- Как строится работа министерства с отдельным видом спорта на примере хоккея?
- Согласно федеральному закону «О спорте» конфигурация следующая. Минспорта отвечает за выработку государственной политики по развитию видов спорта и создание условий подготовки спортсменов и сборных команд, в том числе речь идет о нормативно-правовых актах, с помощью которых осуществляется финансирование, строительство, различное обеспечение. Подготовку резерва проводят субъекты Российской Федерации. На уровне регионов и муниципалитетов обеспечивается развитие массового спорта. Эти мероприятия регламентированы. Развитие вида спорта осуществляет Федерация хоккея России (ФХР), которая от Минспорта России получает аккредитацию. Чтобы иметь этот документ федерация должна соответствовать многим критериям, в том числе иметь программу развития вида спорта. Она разрабатывается на олимпийский цикл. В программе говорится о развитии и пропаганде массового спорта, о проведении всероссийских соревнований, о спорте высших достижений. Следующая ступень – региональные федерации. Они, на основании всероссийской, утверждают свои программы развития.
- Какие блага получает хоккей от Минспорта?
- Система работает так. Мероприятия прописаны на всех уровнях и регламентированы. Массовый спорт – зона ответственности регионов и муниципалитетов. Подготовка резерва – спортивные школы в субъектах. Сборные команды - Минспорта и ФХР. На каждом из этих уровней устанавливаются свои бюджеты. Субъекты вправе формировать их самостоятельно. В них входят сметы на строительство, закупку инвентаря и так далее. Минспорта включается в софинансирование строительства спортивных объектов - крупных стадионов и дворцов спорта, которые, как правило, будут задействованы в проведении международных мероприятий. Также с помощью Минспорта ведется развитие базовых видов спорта. Те территории, которые берут на себя ответственность по подготовке спортсменов по базовым видам спорта, получают субсидии из федерального бюджета. Сборные команды по хоккею ведут подготовку на федеральных спортивных базах. Все тренеры, спортсмены и специалисты этих команд включаются в списки кандидатов в сборные. С точки зрения организации тренировочного процесса, обеспечения и направления на соревнования они находятся на обеспечении Минспорта.
- Как Министерство взаимодействует с КХЛ?
- КХЛ – субъект профессионального спорта. В законе «О спорте» этому посвящен целый раздел. У лиги есть права и обязанности. Соответственно, Минспорта взаимодействует с КХЛ в сфере развития профессионального спорта. Мы прислушиваемся к запросам лиги, совместно вырабатываем различные нормативные акты.
- Расскажите, как функционирует механизм рассмотрения Минспорта различных инициатив. Например, ФХР решила сократить в КХЛ число легионеров с пятерых до трех. Соглашаясь с этой инициативой, вы опирались на доводы ФХР или проводили самостоятельный анализ причин и последствий?
- По закону вопрос количества легионеров – прерогатива федерации, но утверждается лимит действительно приказом Минспорта. Инициатива принадлежит федерации. Далее идет обсуждение широким кругом участников – обязательно лига. При необходимости, если вопрос сложный, мы собираем экспертный совет. Это официальный орган при Министерстве спорта. Но, как правило, между мнениями федерации и лиги находим компромисс. У федерации, естественно, свой интерес. Это подготовка спортсменов и получение качественных игроков для сборной. У лиги свои резоны – звезды, зрелищность, коммерция. Здесь нужно сохранять баланс, что мы и стараемся сделать.
Если говорить о ФХР и КХЛ, мы знаем, что у этих организаций тесные связи. Например, представители федерации присутствуют в руководящих органах лиги. И наоборот. Не стоит забывать, что права на проведение чемпионата России принадлежат ФХР. И раз федерация передает их КХЛ, то ее в целом устраивает работа лиги, она отвечает целям и задачам ФХР.
Мы очень довольны тем, как развивается КХЛ. И особенно тем, что сделано за последние 10 лет. И с точки зрения качества проведения спортивных мероприятий. И с точки зрения их освещения в СМИ и развития своих медиа. И с точки зрения работы с болельщиками, что подтверждается заполняемостью трибун и отсутствием какой-либо агрессии. И с точки зрения ряда других критериев. Мы очень довольны, что запущен механизм распределения между клубами доходов лиги и наличием процесса обсуждения любого вопроса с участниками соревнования перед его вынесением на совет директоров. Существуют и спорные моменты. Например, непросто принимался потолок зарплат. Но все шаги по его введению были согласованы с ФХР и приводились к общему знаменателю внутри лиги. Также мы довольны работой, проводимой КХЛ, по развитию МХЛ и ЖХЛ. Мы видим, как растет география и качество этих турниров.
- Сборные России не принимают участие в международных соревнованиях. Как это отражается на развитии хоккея? Удается ли компенсироваться отсутствие международных стартов с помощью внутренних состязаний и турниров с участием дружественных стран?
- Мы точно знаем, что вернемся на международную арену. Такое решение будет принято. Представители МОК уже говорят, что спортсмены должны соревноваться независимо от других факторов, а наша страна всегда придерживалась лозунга «спорт вне политики». Сейчас внутри страны налажена система проведения соревнований. Сборные проводят свои турниры. Есть Кубок Первого канала, турниры для молодежных и юниорских сборных. Мы внимательно следим за чемпионатом КХЛ, в котором кандидаты в сборные получают игровую практику.
- Сборные России смогут конкурировать за медали сразу после возвращения на международную арену?
- Уровень чемпионата КХЛ не снизился. Остались хорошие легионеры. Идет очень интересный плей-офф. В такой конкурентной борьбе и воспитываются игроки для сборных, способные приносить стране медали самых престижных международных соревнований.
- Раньше в клубном хоккее за медали боролись несколько команд. Сейчас специалисты говорят о широком круге претендентов. За счет чего в КХЛ выросла конкуренция?
- В свое время в КХЛ была принята стратегия развития, которая включала целый комплекс мероприятий по повышению конкуренции и зрелищности соревнования. В том числе – потолок зарплат. Думаю, стратегическое планирование и успешная реализация задач и привели к такому результату. Также стоит сказать, что каждый чемпионат открывает новые имена. У клубов КХЛ есть серьезная «подпитка». Сейчас разрабатывается новая стратегия лиги. Думаю, этот документ позволит усилить все эти позиции.
- Насколько Минспорта удовлетворяет система подготовки молодых хоккеистов и тренеров?
- В России подготовку хоккейного резерва осуществляют 765 организаций, это отделения хоккея в спортивных школах. Достаточно неплохая цифра. Примерно 100 тысяч детей занимается на этапах спортивной подготовки – это специализированные отделения, где тренер готовит ребенка непосредственно по виду спорта «хоккей». То есть это не массовое катание. 100 тысяч – это ребята, зачисленные по приказам организаций на различные этапы подготовки по виду спорта хоккей.
В свое время мы серьезно пересматривали подготовку в спортивных школах. Был период, когда преемственность от советских методик была потеряна, а новое мы еще не внедрили. Тогда изучали современные практики различных стран – Финляндии и Швеции, США и Канады. Взяли лучшее, объединили с отечественными наработками и разработали федеральные стандарты спортивной подготовки. Так родилась методическая программа «Красная машина», в которой сконцентрированы базовые вещи. Но мы всегда говорим, что выступаем за вариативность, за тренерскую мысль, за традиции, существующие в регионах. Своя «изюминка» при подготовке молодых спортсменов очень важна. Лучшие методики мы собираем, анализируем в нашем федеральном центре подготовки спортивного резерва. И распространяем в качестве хорошего опыта на другие регионы и школы.
- Насколько вам помогает цифровизация?
- На уровне Министерства спорта есть цифровые платформы, которые собирают статистическую информацию по всей России. Это данные по всем школам, турнирам, тренерам, спортсменам, спортивным званиям, разрядам и так далее. На основе этих данных делаются выводы о необходимости повышения квалификации тренеров, ремонта и строительства спортивных сооружений, об общей подготовленности спортсменов, которая выражается в участии в турнирах и о многом другом. Например, за последние три года мы провели повышение квалификации практически всех штатных тренеров по хоккею спортивных школ по современным методикам, которые были разработаны с участием ФХР. Эту большую работы мы будем продолжать. Также на основании анализа статистической информации мы даем рекомендации ФХР. Большой прорыв в цифровизации сделала КХЛ. Речь о статистических данных, получаемых в рамках чемпионата. Есть наработки и по подготовке резерва.
На основе многих данных сейчас создается большой инструмент - Государственная информационная система физической культуры и спорта. На этой платформе аккумулируется весь массив наших данных. Будет реализовано несколько механизмов по включению в Единый календарный план спортивных мероприятий. Можно будет записаться в спортивные школы онлайн. В электронном виде начнет действовать система присвоения спортивных разрядов и званий. Думаю, все это в полной мере будет запущено в следующем году. Также в ближайшее время введем механизм «спортивных паспортов». Они нужны для того, чтобы мы могли анализировать подготовку спортсмена на всех этапах и оценить вклад тренеров в его карьеру. Нужно, чтобы специалист, давший атлету больше всего, был оценен по достоинству.
- Существует проблема оттока молодых хоккеистов за океан? Улучшило ли ситуацию создание КХЛ и МХЛ, запуск программы «Играй в России»?
- Проблема действительно есть. Доведя молодого человека до возраста 17-18 лет, заграничные скауты агитируют спортсмена уезжать в другую страну. Лет 5-7 назад Россию ежегодно покидало 150-200 талантливых спортсменов. Мы провели исследование и выяснили, что подавляющее большинство в низших североамериканских лигах терялись и переключались на что-то другое. Вся та титаническая работа по подготовке хоккеиста, которая велась в спортивной школе, регионе, терялась. Мы теряли очень много перспективных игроков. Да, есть те, кто пробился в НХЛ, но их количество несравнимо с числом уезжающих. Сейчас наличие КХЛ и МХЛ дает спортсменам ориентир – куда и к чему стремиться. Они видят, что себя можно реализовать здесь. Это большой плюс. Для ребят в России есть разные пути развития. У нас в единый календарный план включены сотни соревнований. Когда вижу, что тренер форсирует юниора, стремится быстрее заиграть его на высоком уровне, привожу пример Павла Дацюка. До 22 лет мы его практически не знали. Он не играл ни в одной сборной. Однако вырос в выдающегося мастера. Это говорит о том, что всему свое время. Развитие должно быть постепенным и планомерным.
Программа «Играй в России» разрабатывалась специалистами КХЛ и ФХР совместно с Министерством спорта. По ней мы работаем уже четыре года. Сейчас идет второй этап реализации. Главный смысл – объяснить юным спортсменам и родителям, что в России есть все возможности для роста, дать информацию о нашей системе подготовки, предупредить, чем может обернуться ранний отъезд за океан. Также в рамках программы мы собираем обратную связь, выясняем, что не устраивает, какие улучшения требуются. «Играй в России» - важное начинание. Могу сказать, что за последние годы число уезжающих в Северную Америку сократилось.
- Какой совет вы могли бы дать молодым российским хоккеистам?
- Спорт меняется. Сейчас помимо тренировочного процесса и спортивных мероприятий огромнейшее значение получила персональная работа над собой. Это режим, культура питания, дисциплина, ментальная подготовка к работе, карьере, самообразованию. Акцент идет на то, что спортсмен должен заниматься и самим собой. И если он хочет стать атлетом высокого уровня, весь его режим должен быть подчинен этому процессу.