Головлев входит в круг судей, которые в прошлом сезоне сделали шаг вперед. В апреле он впервые в карьере отсудил матч решающей серии Кубка Гагарина – четвертую игру «Металлурга» и «Локомотива». «Для меня это более ценно, ведь я не из хоккейного города», – сказал Головлев. Карьера у него действительно интересная. До 15 лет он играл только на любительском уровне. «У меня и хоккейной школы-то толком нет». Тем не менее, Дмитрий дошел до решающей серии плей-офф КХЛ. Пусть и в другой роли.
– Считаете прошлый сезон лучшим в карьере?
– Безусловно. Я шел к этому финалу 12 лет. Счастлив, что отработал игру решающей серии Кубка Гагарина. На данный момент это самая высокая планка для хоккейных арбитров в России.
– Какие впечатления оставил финал?
– Честно, думал, что серия затянется. «Локомотив» вроде был на ходу. Результат 4-0 – неожиданность. Ярославцам не повезло. А мне, напротив, улыбнулась удача, так как удалось вживую увидеть эмоции победителей. Отсудить финал удается очень немногим, а наблюдать церемонию награждения прямо со льда – вообще единицам. Если говорить конкретно о четвертом матче, то я не могу назвать игру сложной. Но дело в том, что решающие встречи — это, прежде всего, эмоции, накал, ответственность. Ощущается очень большое давление, так как велика цена ошибки. Фатальна любая оплошность. Все это накладывает большой отпечаток на внутреннее состояние. Поэтому даже если у арбитров не так много работы, судить финальные матчи тяжело.
– Чем запомнился плей-офф в целом?
– Непредсказуемостью результатов. Команды с более низким посевом регулярно выбивали фаворитов. Очень хорошо проявили себя «Автомобилист» и «Трактор». Я работал на матчах с участием этих команд. Они, может, по составу и уступали своим соперникам, но показали отличную командную игру, за счет которой и вышли в полуфинал. Что касается общепризнанных лидеров, то, мне кажется, они оказались не совсем готовы к такому уровню конкуренции. Думали, что все для них сложится проще, как в былые годы, когда на первое место претендовали только несколько команд. Однако уровень соперничества растет. Руководство КХЛ последовательно и планомерно делает грамотные шаги в сторону выравнивания уровня клубов, что приносит плоды. И это только начало. Нет сомнений, что следующий сезон сложится еще интересней, так как эффект от новшеств будет только нарастать. Это касается и регулярного чемпионата, и плей-офф. Межсезонье только началось, а уже сколько громких переходов. Каких классных игроков подписывает «Амур», усиляются и другие команды. Так что лично я с нетерпением жду старта нового чемпионата. Еще радует, что новый сезон продлится до конца мая. Не знаю, кому как, а мне – чем больше хоккея, тем лучше, всегда находишься в тонусе, а не как раньше, когда судили по четыре игры в месяц и были постоянные паузы. Сейчас у нас по 10-12 матчей очень высокого накала и уровня. Благодаря этому ты не только всегда находишься в форме, но и повышаешь мастерство, а это позволяет принимать верные решения даже в самых стрессовых ситуациях. Конечно, такой календарь подразумевает серьезное отношение к себе. Целенаправленно готовиться к сезону начинаю в июне – совершаю пробежки, выхожу на лед с любительскими командами. Зал посещаю практически каждый день даже в ходе сезона. Хотя бы на полчаса – покрутить педали велотренажера, сделать растяжку. Важно правильно и полноценно восстанавливаться. Бывает, летаем и ночными рейсами. Поэтому сон занимает важное место. Прогулки на свежем воздухе, бассейн – все это в жизни судей присутствуют обязательно. В прошлом году у нас появился тренер по физической подготовке Иван Феоктистов. Сейчас судьи получили от него персональные планы подготовки к сезону. Эти программы были разработаны, исходя из антропометрических данных, нагрузок, которые выпали в прошлом чемпионате. Также они учитывают и другие нюансы. Согласно этим планам, нагрузки в межсезонье возрастают постепенно. Сначала – втягивающие тренировки. Затем все более интенсивные. И к началу сборов мы должны подойти в полной готовности. Там никто никого жалеть не будет. Не сдал один тест – до свидания, новый контракт не получишь. В общем, подход, как видите, у нас ко всему очень серьезный. Наша подготовка, по большому счету, не отличается от предсезонки хоккеистов. Так что мы вполне готовы работать на их уровне – по 60-70 матчей.
– К чему будете стремиться в следующем сезоне? Отсудив финал один раз, опускать планку наверняка не хочется.
– Естественно. Алексей Владимирович Анисимов нам с Иваном Фатеевым и Сергеем Морозовым так и сказал: «Отсудили финал – молодцы. Но это уже история. Удержаться на таком уровне еще сложнее».
– Откуда у вас любовь к хоккею?
– Все получилось само собой. Мне было 9-10 лет, когда бабушка дала коньки и сказала: «Что дома сидишь, иди катайся». Пришел на коробку, но толком ехать не получалось. Коньки «Гаги» были очень неудобны. Вернулся домой, сказал, что хоккей – не мое. Но вскоре отец купил хорошие коньки «Динамо» с высоким ботинком. Так я начал кататься. Постепенно затянуло. Стал выходить на лед чаще. А однажды ко мне подошел тренер Виктор Николаевич Дюжиков и предложил играть в дворовой команде «Юность». В 2001 году, когда мне было 15 лет, мы победили в финале «Золотой шайбы» по Татарстану. Затем на базе нашей команды создали детский клуб для выступления в чемпионате России. Поскольку крытого катка в Набережных Челнах не было, мы три года ездили за 100 км в поселок городского типа Джалиль. Там тренировались и принимали соперников по первенству Поволжья. В 2004 году в нашем городе построили арену. Решили организовать команду «Челны». В этом процессе как раз принимал участие мой отец. Основу составила наша детская команда. Плюс взяли пятерку игроков из Нижнекамска, пятерку из Альметьевска. Играли за «Челны» Антон Лаврентьев и Антон Пономаренко – нынешние судьи КХЛ. Поначалу ставили амбициозные задачи, планировали выйти в ВХЛ. Однако туда команда заявилась только в прошлом сезоне. А во времена моей карьеры играла только в первой лиге.
– У вас не было вариантов перейти на уровень выше?
– Был на просмотре в Альметьевске, но не закрепился. Еще ездил на сборы в Лениногорск, но сломал ногу.
– Почему решили закончить?
– В 2009 году мы проиграли в плей-офф 1-3 второй команде «Нефтехимика». После этого тренеры решили расстаться со всеми защитниками. Представляете, убрали 12 или 13 человек. У меня были варианты поиграть в других командах первой лиги, но я счел это неперспективным. Если не получается выйти на более-менее высокий уровень, нужно уходить.
– Как в вашей жизни появилось судейство?
– Предложили попробовать. Отработал пару детский матчей – не понравилось, ушел. Поиграл еще полгода в хоккей на любительском уровне, а потом опять возник вариант поработать арбитром. На этот раз шел в судейство уже осознанно. Понимал, что это едва ли не единственный шанс остаться в хоккее. Поэтому тогда все сложилось по-другому. Год судил детей и первую лигу. Как-то на игру с моим участием приехал инспектор из Самары. Он сказал, что даст рекомендации для работы в ВХЛ. Летом сдал все тесты, прошел сборы и судил уже в Высшей лиге. На второй сезон отработал две игры финала «Торос» – «Рубин». После этого уже взяли в нашу главную лигу. В 2012 году я был единственным судьей в КХЛ из Татарстана.
– Чем запомнились первые сборы судей КХЛ?
– В том году из ВХЛ пригласили только меня. Сижу, практически никого не знаю. У всех красивые майки с логотипами КХЛ, а у меня обычная, полосатая. В общем, чувствовал себя «белой вороной», немножко нервничал. Но тесты сдал без особых проблем. Для бывших хоккеистов это не так сложно – базовая физическая подготовка хорошая. Еще как-то раз вышел на лед в чехлах. Разумеется, тут же упал. Ребята посмеялись. Но это было не на первых сборах, а через несколько лет. Кстати, история «белой вороны» повторилась и в моей дебютной игре в КХЛ 8 сентября 2012 года, когда «Ак Барс» играл против минского «Динамо». Мне почему-то не сделали фирменную майку. Позвонил тогдашнему руководству, сказали: «Выходи в обычной». В первом периоде было очень тяжело. Совсем другие скорости, громкие имена – Алексей Морозов, Данис Зарипов. В тот вечер, в первую очередь, даже не работал, а смотрел хоккей.
– Интересные истории с вами происходили?
– Один раз с коллегами чуть не опоздали на матч в Магнитогорск. Сидели в Москве, рейс сильно задерживали, думали, что уже не успеем. Вышли из аэропорта, сели в машину и сразу поехали на стадион. Вбежали в судейскую незадолго до стартового вбрасывания. Но, думаю, похожие ситуации случались в карьере многих судей. С Андреем Разиным несколько лет назад произошел забавный эпизод. Два или три матча подряд я фиксировал у «Северстали» нарушение численного состава. После последней игры тренер подошел ко мне со словами: «Грецки (Головлев работает под номер 99), ты специально просишься на наши матчи, чтобы давать нарушения численного состава?» Конечно, это была шутка.
Еще несколько раз во время драк ломался свисток. Разнимаешь игроков, потом смотришь, кольцо висит на пальце, а основная часть лежит в стороне. Когда такое случается, бывает, сдирается кожа, поэтому многие судьи сначала клеят на палец пластырь или изоленту, а уже потом надевают свисток. Вообще мы стараемся снимать свисток до начала драки и убирать в карман. Но не всегда успеваем – порой события развиваются очень стремительно. Один раз в Сочи утром в день игры прошли гулять всей бригадой – Алексей Белов, Юрий Оскирко, Артем Савенков и я. Пошел сильный дождь. А я был в замшевых ботинках. Они намокли, разбухли и пришли в негодность. Пришлось выкинуть. Только проблема в том, что я планировал ехать в них на матч. А на игры, судьи, как известно, должны приходить в деловой одежде. У меня же никакой замены тем ботинкам не оказалось. Приехал на стадион в красных кроссовках.
– Какие планы на будущее?
– В главные переходить уже поздно, поэтому буду стараться максимально долго продолжать карьеру линейного и решать самые высокие задачи, главная из которых – судить финал Кубка Гагарина.
Досье
Дмитрий Головлев
Родился 8 марта 1986 года в Набережных Челнах
Карьера арбитра: матчи КХЛ судит с 2012 года. Всего провел 539 игр.