Уйдя в чемпионат Казахстана, в который с ковидного 2020-го вернулись три главных после «Барыса» и игравших в «вышке» казахстанских клуба, Петерис Скудра и в Караганде не унывал, радуя болельщиков и просто интересующихся своим фирменным стилем и разного рода его проявлениями. Это я почти без иронии – во всяком случае именно в прошлом году латвийско-российский специалист добился главного в своей еще не очень долгой, но приметной тренерской карьере достижения, приведя «Сарыарку» к чемпионскому званию.
Еще бы было не привести, если у клуба, который ранее дважды становился чемпионом ВХЛ, по традиции был едва ли не сильнейший в Казахстане состав с российским костяком? Петерису и это тоже вменялось в вину недоброжелателями, но факт остается фактом – Скудра принял «Сарыарку» посреди сезона в январе прошлого года, за дело взялся споро, игру его новая команда показывала уверенную, атакующую и агрессивную, хотя для того, чтобы обыграть в финальной серии плей-офф «Арлан» из Кокшетау, пришлось потрудиться.
После столь успешного начала контракт с главным тренером был продлен, в новом сезоне «Сарыарка» продолжила победное шествие, однако далеко не все было гладко, на фоне управленческого кризиса накапливались финансовые проблемы, что не могло не сказаться и на боевом духе подопечных. Как ни старался Скудра, до конца сохранить его не получилось – в полуфинальной серии «Сарыарка» неожиданно быстро уступила столичному «Номаду». Похоже, на этом казахстанская часть тренерской карьеры Петериса завершается, но им уже наверняка и интересуются в КХЛ, и держат его кандидатуру в уме – он же системный, как сам Петерис Скудра про себя сказал.
…Надо было, конечно, иметь много амбиций и даже здоровой наглости, чтобы, экстерном пройдя за сезон 2011/2012 тренерский курс в качестве наставника вратарей «Северстали» (тренировал и Василия Кошечкина в том числе), через год отправиться вслед за Дмитрием Квартальновым в Новосибирск с повышением функционала, и из ассистентов опять же сходу принять нижегородское «Торпедо» в качестве главного тренера. Со стороны клуба это был шаг очень рискованный, со стороны Петериса Скудры – рискованный крайне, хотя этим 40-летний дебютант не сильно заморачивался, будучи уверенным в предначертанности пути.
Сомнения определялись тремя факторами: во-первых, бывший вратарь, во-вторых, с минимумом тренерского опыта, в-третьих, слишком молод для столь ответственной должности. Бывшие вратари действительно редко дорастают до главных тренеров, да не очень к этому и стремятся, в основном готовя своих молодых коллег по амплуа – на что Скудра заявил, что ломает традицию. Про непосредственно тренерский опыт разговоров особо не было, но по отдельным деталям можно было судить, что два года работы с Дмитрием Квартальновым он посчитал достаточным для старта. Молодость не препятствие, а главное, о чем еще летом 2013-го говорил Петерис, совпали его и клуба амбиции. Вот уж чего у него было навалом, так это амбиций.
«И все сбылось, и не сбылось», как пелось в одной старой песне. По приходу новый главный говорил про создание команды, стабильно попадающей в плей-офф. Это Петерис Скудра Нижнему Новгороду обеспечил, строя команду под свою модель: быстрота, натиск, боевитость. «Стоячим» хоккеистам не место в хоккее, заветы Квартальнова воплощались в жизнь, «Торпедо» при достаточно ограниченных возможностях боролось за попадание в первую четверку, давало бой лидерам «Запада» в первом раунде, и однажды даже прошло во второй – как раз на третий год работы Скудры в Нижнем Новгороде. В полуфинале конференции проиграли ЦСКА Квартальнова, более опытная система победила менее опытную, но именно тогда Скудра заявил о новом этапе, цель которого – Кубок Гагарина. Контракт с ним был продлен на три года, и чего, собственно, было мелочиться?
Он вообще не мелочился, за пять сезонов в Нижнем заслужив репутацию тренера, с которым никому не скучно. Ни игрокам, ни руководству, ни болельщикам, ни журналистам. Не то чтобы каждая пресс-конференция превращалась в перформанс, но номер Скудра точно не отбывал. Суров, несдержан, излишне красноречив (полагаю, легионеры, да и россияне, игравшие под началом Петериса, сильно обогатили свои познания в области русской ненормативной лексики), но зато за клуб и за дело болеет всей душой. За это и прощалось многое и разное, частенько взрывавшее медийное пространство – то скажет что-нибудь не то, то судей обзовет нехорошим словом, то с коллегой подерется. Но даже болельщики, часть из которых Скудра как-то назвал «клоунами», камни в него до поры до времени не швыряли. Как кто-то из них написал, «мы долго терпели».
Реалисты видели потолок его «Торпедо», а Петерис видел перспективы. Мечтать не вредно, но их несоответствие реалиям может и утомить. К концу пребывания в Нижнем Новгороде Петерис Скудра был едва ли не главным старожилом КХЛ, работать ему – давали, и стабильность он тоже обеспечивал, но предел, в том числе и по объективным причинам, в конце концов обозначился четко. Где-то в середине срока Скудра то ли в шутку, то ли всерьез заявил, что сам он из «Торпедо» ни за что не уйдет. Он и не ушел, будучи уволенным за год до окончания соглашения. Он заслужил слова благодарности за пять лет работы (пять выходов в плей-офф подряд в истории КХЛ в активе только у шести топ-клубов), ему тоже было за что быть благодарным, и по прошествии времени стало понятным, что проведенные в «Торпедо» годы оказались лучшими в тренерской карьере.
Потому что ни в Челябинске, ни в родной Риге не получилось от слова «совсем». Мало было биться и не сдаваться, надо было еще и играть. В «Тракторе» модель энергозатратного хоккея не сработала, попытки разнообразить ее оказались неудачными, мотивация потеряла силу, ну а в Риге дело было даже не в главном тренере в силу и объективных обстоятельств, и субъективных вещей, происходивших с латвийским хоккеем. Что-то он попытался сделать, и отрицательный опыт – тоже опыт, но рассчитывать на продолжение работы в КХЛ в прежнем качестве на тот момент уже не приходилось.
...Он был хорошим, качественным, мастеровитым голкипером, вполне заслужившим именоваться одним из наследников вратарской латвийской и советской школы, которая во многом начиналась с Хария Меллупса. Петерису Скудре не очень повезло, что начало карьеры пришлось на рубеж 90-х, когда помимо внешних обстоятельств он оказался в тени достижений Артура Ирбе, но он еще успел сыграть на серебряном для сборной СССР чемпионате Европы среди юниоров 1991 года (напарником был Николай Хабибулин, в партнерах хватало будущих звезд, от Алексея Ковалёва до Алексея Яшина), и Скудра всегда подчеркивал, что он – выходец из СССР. В смутное для хоккея время Петерис завоевал как игрок единственный свой титул, став чемпионом Латвии, помог сборной страны шагнуть на чемпионатах мира из группы С в группу В, но в элитном дивизионе в 1997-м провел всего полтора периода – не сложилось.
И в заокеанской карьере удача поначалу далеко ему не сопутствовала. Петерис же вообще пробивался в НХЛ через сито минорных лиг, только на четвертый сезон заслужив право выйти на лед в официальном матче регулярного чемпионата НХЛ. В «Питтсбург» он попал во второй половин 90-х, когда великий клуб уже покинул Марио Лемье, но «пингвины», пусть уже не хватали звезд с неба, но еще оставались в силе, и конкурировать новобранец должен был с двукратным обладателем Кубка Стэнли Томом Баррассо. С Баррассо он, кстати, встретился в Новосибирске, куда экс-голкипер «Пингвинз» в начале десятых прилетел с «Магниткой», будучи помощником тогдашнего главного тренера магнитогорцев Пола Мориса. Двум вратарям было что вспомнить. В «Питтсбурге» в те годы российская диаспора была очень заметной, и даже удивительно, что Петерис Скудра не засветился в снимавшейся во время тренировки хоккейной сцене культового фильма «Брат-2» Алексея Балабанова вместе с Дарюсом Каспарайтисом и Алексеем Морозовым.
Конечно, при Баррассо стать первым номером было нереально, но за три сезона в Питтсбурге Скудра сыграл за «пингвинов» 17, 37 и 20 матчей плюс одну игру в плей-офф-2000. Главный тренер Кевин Константин и играть давал, и заставлял не просто отвечать за свой важнейший участок, но и включаться в свои игровые схемы, руководить обороной. Эти уроки Петерису, безусловно, пригодились.
За крепкий «Бостон» он провел 26 игр, будучи дублером Байрона Дефо. И «Ванкувер», где голкипер оказался в начале нового столетия, рядовой командой не был, здесь Скудра играл под началом Марка Кроуфорда, конкурировал с Даном Клотье, и пусть аналитики считают, что команда не добилась больших успехов из-за слабой вратарской линии, но показатели Петериса были неплохие. Таких, как в «Питтсбурге» в сезоне 1997/1998 – с коэффициентом надежности 1,83 в 17 матчах – быть, конечно, не могло. Лучше получилось только после девяти заокеанских сезонов – в «Химике», куда Скудра попал транзитом через «Ак Барс».
Вторую половину сезона 2003/2004 в Воскресенске голкипер провел потрясающе. Попасть в плей-офф не получилось, но Скудра сыграл так, что обзавелся даже своим фан-сектором – в Воскресенске умели ценить мастерство и самоотдачу. Когда Петерис перешел в ЦСКА, примерно то же самое повторилось и на Ленинградском проспекте, и работу под началом Вячеслава Быкова Скудра вспоминает с удовольствием.
Что касается новокузнецкого «Металлурга», то есть один вполне символический факт – 7 января 2007 года за десять минут до окончания третьего периода Петериса Скудру заменил 18-летний Сергей Бобровский. За три с небольшим года после возвращения из-за океана вратарь сумел перезапустить карьеру – жаль только, что травмы помешали продлить ее хотя бы до начала эры КХЛ. Но ничего, тут он свое взял как тренер.
Или еще не взял? Судя по видеозаписи из раздевалки «Сарыарки», где Петерис Скудра мотивирует своих подопечных как боцман на корабле, он не сильно изменился за последние два года – и энергии предостаточно, и запас слов не растерял, и готов к новым свершениям.
Легионер из него никакой. Да он никогда себя таковым и не считал. Он же из Советского Союза – со всеми вытекающими.
Петерис СКУДРА. Родился 24 апреля 1973 года в Риге. Советский, латвийский и российский хоккеист. Вратарь, тренер.
Карьера игрока: 1990-1992 – РШВСМ (Рига), 1992-1994 – «Пардаугава» (Рига), 1993-1994 – «Хокея Центрс» (Рига), 1994-1995 – «Гринсборо», 1995-1996 – «Эри», «Джонстаун», 1996-1997 – «Гамильтон», 1997-2000 – «Питтсбург» (НХЛ, с перерывами), 1997-1998 – «Хьюстон», «Канзас-Сити»; 2000-2001 – «Бостон» (НХЛ), «Провиденс», «Баффало» (НХЛ), «Рочестер»; 2001-2003 – «Ванкувер» (НХЛ), 2001-2002 – «Хартфорд», 2002-2003 – «Манитоба», 2003-2004 – «Ак Барс» (Казань), 2003-2005 – «Химик» (Воскресенск), 2005-2007 – ЦСКА, 2006-2007 – «Металлург» (Новокузнецк).
В чемпионате Межнациональной хоккейной лиги – 41 матч. В чемпионате России – 150 матчей. В регулярных чемпионатах НХЛ – 147 игр (в плей-офф – 3 матча).
Достижения в качестве игрока: Чемпион Латвии 1993. Серебряный призер юниорского чемпионата Европы 1991 в составе сборной СССР.
Карьера тренера: 2011-2012 – «Северсталь» (Череповец), тренер вратарей; 2012-2013 – «Сибирь» (Новосибирск), ассистент главного тренера; 2013-2018 – «Торпедо» (Нижний Новгород», 2019-2020 – «Трактор» (Челябинск), 2020-2021 – «Динамо» (Рига), 2021-2023 – «Сарыарка» (Казахстан).
Достижения в качестве тренера: Чемпион Казахстана 2022, серебряный призер 2023.