– Когда-то в КХЛ играло четыре команды из Московской области. Считаете ли вы нынешнее представительство оптимальным?
– Конечно, хотелось бы иметь клуб КХЛ в каждом городе, где развит хоккей. Но у нас есть четкая позиция, что профессиональный спорт должен быть преимущественно частным. За счет бюджетных средств содержать топовые хоккейные и футбольные команды мы не будем. В целом наш регион представлен во всех профессиональных лигах – «Витязь» и «Куньлунь Ред Стар» в КХЛ, ещё есть «Химик» в ВХЛ, а также «Атлант», «Капитан» и «Русские Витязи» в МХЛ. Существуют еще две женские команды. Кстати, не так давно женская сборная Московской области до 18 лет стала чемпионом России.
– Какое количество хоккейных школ сейчас функционирует в Московской области? Сколько примерно детей в них занимается?
– Муниципальных школ 26. В них работают 242 тренера, а занимаются более 6 тысяч детей. Еще несколько тысяч ребят тренируются в частных школах. Например, в Домодедово работает академия Вячеслава Фетисова, которая набрала очень серьезные обороты.
– Сколько объектов хоккейной инфраструктуры сегодня работает в Московской области?
– На территории региона – 79 крытых катков с искусственным льдом. В зимнее время года функционирует более 700 открытых хоккейных площадок. Руководство региона уделяет хоккею повышенное внимание. За бюджетные средства строится крытый каток в Волоколамске. Существуют планы возвести еще один частный лед в Красногорске. На днях подписали инвестиционное соглашение о строительстве катка в Долгопрудном. В январе инвесторы открыли дворец в Наро-Фоминске. Заканчивается проектирование еще двух арен в Мытищах. Есть и другие проекты. Сегодня строительство катков очень привлекает инвесторов, а мы им всячески помогаем.
Это объяснимо тем, что в Москве и области существует большая нехватка льда. В наших регионах очень много различных любительских лиг. Число команд растёт. Например, есть своя и у нас в правительстве Московской области. Играют несколько министров, их заместителей, сотрудников аппарата. В команде уже более 30 человек. Но льда очень мало. Найти свободный, тем более, в удобное время, сложно. А если идёт дефицит, возникает повышенный спрос.
Также стоит учитывать, что Московская область сильно разрастается. По итогам последней переписи населения численность региона составила более 8,5 млн человек. По абсолютному приросту жителей мы заняли первое место в стране. Это тоже способствует повышению нагрузки на спортивные объекты, в частности – на лёд.
Третий фактор – большое количество частных школ. Поэтому лёд очень востребован, а катки довольно быстро окупаются.
– Почему именно хоккею уделяет повышенное внимание руководство Московской области?
– В первую очередь хочу отметить, что другие виды спорта также не обделены вниманием. Хоккей популярен в России исторически. Сборная нашей страны всегда находилась на лидирующих позициях. Посмотрите, сейчас много говорится о проблеме с посещаемостью футбольных матчей, а на плей-офф КХЛ в прошлом сезоне были аншлаги.
– Как строится работа министерства с отдельным видом спорта на примере хоккея?
– В первую очередь, через взаимодействие с Федерацией хоккея Московской области. Примерно через день мы созваниваемся с президентом организации Валерием Викторовичем Каменским. Много делает для развития хоккея в регионе вице-президент Олег Козин. Всю зиму мы вместе с Каменским и другими нашими легендарными хоккеистами каждые выходные играли с жителями в разных уголках Подмосковья на открытых площадках. Во время этих встреч тоже проговаривали сложности, вопросы развития. Процесс обсуждения любого мало-мальски судьбоносного решения идет практически непрерывно. Часто собираемся здесь, в моем кабинете.
– Какие проблемы вы видите в детском хоккее?
– Основных две. Первая – частые переходы детей в другие школы. Родители почему-то рвутся под топовые вывески, не понимая, что подчас делают ребенку только хуже. Здесь он лидер, ему доверяют. Дайте мальчику расти и развиваться в привычной среде, не дергайте, не подвергайте стрессу. Неизвестно, как он воспримет новшества, сойдется ли с партнерами, найдет ли общий язык с тренером. Да, кому-то переход может пойти на пользу. Но чаще он идет во вред, ломает психику. Мы теряем большое количество талантливых детей. Наша система трансферов несовершенна. С ней надо что-то делать. И обсуждение этого вопроса идет. Мое мнение – нужно запретить переходы детей до 14 лет вообще. А если родители будут использовать лазейку со сменой места жительства, то нужно запрещать выступать на соревнованиях за новую команду.
Вторая проблема – дороговизна формы. Особенно это стало актуально после сокращения поставок зарубежных брендов Bauer и CCM и еще более возросших цен. При этом в североамериканской форме ничего сверхъестественного нет. Просто у них есть складывавшиеся десятилетиями империи. Каждый нюанс «выточен» до мелочей. Но мы можем делать не хуже. Главное – начать. И основное – сделать качественную и по приемлемой цене форму для детей. Могу сказать, что интерес у инвесторов есть. Не так давно запустилось отечественное производство футбольных мячей. Мы ими играли. Все на хорошем уровне. Думаю, и с хоккейной формой будет то же самое.
– Какие блага получает от министерства хоккей?
– Еще когда я работал главой Можайского городского округа, областная федерация хоккея подарила местной школе 20 комплектов формы для самых младших возрастов. Это очень важно, тем более для отдаленных муниципалитетов, где вопрос дороговизны формы актуален еще больше. Сейчас мы также обсуждаем с федерацией различные программы. Что касается льда для школ и самих занятий, то это все бесплатно. Мне очень хочется, чтобы хоккей из дорогого вида спорта стал обыденным. Потому что потенциал у нашего хоккея очень большой. И если мы сможем сделать так, чтобы заниматься им мог любой желающий, то развитие пойдет семимильными шагами. В целом на хоккей мы выделяем более 1 млрд рублей.
– Каковы приоритеты Московской области в вопросе развития спорта?
– Приоритет обозначен губернатором региона Андреем Юрьевичем Воробьевым – массовый и детский спорт. В текущей ситуации, на мой взгляд, это самое правильное решение. Нужно укреплять фундамент для еще большего развития спорта в стране и будущих побед на международной арене. Как массовый спорт приводит к большим победам, так и большие победы приводят к увеличивающемуся числу занимающихся спортом людей.
– Не ожидаете оттока в период отсутствия России на международных соревнованиях?
– Система развилась столь мощно, что в ближайшие два-три года оттока, уверен, не будет точно. Но в целом, конечно, людям нужны примеры. Александр Овечкин в августе проводит Кубок своего имени. Вы бы видели, какими глазами на него смотрят дети. После побед Александра Большунова пошел лыжный бум. И наша задача заключается в том, чтобы эти примеры создавать вне зависимости от международной арены. У спорта на самом деле большой маркетинговый потенциал. Да, Овечкина знают все. А, например, олимпийских чемпионов Сочи? Из 100 опрошенных их наверняка назовут всего несколько, да и то двух-трех человек. Вот здесь большое пространство для работы. Нам нужно научиться «раскручивать» спортсменов вне зависимости от внешней обстановки. Что, допустим, делает с хоккейным «Торпедо» Игорь Ларионов? Это же здорово. Яркая история. О таких можно снимать фильмы, делать сюжеты. Очень здорово, что регулярно стали выходить спортивные фильмы. Их нужно еще больше. В том числе о победах прошлого.
– Какова основная задача министерства?
– Привить нашим жителям идеологию здорового образа жизни. Губернатор поставил задачу, чтобы количество занимающихся спортом неуклонно росло. Для этого мы строим новые объекты, проводим различные мероприятия, занимаемся пропагандой спорта и здорового образа жизни. Например, организовали в Путилково хоккейный матч с участием легендарных хоккеистов. После этого ребята создали любительскую команду и стали участвовать в турнирах. Эта та цель, которую мы и преследуем. Проект мы расширили, и уже два зимних сезона в разных городах Подмосковья хоккеисты с мировым именем по выходным проводят матчи с любительскими командами и воспитанниками местных спортивных школ.
Если однажды ребенок пришел в секцию, он останется со спортом навсегда. Прирост занимающихся за последний год – 7%. Общее число занимающихся достигло цифры в 3,8 млн человек. Наши объекты загружены почти на 100%. Спорт и здоровый образ жизни стали модными. Это – самое главное. Механизм заведен. Дальнейший прогресс необратим.
– Сколько спортивных объектов в Московской области?
– Более 12 тысяч. Ежегодно появляется около 10 новых капитальных строений, не считая стадионов, спортивных площадок и плоскостных сооружений. В этом году сделаем семь футбольных полей, различные универсальные площадки, катки. В прошлом году установили более 20 открытых катков с искусственным льдом. Ажиотаж вокруг них сумасшедший. Что касается планов на будущее, то мы прекрасно понимаем, где и каких объектов не хватает. Постепенно будем эту потребность уменьшать. Думаю, скоро Подмосковье по числу занимающихся и по количеству объектов станет самым спортивным регионом страны. В целом же сейчас для нас важно привести в порядок инфраструктуру 60-х, 70-х, 80-х годов. В этом году по решению губернатора Андрея Воробьева в Подмосковье стартовала масштабная программа капитального ремонта объектов спорта. Первые 10 обновим уже в этом году. Всего же в ближайшие пять лет новую жизнь получат 50 спортивных объектов.
– Какие сложности существуют с развитием спорта в Подмосковье?
– Непреодолимых сложностей нет. Конечно, мне бы хотелось, чтобы завтра в каждом муниципальном образовании появилось по пять бассейнов и семь катков. Но так не бывает. Важно грамотно все спланировать. Нужно не просто строить объекты, которые будут стоять пустыми. А сделать это там, где требуется, чтобы была близкая к 100-процентной загруженность. Кстати, несмотря на санкции, число инвесторов в спортивные объекты растет.
– Какое внимание уделяет министерство спорта цифровизации? Какие шаги в этом направлении уже совершены? Что они дают?
– Цифровизация – одна из важнейших тем. Тем более наш губернатор возглавляет рабочую группу по цифровизации в совете при президенте. Также руководитель региона презентовал цифровую платформу «Спорт Подмосковья» президенту Владимиру Путину. На этой платформе очень много информации – объекты, тренеры, расписание, возможность записаться в школы. Все это очень удобно для родителей. А для нас очень эффективно как инструмент контроля – следим за наполняемостью объектов, школ, анализируем их эффективность, что помогает принимать решения о дальнейших путях развития спорта в определенном муниципальном образовании.
– Насколько большой вклад в развитие и популяризацию спорта, на ваш взгляд, вносит КХЛ?
– КХЛ – один из главных ориентиров для подрастающего поколения. Мне очень нравится, что в Лиге практически не осталось аутсайдеров, возросла непредсказуемость результатов, команды выровнялись. В этом очень помог потолок зарплат. Каждый может обыграть каждого. Да, есть фавориты, те же СКА и «Ак Барс». Но это не значит, что именно они возьмут Кубок Гагарина.
– В России действует программа «Играй в России». Московская область каким-то образом участвует в ее реализации?
– Нам направляют материалы, которые мы распространяем. Есть еще программа «Хоккей в школах», которую мы прорабатываем с Алексеем Морозовым. К слову, хотел бы сказать спасибо президенту КХЛ за личное участие в различных мероприятиях в нашем регионе.
– Почему, на ваш взгляд, молодому хоккеисту не стоит уезжать за океан, а нужно развиваться в России?
– Если мы посмотрим на статистику, то, думаю, цифры будут примерно такие – один пробившийся в НХЛ на 100 уехавших. Вот эти данные надо доносить до родителей. На родине с тобой будут заниматься, работать индивидуально, выводить на новый уровень. А кому ты нужен за океаном? Кто сказал, что наша школа хуже, а тренеры слабее? Как воспримет ребенок переезд, по сути, в другой мир? Наверное, НХЛ – мечта многих мальчишек. Но сначала нужно состояться здесь. А если заиграешь в России, тебя североамериканские скауты не пропустят, пригласят.
– Какие три совета вы могли бы дать молодым российским хоккеистам?
– Важно определить мечту и к ней идти. Важно не лениться. И третий совет для родителей – не бегать по клубам, а идти к цели в той школе, которую вы выбрали изначально.