На исходе был локаутный сезон, тренеры получили в свое распоряжение целую россыпь звезд - Алексей Яшин, Максим Афиногенов, Андрей Марков, Виктор Козлов, Павел Дацюк, Александр Семин, уже заявившие о себе Александр Овечкин, Евгений Малкин, Илья Ковальчук. Наглядный пример провалившегося в плей-офф «Ак Барса» говорил, что усилий тренеров объединить такую «банду» может не хватить, нужна помощь. Коллега возражал, что капитану и не надо как-то объединять и мотивировать, достаточно вести за собой игрой и своим примером. Разошлись, оставшись при своих.
Формально оказалось, что прав все-таки я – той потенциально чемпионской, но недостаточно сконцентрированной на результате команды как раз капитанского голоса, возможно, и не хватило, хотя бронза по тем временам тоже заслуживала твердой четверки. С самим-то блистательным Лешей все было в порядке – его заслуженно признали лучшим нападающим, много хвалили, но… Те проблемы, что только намечались в Вене, через несколько месяцев аукнулись в Турине-2006.
В принципе, в Италии случилось то же самое, только уже явнее и огорчительнее – после тяжелейшей и знаковой победы над сборной Канады в четвертьфинале с поставившим точку издевательски хладнокровным голом Ковалева под самый занавес наша сборная посыпалась, проиграв полуфинал и матч за третье место финнам и чехам с общим счетом 0-7. К чести Алексея он в одном из интервью сетовал, что перед Канадой «все были злые», а перед полуфиналом надо было обязательно поговорить. Как я понимаю, чтобы сбить эйфорию и встряхнуть команду, подсознательно вдруг почувствовавшую, что дело уже сделано.
Но – не поговорили. Зато главному тренеру Владимиру Крикунову от Алексея Ковалева досталось сполна, хотя какая это была новость – с кем форвард только не конфликтовал, тут целый ряд наставников можно перечислить, мало кого обошел «вниманием» один из самых талантливых и противоречивых форвардов за всю историю нашего хоккея.
Я начал с этого не для того, чтобы подчеркнуть именно противоречивость – мне и тогда, и сейчас жаль, что в Вене Алексей не стал членом Тройного золотого клуба (всего-то не хватило звания чемпиона мира, но больше такого шанса ему, увы, не предоставят), а в Турине уплыло второе олимпийское золото (перед Играми-1998 получил травму, в Солт-Лейк-Сити-2002 была бронза). Достоин он был и того, и другого, но как бы это сказать… Если бы был правильным, не был бы он тем самым АК-27, Артистом, Маэстро или Командиром, от которого приходили в восторг одни болельщики и которого ненавидели другие, от которого болела голова у всех без исключения тренеров, что не мешало им восхищаться его изумительной и неповторимой игрой. Описывать ее – зряшное дело, лучше посмотреть хотя бы нарезку с эпизодами. Советую – впечатляет.
Вот опять же - это как когда. Сегодня им восторгаются, а через день не видно и не слышно – это тоже Алексей Ковалев если не всей своей более чем 20-летней карьеры, то большей ее части. Ну не мог он, почти не мог держать стабильно высокий уровень в каждом матче, потому что любая рутина ему претила, а без рутины и просто добротной работы никуда в НХЛ – а большая часть ковалевской карьеры именно там и прошла – не деться. Это не вопрос вдохновения, Ковалев прекрасно знал, что на вдохновении далеко не уедешь. Иногда мне кажется, что для Алексея игра без удовольствия была для него в тягость, вот тогда именно он и уходил в тень, получая заслуженные и незаслуженные порицания и недоумевающие вопросы – отчего он сегодня не такой, как вчера.
Как-то он привел в пример тренера «Питтсбурга» Кевина Константина, который после появления в команде Ковалева вроде бы сразу дал ему карт-бланш – делай, что умеешь, переучивать не будем, и после мучений последних сезонов в «Рейнджерс» у него сразу пошла вверх результативность, и болельщики чуть ли не на руках носили, и партнеры были довольны, и команда была в порядке. Охотно верю, статистика подтверждает – стабильнее всего был период первого прихода в «Питтсбург» с умопомрачительным сезоном 2000/2001, когда он чуть не добрался до отметки 100 очков, да и плей-офф с пятью голами и пятью передачами был хорош, только вот финал конференции и стал пределом мечтаний тех совсем не слабых «пингвинов».
Конечно, любой знающий себе цену игрок лучше любого тренера знает, как его надо использовать, но тут возникает куча нюансов, и тренерское видение порой вступает в противоречие с видением игрока. У Алексея Ковалева практически вся заокеанская карьера состояла из таких противоречий, но тем удивительнее, что он до недавнего времени был рекордсменом по числу проведенных в регулярных чемпионатах НХЛ матчей среди российских игроков. То есть тренеры, иногда на чем свет кляня строптивого форварда, в запас его практически не отправляли, понимая, что Алекс – это зрители, это касса, это шоу. Невероятный талант побеждал даже предвзятое отношение.
Был, правда, тренер, который из конфликта сделал шоу, и в отношении Ковалева действовал от противного – не посадил на лавку, а наоборот, не давал на нее сесть. Это был Майк Кинэн образца чемпионского для «Рейнджерс» сезона 1993/1994. Случай хрестоматийный, давно разложен по полочкам, но напомнить о нем обязательно стоит, потому что и сам Алексей не без удовольствия иногда о нем вспоминает. Все просто – в матче с «Бостоном» 20-летний Леша накануне своего дня рождения от избытка сил переигрывал чуть ли не каждую смену, Майк Кинэн устал подстраиваться под форварда, и в конце второго периода применил оригинальный педагогический прием. Не хочет игрок уходить со льда – пусть играет, хоть до посинения. Команда в отличие от Ковалева все поняла сразу, на лавку его не пускали, пришлось провести на льду минут десять «грязного» времени (чистого – пять с небольшим минут), но форвард виду не подал, заработал на себе два удаления, и даже забил гол за несколько секунд до конца периода. Пусть матч «рейнджеры» и проиграли – но это было то еще шоу, вошедшее в историю.
Ковалев был технарем от Бога и идеальным «зрительским» игроком, не зря же в Канаде ему дали прозвище «Артист». «Мне всегда нравилось быть человеком, который выходит на арену как циркач, и радует всех людей. Да, я не забил столько голов, сколько мог по таланту. Я больше любил делать шоу. Болельщики подходили: «Вау, а как у тебя это получилось, это невозможно!» Любой, даже расположенный к Ковалеву тренер, получив такое откровение, мог сказать: «Знаешь что, дружок, тогда твое место – на арене цирка». Да и восхищенные зрители умерили бы свои восторги, если бы Ковалев «весь вечер на манеже» существовал отдельно, а командные победы – отдельно. Так в общем-то периодами и получалось - от «Рейнджерс» до «Питтсбурга», от «Монреаля» до «Флориды».
Нет, Алексей Ковалев не тянул одеяло на себя, не был ярым индивидуалистом, совсем напротив – даже в самом конце североамериканской карьеры во «Флориде», которая рассталась с ним без объяснений. Партнерам как раз в основном было с ним комфортно – правда, если они понимали и принимали его философию, и относились к его нетривиальным изыскам не как к ненужным выкрутасам, а как к естественному проявлению высочайшего мастерства, а так получалось далеко не всегда.
В общем, и радости все, и беды – от таланта и своеобразия, которыми Алексей Ковалев наделен был с избытком. Все идеально сложилось по сути один раз – в том самом втором сезоне с «Рейнджерс», когда сама атмосфера в команде Майка Кинэна помогала юному дарованию и играть в свое удовольствие, и результат давать, и болельщиков радовать. Я про самый высокий результат в виде Кубка Стэнли, который больше Алексею подержать в руках не удалось.
А ведь к тому моменту он был уже и чемпионом СССР, и чемпионом СНГ, и чемпионом мира среди молодежи, и олимпийским чемпионом, всего-то оставалось взять золото чемпионата мира, впереди были два десятка сезонов, но вот поди ж ты – не сложилось. Вячеслав Быков, с которым Ковалев брал олимпийское золото Альбервилля, на домашний чемпионат мира-2007 Алексея не пригласил, а в Квебек-2008 элементарно не взял, отцепив в последний момент. Возможно, Быков учитывая репутацию и независимый характер Ковалева, просто не захотел рисковать.
Сейчас, когда Алексей Вячеславович уже испробовал на вкус тренерский хлеб, он, возможно, смотрит на многие вещи иначе, чем в бытность свою игроком. А может и нет, потому что полученный за три года в «Куньлунь Ред Стар» опыт оказался достаточно специфическим. Возглавить такой клуб при минимальном опыте тренерской работы походило на авантюру, но она и завершилась достаточно быстро. Но желания продолжить работать тренером у Алексея Ковалева, кажется, не убавилось. Как тренер он рассуждает весьма здраво, но несколько идеалистически: «Для меня важно дать возможность игроку раскрыться, а когда он покажет, что умеет, можно уже опираться на его способности, доводя их до ума». Все правильно, это взгляд игрока, на своей шкуре испытавшего попытки его переделать, но как быть, если ждать, пока раскроется, нет ни времени, ни возможности, не говоря уже о времени на доводку?
Многие думали, что Алексей Ковалев как личность необычайно разносторонняя, пойдет по линии своих хобби. Он же никогда на хоккее не зацикливался (это тоже ставилось ему в вину), увлекаясь и гольфом (даже в турнирах участвовал), и музыкой (играет на саксофоне, брал уроки у Игоря Бутмана), и пилотированием самолета (будучи игроком, планировал кругосветное путешествие), и дизайном спортивной одежды, и кино (снимался в нескольких короткометражках, собирался учиться «на артиста»), и все это было не просто для того, чтобы произвести впечатление, а вполне серьезным занятием. Другое дело, что из хобби профессию можно делать тогда, когда ты в ней можешь достичь многого. В идеале равного тому, что ты делал много лет до этого. Такое удается очень немногим.
Мне кажется, что человек, в четыре года вставший в Тольятти на коньки (кстати, фигурные, доставшиеся от старшей сестры), в какой-то момент ощутивший себя именно хоккеистом, в 14 лет отправившийся покорять Москву, прошедший через множество испытаний, два с лишним десятка лет отдавший большой игре, сохранявший свое хоккейное «я» при любых тренерах и обстоятельствах, никуда от хоккея не уйдет. Во всяком случае не уйдет надолго.
Разве что на кругосветку отвлечется – если, конечно, обстоятельства позволят.
Алексей Вячеславович КОВАЛЕВ.
Родился 24 февраля 1973 года в Тольятти.
Карьера игрока: 1989-1992 – «Динамо» (Москва), 1992-1998 – «Нью-Йорк Рейнджерс», 1994-1995 – «Лада» (Тольятти), 1998-2003 – «Питтсбург», 2003-2004 – «Нью-Йорк Рейнджерс», 2004-2009 – «Монреаль», 2004-2005 – «Ак Барс» (Казань), 2009-2011 – «Оттава», 2011 – «Питтсбург», 2011-2012 – «Атлант» (Мытищи), 2013 – «Флорида», 2013-2014, 2016-2017 – «Висп» (Швейцария).
Достижения: олимпийский чемпион 1992 (самый молодой олимпийский чемпион по хоккею за последние 77 лет – возраст 18 лет 349 дней), бронзовый призер 2002, бронзовый призер чемпионата мира 2005, признан лучшим нападающим турнира, участник 1992, 1998. Чемпион мира среди молодежи 1992, включен в символическую сборную турнира.
Карьера тренера и спортивного функционера: 2016 – спортивный директор ХК «Висп» (Швейцария), 2018-2020, 2021/2022 – тренер «Куньлунь Ред Стар», 2020-2021 – главный тренер «Куньлунь Ред Стар».