– Владимир Александрович, вся ваша жизнь связана со свердловским хоккеем. Расскажите, при каких обстоятельствах оказались в этой замечательной игре?
– Когда пришло время, записался на хоккей на «Спартаковец», а так, во дворе шайбу гоняли. Рядом жил парень постарше нас, который занимался хоккеем, и, вот, нас – маленьких он и организовал. Мы заливали небольшую площадку, сначала играли на валенках, потом к ним прикручивали «снегурочки» и потихонечку, таким образом, совершенствовались.
– Почему стали именно нападающим, а не защитником или вратарём? Чем вас привлекло это амплуа?
– Нравилось, наверное, быть на острие атаки и забивать голы (смеётся). Поэтому я и выбрал амплуа нападающего, кем стал на начальном этапе хоккея. Я, ведь, не думал, что у меня будет какая-то хоккейная карьера. Так, занимался. Видимо, стал удовлетворять требованиям тренера. Может быть, он увидел во мне нападающего.
– Хоккей в СССР был передовым видом спорта. У вас были кумиры, которым вы подражали?
– Подражать, конечно, нет, но, а кумиры естественно были – вся сборная СССР. Как говорится, только о них и говорили. Все внимание было к ним приковано. По игре мне нравилась «спартаковская» тройка с братьями Майоровыми и Старшиновым, цээсковская и альметовская. Конечно, мы всегда стремились посмотреть игры с участием команды мастеров, правда, не всегда это удавалось.
– Вы являетесь воспитанником школы «Спартаковец». В годы, когда вы начинали свою профессиональную карьеру, она считалась главной в Свердловске?
– «Спартаковец», наверное, была главной и самой перспективной школой. Конечно, был и конкурент в лице спорткомбината «Юность». Можно сказать, на тот момент в Свердловске существовали две такие конкурирующие между собой организации. Само первенство города было у нас насыщенным: достаточно много команд, которые представляли заводские коллективы. Раньше у каждого предприятия был свой спортклуб, который стремился выступать не только детскими, но и взрослыми командами. По возрастам лидерами были разные команды, всё равно какая-то градация шла. Например, у «Юности» была очень сильная команда 1952 года рождения. Скажем так, вне конкуренции.
– Вы провели за «Автомобилист» 11 сезонов, (1974-1985), в которых забросили 170 шайб. Что из себя тогда представляла команда?
– В наше время, в основном, все команды, за исключением ЦСКА и «Динамо» формировались игроками своего региона. Допустим, в нашей команде были местные ребята. Нижний Тагил и Серов для нас были поставщиком хоккейных кадров. Много ребят, например, чемпион мира Виктор Пучков, Гена Шаповалов, Аркадий Рудаков – все серовские ребята. Если говорить о Тагиле, то из известных отмечу Сергея Шепелева.
– «Капитанить» для вас было интересно?
– Когда команда тебя выбирает капитаном, я не думаю, что это какая-то сложность. Доверие уже изначально есть, которое остаётся только подтверждать своим примером. Конечно, вёл с ребятами разговоры без тренера в раздевалке. Нужно было быть лидером.
– Вы ведь вместе с легендарным Сергеем Шепелевым в одной тройке поиграли…
– На тот момент о таком мастерстве Сергея Шепелева, конечно, не догадывались. Может быть, по началу, это как-то не замечали. Да, он был лидером по своему возрасту, привлекался в молодёжную сборную страны. Создали тройку Кутергин – Шепелев – Щеглов. Конечно, уровень мастерства своих партнёров трудно преувеличить, но, конечно, с ними было играть интересно. Затем Шепелева пригласили в московский «Спартак», понятно, что он туда поехал. Получалось у нас вместе в одном звене. Было понимание, была взаимосвязь, подстраховка и прочие игровые моменты. Стабильность была. Слава Богу, у нас не было серьёзных травм.
– Игры против «Спартака» и ЦСКА, грандов советского хоккея, когда ваша команда вернулась в элиту отечественного хоккея (1977 год), запомнились вам больше всего? Вас, наверное, в городе встречали, как героев?
– Местные болельщики, конечно, очень серьёзно за нас переживали (смеётся). Сам факт, что в Свердловске стадион всегда был до отказа забит – говорит о многом. Где-то об этом в прессе писалось, болельщики с ночи занимали очередь за билетами, чтобы дождаться, когда откроются кассы и можно будет приобрести билеты на наши матчи. Конечно, для меня игры против «Спартака» и ЦСКА стали особенными, ведь, я с «Автомобилистом» вышел в Высшую лигу. Тех игроков, которых до того момента я смотрел по телевизору, увидел в роли своих соперников. В принципе, испытал на себе все прелести советского хоккея. Случались у нас, конечно, и неожиданные результаты. Для становления нашего коллектива они много значили. Допустим, в первый же сезон мы в Москве обыграли «Спартак» 9:1. Такая громкая победа получилась! Понятное дело, что нас недооценили, но мы воспользовались этой возможностью. По ходу сезона была одна победа над ЦСКА и московским «Динамо». Нестабильно, но мы всё-таки огрызались и добивались положительного результата.
– Особняком, для вас, наверное, стояла гостевая победа над ЦСКА, 23 февраля 1979 года в День Советской армии, со счетом 5:4? Вы тогда сделали дубль…
– Конечно, было приятно! Во всяком случае, что мы не дали ЦСКА выиграть в столь знаменательный день… День Советской армии – не простой день! Для армейцев это был праздник вдвойне. В тот сезон ЦСКА мог досрочно стать чемпионом, обыграй нас. Но вот, получилось так, что 23 февраля мы не дали им этого сделать. Была гордость за команду – у нас был боевой дух. Конечно, в плане мастерства мы уступали сопернику, в составе которого играли хоккеисты сборной страны, а это о многом говорит. Но, тем не менее, нашли силы, чтобы не уступить сопернику, а добиться положительного результата. Было приятно смотреть, когда цветы, которые предназначались для празднования ЦСКА, так и остались лежать на сиденьях во Дворце спорта.
– Что для себя взяли от работы с легендарным тренером Альбертом Викторовичем Фёдоровым?
– С Альбертом Викторовичем нас связывает долгая история. Будучи ещё юными хоккеистами, воспитанниками «Спартаковца», мы приезжали на сборы, и Фёдоров появился там с командой своего возраста. Параллельно по должности он был руководителем нашего лагеря. С того времени я с ним и познакомился, а было мне 16 лет, в 1968 году. Ну, а самая значимая с ним встреча у нас произошла, когда мы начали совместную работу, это было тогда, когда он принял «Автомобилист». Сначала я был игроком, он – тренером, а потом мы стали совместно с ним работать с хоккейной командой Уральского Горного Университета, после чего на «Спартаковце» работали с 2001 годом, а сейчас снова работаем со студенческой командой Уральского Федерального Университета. С Альбертом Викторовичем мы, всё равно, придерживаемся того советского хоккея, в который сами играли, знаменитого своими многоходовками и комбинациями. Мы с ним акцентируем внимание игроков на эту сторону, чтобы ребята не просто так отбрасывались от шайбы, а контролировали её, читали игру и видели перспективы передвижения шайбы, чтобы всё это воплощалось в голевые ситуации. Удачной с Фёдоровым у нас получилась совместная работа в горном университете: выиграли подряд три чемпионата страны. С таким опытным тренером трудно не набраться опыта и каких-то моментов, приносящих положительный результат. Всё же это видно, да и он этого никогда не скрывал. Так мы с ним до сих пор и работаем. Кстати, ему совсем скоро будет 86 лет, а он всё еще при деле! Альберт Викторович просто живёт этим хоккеем (смеётся). Постоянно от него исходят какие-то мысли, сам себе не даёт расслабиться! Во всяком случае, служит для меня примером.
– Вы завершили игровую карьеру в свердловском «Луче» в 1986 году. Судя по вашим прошлым интервью, я понял, что вы не особо хотели идти на тренерскую работу. Что вас подтолкнуло заняться работой с детьми после завершения карьеры?
– Может быть, в «Луче», я бы ещё поиграл. На тот момент мысли завершить профессиональную карьеру хоккеиста, у меня не было, но в том сезоне шёл экспериментальный чемпионат, который заключался в том, что в туре было три игры. Две подряд через день и ещё одна… Эти длительные поездки, наверное, в первую очередь, повлияли на моё решение. Никто этого не скрывает, что в то время мы жили на сборах практически круглый год, за исключением отпуска. Решил закончить. Всё равно, нужно было дальше жить, продолжать думать о работе. Мне поступило предложение от Льва Павловича Мишина – директора и основателя школы «Спартаковец». Пока думал, у этого клуба штат набрался (смеётся). На тот момент вратарь Виктор Иванович Пучков был директором школы «Юность». Пришёл к нему, он меня принял на работу тренером и так пошло-поехало. Втянулся.
– Вы сразу начали работать с детьми? Интересно вам было?
– Да, первым моим выпуском были ребята 1974 года рождения. Работать с детьми, видимо, было во мне заложено. Ненависти и каких-то отрицательных эмоций к детям у меня не было. До меня тренером был Кузьмин, может, что-то я своё принёс с собой из команды мастеров (смеётся). Ребятам нравилось. Все нормально у нас шло, не было каких-то отрицательных моментов. Венцом работы стало то, что мы играли своей командой на Первенстве Вооружённых Сил и заняли там второе место. По окончании того турнира тренер ЦСКА Юра Чебарин пригласил семь моих игроков на основной финал, который проходил в Риге. Сборная Вооружённых Сил, в итоге, заняла второе место, и семь моих ребят стали серебряными призёрами. В той команде были такие известные игроки 1974 года, как Серёжа Брылин и Валерий Буре.
– Вы строгий тренер? Как считаете?
– Как говорят со стороны, что, вроде, Щеглов мягкий тренер (смеётся). Думаю, что я достаточно требовательный, как же без этого? Я, ведь, их учу чему-то. Другой вопрос, насколько игроки обучаемы, получается у них или нет. Нужно терпение. Как говорится, когда воспринимается и получается, то и двигается дальше. В своей тренерской карьере я и с командой мастеров поработал.
– Вашим самым известным воспитанником является легендарный центральный нападающий Павел Дацюк. Расскажите немного о нем? Сколько лет вы вместе с ним работали? В каком возрасте он к вам попал?
– Наша встреча с Павлом Дацюком произошла, когда я был назначен главным тренером фарм-клуба «Автомобилиста». Та команда базировалась у нас на армейской основе. СКА – «Автомобилист» – ребята, которые по своему возрасту уже призывались в армию. Я представлял им нужную единицу для будущего хоккея, и они служили в этой команде. Павел появился там чуть пораньше меня. Два сезона я с ним поработал. 17 лет Дацюку тогда было. Он сразу же обратил на себя внимание. Достаточно умный в хоккейном отношении игрок, видел партнёров и не был жадным, передачу мог отдать и любил это дело. У Павла огромная работоспособность, в частности, за счёт его любви к спорту и хоккею. Игровик по всем видам, что в футболе, что в баскетболе, что в хоккее – это Богом ему дано! Я с Дацюком не играл, но у меня такое впечатление, что много ничего придумывать и не надо: прикатись на одно место, встань там, чтобы тебя не вытолкнули, и шайба, всё равно, к тебе придёт, а ты используешь этот момент (смеётся).
– На ваш взгляд, Павлу Дацюку повезло с тем, что первым тренером на серьёзном уровне попался Владимир Крикунов?
– Конечно, даже придумывать ничего не надо! Попасть к такому специалисту многого стоит. Самое главное, что не только в хоккейной ситуации Владимир Васильевич ему помог. Там, ведь, история ещё была с серьёзной травмой Дацюка. Благодаря, опять же, Крикунову посоветовали взять игрока в команду, помочь с операцией и реабилитацией. Конечно, Владимир Васильевич много что сделал для него!
– Алексей Симаков тоже занимался у вас. Как ему удавалось за счет небольших габаритов (при росте 167 см) оставлять «в дураках» соперников?
– Да, он также был у меня в фарм-клубе. У Алексея Симакова катание очень серьёзного уровня. Он родился в семье хоккеиста и фигуристки. Понятно, что они сумели ему навыки передать. Плюс ко всему, конечно, он очень техничный, серьёзно физически подготовленный парень. Конечно же, характер! Как Симаков хотел играть в хоккей, как перешагивал через недостаток в габаритах. Он смог себя сделать. Лёшка, просто молодец! Несколько лет подряд был лидером команды, а сейчас тренирует молодёжку. Вместе работают с Сережей Ступиным, тоже из команды 1979 года рождения. Еще отмечу ребят 1980 года рождения Евгений Фёдоров дошел до финала Кубка Гагарина с ХК МВД, а Алексей Волков выиграл Кубок спустя год в составе московского «Динамо»
– Анатолий Голышев, несмотря на то, что начинал заниматься хоккеем в Перми, попал к вам в руки в школу «Спартаковец». Долго вам пришлось с ним возиться?
– Я обратил внимание на Толю, когда они играли за 1995 год в связке с Егором Корелиным – центральным нападающим. Их по-другому не воспринимали вообще: вот два пермячка. В своей возрастной группе ребята выделялись, они были лидерами в Перми. Обратили на себя внимание и изъявили желание перебраться сюда – в Екатеринбург, учиться в училище олимпийского резерва и продолжать свою хоккейную карьеру. Анатолий Голышев, такой, наверное, больше индивидуалист. Он очень много брал игры на себя, обращал на себя внимание. Большую часть игрового времени он только и играл с шайбой.
– Как вам текущая игра Анатолия Голышева за «Автомобилист»? После возвращения из Северной Америки он не был похож сам на себя, а в текущем сезоне вновь вернулся на лидерские позиции…
– Да, опять привлёк к себе внимание! Публика полюбила Толю (смеётся). Слава Богу, что у нас так умеют прощать. Как говорится, Толя Голышев, молодец! Правда, сейчас идёт, опять-таки, какая-то полоса. Может быть, готовится к плей-офф. Начало сезона у него было хорошим.
– Вы также успели поработать с молодым, талантливым нападающим 2003 года рождения Виктором Неучевым. Что можете сказать про этого парнишку? Он так уверенно зашел в «Автомобилист» в текущем сезоне…
– С Витей я проработал один неполный сезон. Как раз, начался коронавирус и повлиял на всю ситуацию. Виктор Неучев выделялся из группы своим пониманием игры, пониманием ситуации, видением партнёров: своевременная передача всё время у него присутствовала. В молодёжной команде, ещё до того момента, когда его стали привлекать к играм за «Автомобилист», Витя, конечно, увлекался индивидуальной игрой. Думаю, что на тот момент не всем его партнёрам такое нравилось. Для меня стало удивлением и откровением то, что ему доверяют играть в большинстве, несмотря на такой состав у «Автомобилиста» - это же говорит о многом! Витька был «маленько» у меня, я «маленько» рядом с ним постоял (смеётся).
– Следите ли вы за Фонбет Чемпионатом КХЛ, в частности, за выступлением родного «Автомобилиста» Николая Заварухина?
– Если честно, не очень-то, я слежу, в силу своей, на сегодняшний день, работы. Поскольку тренировки старшей по возрасту команды проходят как раз во время домашних игр «Автомобилиста». Порой, узнаю только результаты матчей. То, что играют неровно, конечно, это не очень-то радует. Сейчас, концовка регулярного чемпионата КХЛ интересная. Например, интересно наблюдать за «Ак Барсом», как команда полностью поменялась в плане игры. Конечно, я не знаю внутренней ситуации, что у них там происходило, но сам потенциал, как он был изначально высоким, таким и остался. Сейчас у игроков виден характер, стремление и радость забитому голу. Всё стало по-другому в этом коллективе.
– Вы довольны своей тренерской карьерой?
– Если честно, это такой больной вопрос (смеётся). Как говорится, не испортил ни одной команды. И дети радовали меня и взрослые. Поработал в тюменском «Газовике» с командой мастеров. Там тоже был результат и выход из первой лиги в Высшую, затем переходный турнир в Суперлигу. Это все было буквально в течение двух сезонов. Ну, не попали в Суперлигу, уступили «Сибири» на тот момент, но, тем не менее, результат был очень сильным. Понятно, что какое-то удовлетворение от работы у меня было. Попробовал свои силы, понял, что что-то могу. Дальше по карьере не получилось, причину я даже сам не знаю. Поработал два сезона в Венгрии. Там тоже, те задачи, которые ставились, выполнил. Был в шаге поработать в «Автомобилисте», но не получилось. Может быть, получил бы удовлетворение, но, опять же, всё зависело от результата. Наверное, осталась «маленечко» неудовлетворённость…
– Чем сейчас занимаетесь?
– У нас с Альбертом Викторовичем Фёдоровым сейчас на двоих команда Уральского государственного университета – это бывший Политехнический институт. Наша команда участвует в первенстве страны в Студенческой хоккейной лиге. Это происходит уже несколько сезонов подряд, может, десять-одиннадцать. В Лиге у нас четыре региональные подгруппы, где выявляют сильнейших. Затем, две команды-победительницы едут на основной финал. Понятно, что в командах собраны студенты, которые закончили спортивные школы и поступили в университеты, но не пошли дальше по профессиональной карьере хоккеистов ввиду определённых причин.
Досье
Владимир Александрович Щеглов
Родился 17 июня 1952 года в Свердловске, СССР.
Карьера игрока: 1970-1971 – «Юность» (Свердловск), 1971-1972 – «Спутник», 1972-1974 – СКА-Автомобилист, 1974-1985 – «Автомобилист», 1985/1986 – «Луч» (Свердловск).
Карьера тренера: 2000-2002 – «Газовик», 2003-2011, 2015-н.в. – школа «Спартаковец», 2011-2012 – «Авто» (МХЛ), 2012-2014 – «Дебрецен» (Венгрия).
Достижения: заслуженный тренер России.