Разница меньше чем два года – всего ничего, но если списывать начинали чуть ли не сразу после тридцати, то так у Голиковых и получилось, оба закончили в 31, только младший чуть позже. С годами разница в возрасте становится незаметной, другое дело в юные годы – там старший проходит все ступени первым, в чем-то облегчая путь младшему.
Их никогда не путали хотя бы потому, что роли у них были разные. Александр – крайний нападающий, техничный, скоростной и забивной – кистевой Александра Голикова можно было считать образцовым. Владимир – классический центр, больше сосредоточенный на снабжении передачами своих партнеров, и большинство своих голов Голиков-старший забил с пасов младшего брата. Владимир выглядел на льду настоящим богатырем, выдерживал самую жесткую силовую борьбу, считался игроком исключительно надежным и стабильным. Впрочем, эти качества были свойственны обоим Голиковым при всей разности игрового почерка.
Что в «Химике» и «Динамо», что в сборной матч на матч не приходился, но в одном можно было быть уверенным – Голиковы ниже своего уровня не сыграют. Эта ровность не могла обеспечить горячей любви болельщиков – зрители в массе своей любят ярких, эффектных, своеобразных, в чем ничего плохого нет. А правильных, исполнительных, надежных очень ценят тренеры (естественно, до поры до времени) и партнеры. Так вот Александра запомнили и выделили не только потому, что он в большом информационном поле появился раньше, но и потому, что на фоне не столь эмоционального брата он выглядел заметнее.
Но и Владимир не просто таскал рояль, у него были свои индивидуальные козыри. Он мог долгое время оставаться в тени, делая черновую работу, отпахивая положенное в обороне, но в самый нужный момент неожиданно для соперников оказывался на острие атаки, и забрасывал такие шайбы, которые помнятся и через годы. Одна из таких шайб стала золотой для сборной СССР на чемпионате мира-1978 в Чехословакии – первом под руководством Виктора Тихонова. В последнем матче нужна была не просто победа над хозяевами, а с разницей не меньше чем в две шайбы, и именно гол Владимира Голикова, который стал третьим, обеспечил необходимый результат. Рубка была страшная, все висело на волоске. Этот турнир братья Голиковы начинали с Александром Мальцевым, а решающие встречи дуэт проводил уже с Сергеем Макаровым.
В сборной на чемпионате мира вместе братья сыграли еще в 1976-м, на неудачном для команды чемпионате мира в польском Катовице – правда, провели лишь один матч, как раз самый первый, который сенсационно выиграли хозяева. Три игры 22-летний Владимир Голиков провел центром первого звена с Борисом Михайловым и Валерием Харламовым, а Александр выходил на лед с Виктором Жлуктовым и Хельмутом Балдерисом. В последних матчах братья поменялись местами, и перспективы младшего были еще не очень ясны. Оба на тот момент были еще игроками «Химика», который, собственно, и вывел их на орбиту сборной.
В «Динамо» они перешли с разницей в один год, широкая публика их узнала именно как динамовцев, но о роли «Химика» в становлении форвардов, как и о роли пензенского «Дизелиста», где Голиковы начинали, забывать не стоит. Пензу тех лет смело можно назвать кузницей кадров отечественного хоккея, и Голиковы – едва ли не самые титулованные воспитанники хоккей спортшколы «Труд». Младший брат во всем шел по стопам старшего, успев еще будучи игроком «Дизелиста» завоевать свой первый международный титул – золото чемпионата Европы среди юниоров весной 1973-го. Владимир Голиков помимо этого стал еще и лучшим снайпером и лучшим бомбардиром турнира, на следующий год став еще и чемпионом мира среди молодежи.
Но в «Химике» на первых ролях был все же Александр, который четыре года подряд становился лучшим снайпером сезона. Младший брат не то что был в тени – просто он еще не настолько заматерел, чтобы выйти на первые роли во взрослом хоккее. И то, что вчерашний юниор нежданно-негаданно получил в сборной таких партнеров, как Михайлов и Харламов, могло стать и подарком судьбы, и преждевременным авансом – тем более что турнир тот был проигран. Следующий чемпионат мира Владимир Голиков как раз и пропустил, но в «Динамо» связка Голиковых воссоединилась, дела пошли неплохо, и Виктор Тихонов не пожалел, что сделал на них ставку.
С третьим партнером были проблемы. Казалось бы, какие проблемы могут быть с Александром Мальцевым, который умел в хоккее все, и никогда не был в игре эгоистом? Казалось бы, должна получиться идеальная тройка, мало в чем уступающая звену Петрова, а в чем-то его и превосходящая, и случались игры, где действительно они показывали высочайший уровень и, кажется, понимали друг друга. Но настоящей химии не произошло, сила дарования Мальцева требовала особого отношения и понимания, и братья свободнее и увереннее чувствовали себя в «Динамо» с Петром Природиным, а в сборной с Сергеем Макаровым, чей талант был несомненен и в юные годы, но партнерство было равноправным. Тихонов это тоже чувствовал, и, похоже, наигрывал этот вариант еще с 1978-го года.
В первом матче легендарного Кубка вызова в феврале 1979-го в «Мэдисон Сквер Гарден» братья Голиковы с Макаровым организовали шайбу надежды при счете 1:4, но было слишком поздно. Второй матч против сборной НХЛ мог стать последним, но в начале третьего периода Сергей Макаров нашел передачей Владимира Голикова, на табло высветились цифры 5 и 4, и если бы этого гола не было, то не было бы и великих 6:0, о которых мы к месту и не к месту вспоминаем. Подменивший Валерия Харламова в первом звене Александр Голиков отличился голом и передачей, а Владимиру, увы, выйти на лед помешала травма. И все же этот супертурнир закрепил за молодым хоккеистом репутацию игрока, без которого трудно представить сборную. Но это в глазах общественности, а у Виктора Тихонова в подчинении неприкасаемых быть не могло.
Чемпионат мира-1979 в Москве Голиковы и Макаров провели отменно, к Лейк –Плэсиду тренеры окончательно утвердились в мысли, что пока искать ничего не надо, и если бы не американское «чудо на льду» многое, возможно, сложилось бы иначе, но факт есть факт – в таком сочетании звено на люду больше не появлялось, Александр Голиков впал в немилость, и провел за главную команду страны еще только шесть товарищеских матчей, а Владимир Голиков в сборной остался без самого важного для него партнера.
Надо отдать должное Голикову-младшему – уровня он не снизил, обиды не затаил, на чемпионате мира-1981 в Швеции стал пятым бомбардиром турнира, а его звено с Мальцевым и Дроздецким по краям стало самым результативным в сборной. В том же составе они стали победителями Кубка Канады. Будет и четвертое золото чемпионат мира, брата он обойдет на две золотые медали, перед чемпионатом мира-1983 Виктор Тихонов попробует в деле ветеранское звено Балдерис-Голиков-Капустин, но больше Владимира Голикова в сборную призывать не будет. В силу вошло новое молодое поколение, и 28-летнему Голикову-младшему места не нашлось. А ведь он за восемь лет в сборной страны по крайней мере в течение шести сезонов не выпадал из основы, проведя за главную команду страны 137 матчей, и забросив 59 шайб!
«Динамо» он был еще нужен, и многое сделал для того, чтобы вывести на уровень молодых своих партнеров. Завершая карьеру, сожалеть ему было не о чем – он отдавал максимум того, что мог, и 20 июня одним.
В тренерстве Владимир Николаевич не преуспел, тут у старшего брата оказалось больше склонности. Но не беда – из хоккея Владимир Голиков не уходил и не уходит, потому что для этого не требуется больших должностей – достаточно неугасающей любви, а это с ним навсегда.
Владимир Николаевич Голиков. Родился 10 июня 1954 года в Пензе. Советский хоккеист, центральный нападающий, заслуженный мастер спорта (1978).
Награжден медалью «За трудовую доблесть» (1978), орденом «Знак Почета» (1981), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени (2011), орденом Почета (2023).
Именной стяг с номером 10 поднят под своды Малой спортивной арены «Лужников» 22 января 2010 года. В Пензе под своды «Дизелист Арены» именной стяг поднят 2 декабря 2011 года. В Зал славы отечественного хоккея введен в 2022 году.
Карьера игрока. 1971-1973 – «Дизелист» (Пенза), 1973-1977 – «Химик» (Воскресенск), 1977-1985 – «Динамо» (Москва).
В чемпионатах СССР – 435 матчей, 172 заброшенных шайбы и 143 голевых передачи. В сборной СССР – 137 игр, 59 голов. На чемпионатах мира и Олимпийских играх – 50 матчей, 20 шайб и 24 передачи. Победитель ю
Достижения. Серебряный призер Олимпийских игр 1980. Чемпион мира 1978, 1979, 1981, 1982, серебряный призер 1976. Победитель Кубка вызова 1979, победитель Кубка Канады 1981. Победитель юниорского чемпионата Европы 1973 и лучший бомбардир турнира, чемпион мира среди молодежи 1974.
Серебряный призер чемпионатов страны 1978, 1979, 1980, 1985, бронзовый призер 1981, 1982, 1983. Финалист Кубка СССР 1979. В списке лучших хоккеистов сезона 1979, 1981, 1982, 1983.
Карьера тренера и спортивного функционера. 1986 – 1987 – сотрудник МГС «Динамо» (отдел футбола и хоккея), 1988-1990 – тренер СДЮСШОР «Динамо», 1991-1993 – «Одзи Сейси» (Томакомай, Япония), тренер-консультант; 2002 – «Химик» (Воскресенск), тренер; активный участник и организатор клуба «Легенды хоккея СССР», 2011-2016 – член правления Ночной хоккейной лиги, с 2016 – член Совета легенд Ночной хоккейной лиги.