «Салаватом Юлаевым» — четвёртое. У кого-то всё наоборот: уходят или приходят не вовремя, а тут всё в десятку. Провёл 20 с лишним сезонов, закончил капитаном «Северстали», когда общее количество сыгранных официальных матчей перевалило далеко за тысячу. В 44 года примерил должность главного тренера, да не где-нибудь, а в любимом столичном «Динамо» — ну кому такое счастье приваливает? Впрочем, не о счастье речь, потому что всегда есть то, что скрывается за перечислением разного рода везений. Потому что фортуна всегда сколько отдает, столько и возвращает, да ещё с процентами.
И если уж чуть пристальнее вглядеться, то видимая гладкость дороги окажется обманчивой, и самые безоблачные времена Владимира Воробьёва приходятся разве что на первые годы в череповецком «Металлурге» — там всё было по накатанной, несмотря на все передряги начала 90-х. По своему возрасту явно выделялся и физикой, и техникой; репутацию хоккеиста умного, коммуникабельного и дисциплинированного, по словам тренера Вячеслава Юнина, заработал ещё в детские годы (капитанил с малых лет). Из «молодёжки» был прямой путь в главную команду, и тогдашний её тренер Владимир Голев много лет спустя сказал, что Володя был не по возрасту зрелым, и «перерос Череповец» довольно быстро. В «Динамо», за которое они с отцом болели с детства, (за «Металлург», естественно, тоже, но «Динамо» было из другого, большого хоккея) его позвал сам Виталий Давыдов.
В Новогорске на базе рядом были Сергей Гончар, Евгений Набоков, Виктор Козлов, Андрей Николишин — хорошая компания для роста, и ничего удивительного нет в том, что вслед за серебром первого для Воробьёва сезона в «Динамо» последовало золото, а затем снова серебро. Неразбериха и неустроенность середины 90-х на фоне успехов как-то не очень замечалась, тем более что впереди уже маячил силуэт Нью-Йорка, куда правильный Воробьёв отправился только после того, как дважды сыграл за сборную России на чемпионатах мира.
Впервые в сборную России его позвали в 21 год, и вышел он на лёд лужниковского Дворца спорта в динамовском звене с Александром Прокопьевым и Валерием Беловым. Это во многом была уже другая команда, изрядно отличавшаяся от той, которая полгода назад выиграла чемпионат мира в Германии. Попасть в список Бориса Михайлова было нетрудно в силу невеликого выбора, гораздо труднее было закрепиться. И ни в Лиллехаммер в состав тихоновской олимпийской сборной, ни в Италию на чемпионат мира Владимир не попал.
Но уже в сентябре 1994 года Воробьёв вернулся в сборную, а в первом же матче Приза «Известий» забросил первую свою шайбу за сборную. На следующий день он ассистировал Прокопьеву — этот гол принес ничью со сборной Финляндии, потом Воробьёв забил сборной Италии, и, наконец, звено Воробьёв —Прокопьев — Королёв помогло забросить защитнику Сергею Сорокину единственную и победную шайбу в ворота сборной Чехии. Накануне чемпионата мира-1995 проверенную связку Воробьёва с Прокопьевым дополнил Равиль Якубов.
Приходил Владимир Воробьёв в «Динамо» новичком, уходил — признанным лидером с тремя медалями, и это в 23 года. Он не был ярким игроком, но он был нападающим очень качественным и стабильным, работягой (опять же его термин) и командообразующим хоккеистом. В «Рейнджерс» уже титулованный Воробьёв снова стал новичком, которому надо было пройти ад тренировочного лагеря, как-то заставить обратить на себя внимание, а если повезёт, то не затеряться в самой звёздной команды НХЛ, летом подписавшей контракт ещё и с Грецки. По большому счёту, шансов у Владимира было немного. Он старался их использовать — когда его вызвали из фарм-клуба подменить травмированного Алексея Ковалёва, в первом же матче отдал голевую передачу Мессье, первую свою шайбу забросил с его же передачи, забил в паре следующих игр, но это ничего не значило. Он понравился, но не настолько, чтобы стать твёрдым игроком основы, и четыре своих заокеанских сезона провел в основном в АХЛ. Но 30 с лишним матчей в НХЛ, да ещё в основном за суперзвездный « Рейнджерс» — не так уж и мало.
Проводить всю карьеру в низших лигах не хотелось, дорога домой пролегла через Череповец (он всегда отдает долги родному городу), бронзу «Северстали» он помог взять ценой пропуска сезона 2001/2002 — полученная травма оказалась слишком тяжёлой. В 2005 после золотого сезона в «Динамо» пора было брать дорожную сумку для трофеев в следующих командах. С «Ак Барсом» Воробьёв заодно прихватил и Кубок европейских чемпионов, а плей-офф-2008 с «Салаватом Юлаевым» провёл рядом с командой, но не на льду, с рукой на перевязи. В первые годы КХЛ дело шло к закату игровой карьеры, но завершить её хотелось там, где начинал, что Владимир Воробьёв успешно и осуществил в роли капитана «Северстали», и без пяти минут тренера.
В Череповце пересеклись его пути с Андреем Назаровым, с которым Воробьёв какое-то время «квартировал» в Новогорске в 1993. Первые годы тренерской карьеры он с Андреем Викторовичем последовательно и прошёл — из «Северстали» в «Донбасс», оттуда в «Барыс», а вот дальнейшую дорогу определили уже динамовские позывные, и эта полезная, но и неоднозначная эпопея растянулась на шесть лет.
В «Динамо» Воробьёв начинал в штабе Харийса Витолиньша, продолжил в штабе Сергея Орешкина, по ходу плей-офф-2017 стал и.о. главного тренера, а в недобрый час коренной реорганизации принял на себя и полное руководство изрядно перетряхнутой командой. На обстоятельства не жаловался, делал всё возможное, но сезон для бело-голубых складывался тяжело, а концовка регулярки вовсе получилась исключительно драматичной. Конечный плачевный результат с непопаданием в плей-офф определил самый последний матч со «Спартаком», в котором красно-белым сильно повезло.
Никто на Воробьёва всю вину не сваливал, но осенью с должностью всё же пришлось расстаться. Тут он снова встретился с Владимиром Крикуновым, с ним же весной прошлого года и покинул расположение своего второго родного клуба. Желание продолжить самостоятельную работу занесло Владимира Анатольевича в Хабаровск, но ненадолго — расстаться с «Амуром» пришлось уже в конце первого месяца осени, и не по своей воле. На состояние главного тренера, несомненно, наложила свой отпечаток смерть отца, и история со стороны руководства клуба получилась не очень красивой.
Родителей он очень любил. Простая рабочая семья, правильная и ответственная, с главной отцовской заповедью «всё в жизни даётся только трудом». С ней Владимир Воробьёв и вырос, и уже многое повидавшим после возвращения из-за океана какое-то время жил в Череповце у родителей, окруживших сына вниманием и заботой — конечно, не так, как в детстве, но с теми же вниманием и любовью. Это не про хоккей, но и про хоккей — тоже.
Жизнь откладывает шрамы, но она и закаляет. 50 лет — конечно, не совсем начало, но далеко не конец тренерского пути, на котором много чего ещё будет. Главное — чтобы был сам путь.
Досье
Владимир Анатольевич Воробьёв
Родился 2 ноября 1972 года в Череповце
Карьера игрока: 1989-93 — «Металлург» Череповец, 1993-96 — «Динамо» Москва, 1996-98 — «Рейнджерс», 1996/1997 — «Бингхэмтон» (АХЛ), 1997-99 — «Хартфорд» (АХЛ), 1998-1999 — «Эдмонтон», 1999/2000 — «Хэмилтон» (АХЛ), 2000 — «Лонг Бич» (ИХЛ), 2000/2001 — «Северсталь», 2002-05 — «Динамо» Москва, 2005-07 — «Ак Барс», 2007-10 — «Салават Юлаев», 2010/2011 — «Северсталь».
Достижения: чемпион России (1995, 2005, 2006, 2008), обладатель Кубка МХЛ (1996) и Кубка европейских чемпионов (2007)
Карьера тренера: 2011-13 — «Северсталь» (ассистент), 2013/2014 — «Донбасс» (ассистент), 2014/2015 — «Барыс» (ассистент), 2015-21 — «Динамо» Москва, 2021 — «Амур», с 2022 — «Автомобилист» (ассистент)