Так вот, все три неудачных матча были проиграны «на тоненького», с разницей в одну шайбу. И даже в них «Крылья» держались достойно, ни к кому из лидеров не может быть претензий. А для Евгения Штепы этот излетный вояж вообще мог стать наивысшим взлетом в карьере. В матче с «Хартфордом» именно их с Сергеем Одинцовым связка чуть не перевернула ход игры. Хозяева быстро повели, но гол Штепы на 15-й минуте уравнял шансы, а ровно в середине матча Евгений снова поразил ворота «Хартфорда», и «Крылья» повели в счете.
Жаль, не удалось сохранить минимальный перевес, но именно в этой встрече гости почувствовали, что могут и победить. В Квебеке не удалось, но здесь снова в нужный момент сработала связка с Одинцовым, гости повели в счете, и «Квебек Нордикс» пришлось немало потрудиться, чтобы не уйти побежденными. После этой поворотной ничьей 4:4 «Крылья Советов» обыграли «Нью-Йорк Рейнджерс» со счетом 3:1, и в последнем матче уступили «Монреалю» 1:2. Это турне добавило шансов тем, кто хотел уехать непременно в Северную Америку, и именно в НХЛ, но кризис переполнения хоккеистами из СССР был уже не за горами.
Мог Евгений Штепа на свой страх и риск рвануть за океан? Наверное, мог, после его об этом иногда спрашивали. Но, как сне кажется, Евгений Юрьевич и тогда достаточно реалистично оценивал свои возможности пробиться в сильнейшую лигу мира, и в авантюру пускаться не стал. Насчет реалистической оценки – он же и в самом начале карьеры, приехав в Москву из Липецка, на многое не рассчитывал. Поступил в институт физкультуры – вроде как программу-минимум выполнил, а просмотр в «Крыльях», да еще и удачный, был уже бонусом. Понятно, что, с одной стороны надо ставить высокие цели, а с другой можно так взезаться в стену, что и про достижимые цели забудешь.
Конечно, Женя вытянул счастливый билет, попав в команду, знавшую лучшие времена, но молодую и потенциально очень перспективную. Тем более что здесь молодежь не зажимали, и в первом же своем полноценном сезоне в «Крыльях Советов» 18-летний Евгений Штепа (19 ему исполнилось уже по ходу сезона) провел 36 матчей. Дебют на молодежном чемпионате мира-1982 в США и Канаде удачным не назовешь – у Штепы и Пряхина оказались не лучшие показатели, но уже в Ленинграде на МЧМ-1983 в команде Анатолия Кострюкова и Игоря Тузика ребята из «Крыльев» раскрылись по-настоящему – Сергей Харин стал третьим бомбардиром команды, Евгений Штепа – пятым (8 голов и передача), за ним расположились Сергей Немчинов и Сергей Пряхин.
Возможно, это связано с тем, что команду уже возглавлял Игорь Дмитриев, который и доверял молодым, и мог вселить в них уверенность. Конечно, можно было и пришпорить коней, но Дмитриев работал вдолгую, вдумчиво и кропотливо, и кто мог предполагать, что время со второй половины 80-х побежало так быстро? Евгений Штепа как-то незаметно вырос в нападающего, без которого атаку «Крыльев» второй половины 80-х представить вообще невозможно. Причем набирал он год от года – да, вниманием главной команды страны был не слишком избалован, ну а кто был в то время переизбытка талантов первого ряда был избалован? К середине 80-х сборная СССР могла выступать и двумя, и даже тремя командами, и две из них точно могли быть с медалями. Да, сбой случился, но это исключительно из-за того, что внутренней мотивации лидерам уже не хватало.
До медалей свою команду Игорь Дмитриев все-таки довел в 1989-м, а дальше началось самое трудное – развивать успех на фоне всеобщего брожения было трудно, почти невозможно. Уже один за другим команду покидали лидеры, а Евгений Штепа оставался, и сезон 1989/1990 он провел просто блистательно, установив личный рекорд по заброшенным шайбам – 23, и никуда он не собирался дергаться, так же успешно начав следующий сезон. Но тут непосредственно старший тренер сообщил форварду, что его хотят видеть в Турку. И не когда-нибудь в будущем, а прямо сейчас.
Можно представить, что это был за вариант для человека, за десять лет привыкшего к определенному упорядоченному образу жизни, к любимой команде, к друзьям и всему тому, что окружало. Но все стремительно менялось, и мудрый Дмитриев смотрел далеко вперед. ТПС был далеко не худшим вариантом для его подопечного, препятствовать скорому отъезду он не стал, и Штепа, попав с корабля на бал, через несколько месяцев стал чемпионом Финляндии. В этом ему, безусловно, помог уже освоившийся там Виктор Тюменев, и Евгений Штепа, форвард забивной и опытный, стал в одном сезоне и бронзовым призером последнего чемпионата СССР, и чемпионом Финляндии – такой «дубль» удавался немногим.
Все бы хорошо, но с подписанием нового контракта хозяева затянули, а тут в Вену позвал Валентин Гуреев, и они с бывшим одноклубником Константином Курашовым оправились в столицу Австрии. То, что одноклубники старались держаться друг за друга, объяснимо – время было турбулентное, перемены слишком резкие, и легче было адаптироваться, если рядом был надежный человек. Может быть, в Дании Евгений Штепа, быстро ставший лучшим снайпером тамошнего чемпионата, долго бы там не задержался, если бы рядом не было Сергея Одинцова – да-да, того самого, с которым они и в «Крыльях « вместе играли, и с которым они в конце 90-х ставили на уши Хартфорд и Квебек. В Швеции, правда, Штепа уже играл без поддержки – но у него за плечами был уже немалый европейский опыт, все легче.
Свой путь из Липецка в Москву Евгений Юрьевич Штепа однажды назвал обычным путем провинциала, которого никто не вытаскивал, не тянул, который до определенного момента всего добивался сам не без определенной доли везения. Но такие провинциалы хорошо помнят, как все это дается, и хранят признательность к тем людям, которые им помогли чего-то достичь. Поэтому и вернулся Евгений Штепа не куда-то, а именно в «Крылья Советов», к концу столетия уже начинавшие тонуть. Похоже, другого варианта возвращения он и не рассматривал – и чем мог, тем и помог.
На излете карьеры был еще хоккейный клуб МГУ, куда его позвал опять же одноклубник Иван Авдеев. Здесь же Штепа плавно стал играющим тренером, здесь же побыл главным тренером, а вернулся все-таки снова в систему «Крыльев», если о ситуации в легендарном клубе можно было говорить как о системно нормальной. Увы, этого не было. Это не очень веселый период в тренерской карьере Евгения Юрьевича Штепы – полагаю, что его горький спич в Новосибирске на послематчевой пресс-конференции на исходе сезона 2006/2007, когда последние матчи команда проводила молодежным составом, запомнили многие: «Положение в клубе катастрофическое…».
Не стоит, наверное, лишний раз об этом напоминать, но из песни слова не выкинешь - тяжелее всего в это время пришлось тем, кто и создавал, и поддерживал славу клуба, и кто никогда бы его не бросил, если бы не обстоятельства. Многие бились за «Крылья», как и Штепа, до конца, слава Богу, есть и сейчас те, кто по-прежнему верит в возрождение великой команды, и все делает для того, чтобы «Крылья» оставались в пространстве отечественного хоккея. Слишком много вложено в это название – «Крылья Советов», слишком много судеб вплетено в эту общую судьбу.
Евгений Юрьевич Штепа тоже стал ее частью.
Евгений Юрьевич ШТЕПА
Родился 28 февраля 1963 года в Липецке.
Карьера игрока: 1979-1980 – «Металлург» (Липецк), 1980-1991, 1998-1999 – «Крылья Советов» (Москва), 1990-1991 – ТПС (Турку, Финляндия), 1991-1992 – «Винер Е.В.» (Вена), 1992-1995 – «Фредерксван» (Дания), 1995-1996 – «ХВ-71» (Швеция), 1996-1997 – «КВА-67» (Швеция), «Янг Спринтер» (Нью-Шатель, Швейцария), 1999- 2001 – ХК МГУ.
Достижения: бронзовый призер чемпионатов СССР 1989, 1991. Обладатель Кубка ВЦСПС 1984, 1988. Участник суперсерии «Крылья Советов» - клубы НХЛ 1989-1990, чемпион Финляндии 1991, лучший снайпер чемпионата Дании 1993, чемпион мира среди молодежи 1983.
Карьера тренера и спортивного функционера: 2001-2003 – ХК МГУ, играющий тренер и главный тренер; 2003-2005 – тренер хоккейной школы «Крыльев»; 2005-2006 – «Крылья Советов», тренер; 2008-2009 – МХК «Крылья Советов-2», тренер; 2009-2010 – «Крылья Советов», тренер юниорской команды; 2013-2016 – начальник департамента проведения соревнований Молодежной хоккейной лиги; 2016-2017 – «Серебряные акулы» (Москва), тренер.