Магомед Шараканов родился в Санкт-Петербурге. Отец сыграл ключевую роль в его карьере: Алиасхаб Шараканов привёл своего сына в хоккей и обучал его технике. Всё это сформировало Магомеда не только как закалённого человека, но и как атакующего защитника. Во втором сезоне на уровне МХЛ он стал лучшим защитником-бомбардиром московского «Динамо» с 32 очками в 44 матчах.
В чемпионат 2023/2024 Магомед больше играл на уровне ВХЛ, где также сходу стал набирать очки: 19 баллов в 45 играх за «Динамо» СПб. В той же регулярке защитник сыграл четыре матча за первую команду и набрал своё первое очко, отдав передачу в столичном дерби со «Спартаком». Летом «Лада» арендовала Шараканова на один сезон, и не прогадала. За три первых матча он набрал 2 (1+1) очка, поразил ворота московского «Динамо» и был признан лучшим новичком недели в КХЛ. Игровое время 19-летнего защитника колеблется от девяти до 14 минут за матч. Олег Браташ доверяет молодым, а они его не подводят.
– Как вы оказались в «Ладе»?
– Всё случилось спонтанно. После сезона 2023/2024 на Кубке Будущего в сборной России с защитниками работал Максим Петрович Семёнов. После турнира он подошёл ко мне и спросил, как я отношусь к переходу в «Ладу» на правах аренды. Ответил, что не против, потому что это игровая практика в КХЛ. После этого руководство клубов договорилось.
– Молодому игроку легче адаптироваться к КХЛ в такой команде, как «Лада», где всем есть, что доказывать?
– Конечно, это большой плюс для молодых ребят. Такие команды очень помогают лимитчикам адаптироваться и войти в КХЛ. Если ты не можешь пробиться в состав клуба из своей вертикали или просто не подходишь под систему – нужно искать варианты в других командах. Меня очень здорово приняли в «Ладе». Первое время общался в основном с молодыми, но потом подключились и остальные. Парни помогали влиться в коллектив и подбадривали, как могли. Я сам не ожидал, что адаптация пройдёт так легко. Больше всего контактирую с Арсением Коромысловым и Егором Морозовым, ведь между нами разница всего в пару лет.
– Почему у вас не получилось закрепиться в КХЛ в сезоне 2023/2024?
– Не могу найти ответ на этот вопрос. Я провёл хороший сезон в ВХЛ, он пошёл для меня в плюс. Был рад своему вызову в первую команду, но не зацикливался на этом.
– Вы набрали 19 очков в дебютном чемпионате на взрослом уровне. Что помогло показать такой результат?
– Очень большую роль сыграл тренерский штаб: в начале сезона главным тренером «Динамо СПб» был Ярослав Игоревич Люзенков, у которого я играл ещё по молодёжке. Его вклад в моё развитие был просто колоссальным. Где надо было «напихать» – он «пихал», где нужно помочь – подсказывал. Ярослав Игоревич ещё в МХЛ научил меня правильным вещам, которые помогают до сих пор.
– На скамейку за ошибки сажали?
– Бывало. Меня и на игры не ставили из-за этого. Однако цена ошибки в ВХЛ всё равно ниже, чем в КХЛ.
– Как реагируете на последствия своих ошибок?
– Я никогда не ищу крайних, потому что понимаю, за что меня посадили. В первый день «зарываюсь», но на утро следующего дня говорю себе, что без ошибок в этом виде спорта никуда. Затем просто забываю этот момент и начинаю работать над собой.
– Магомед Шараканов образца двух разных сезонов КХЛ – это два разных хоккеиста?
– Сто процентов. Раньше на матчах КХЛ у меня был очень серьёзный мандраж. Боялся ошибиться и подвести команду. В «Ладе» чувствуется колоссальное доверие тренеров, но я им не злоупотребляю. Сейчас мне уже гораздо легче в КХЛ. Летом тренеры готовили меня к тому, что на этом уровне нужно принимать решения гораздо быстрее, чем в других лигах. Стараюсь работать над этим компонентом.
– Когда хоккеиста не устраивает его бросок – он идёт в бросковую зону. А как тренировать скорость принятия решений?
– Через упражнения на тренировках. Например, отдавать передачу максимум двумя касаниями, а лучше вообще одним.
– Большая разница между КХЛ и МХЛ обусловлена в том числе разницей в возрасте. А как быстро принимают решения в ВХЛ?
– В КХЛ всё в разы быстрее. Ещё по сезону 2023/2024 заметил, что в МХЛ играть намного тяжелее, чем в ВХЛ. В молодёжке всё быстрее, об этом говорят все ребята, поигравшие в обеих лигах.
– Вам, как защитнику, удобнее играть при высоких скоростях или в среднем темпе?
– Когда скорости ниже, ты начинаешь расслабляться. При высоком темпе игры хоккеист всегда находится в тонусе и чувствует ритм.
– Вы забили первый гол в КХЛ 10 сентября в ворота московского «Динамо». Помните, как всё произошло?
– Всё началось с того, что я подобрал шайбу после контратаки «Динамо», отдал её нападающему и побежал подключаться. В том моменте шайба сначала сошла у Остапа Сафина с клюшки, однако он быстро вернул контроль и прострелил вдоль ворот. Я просто подставил клюшку под бросок. Был очень рад забить первый гол, получилось символично.
– Арендованный из московского «Динамо» Егор Никитин тоже забил первый гол в ворота бело-голубых, но не знал, как реагировать на шайбу. А вы думали об этом?
– Меня спросили: «Чего ты не праздновал первый гол? Будто сотый забил». А я в принципе особо и не праздновал свои голы. Да у меня их и не так много было (улыбается). Ещё перед игрой с «Динамо» Марио Паталаха сказал: «Прикинь – забьёшь. Как праздновать будешь?» Я тогда ответил: «Посмотрим», но в итоге так ничего и не сделал.
– Матчи против «Динамо» носят для вас принципиальный характер?
– У меня есть желание доказать, но на эти матчи у меня такой же настрой, как и на все. Всегда стараюсь играть на максимум.
– В КХЛ вам тяжело даётся подключение к атакам?
– В сезоне 2023/2024 мне не разрешали подключаться к атакам в петербургском «Динамо». Говорили просто войти в ритм игры и адаптироваться к ВХЛ. Я всё равно бегал в зону атаки, однако первую часть сезона у меня это вообще не получалось. Потом, заработав определённый кредит доверия, всё наладилось. Где-то в середине чемпионата Ярослав Игоревич сказал: «Можешь подключаться, но, если ошибёшься – снесу голову». В «Ладе» защитникам тоже не бьют по рукам, заставляя играть только на своей половине. Тренеры говорят аккуратно искать моменты. Я пару раз попытался, но после одного из таких подключений нам забили в матче против СКА.
– Уровень соперников в КХЛ тоже мешает подключаться к атакам?
– Да, здесь у меня присутствует кнопка «стоп». Я понимаю, что лучше забросить шайбу в зону или отдать пас, чем ошибиться. Иногда, если у меня хорошая скорость и впереди есть свободное пространство, я подключаюсь. Пока что тренеры говорят нам: «Просто адаптируетесь, и потом творите. Всему своё время».
– Первый гол на новом уровне добавил уверенности в своих силах?
– Определённо. При этом в матче с «Динамо» я не бежал забить гол – хотел просто поддержать атаку и смениться, но тыр-пыр, и шайба как-то зашла в сетку. В ВХЛ я мог спокойно подобрать шайбу, зайти в зону и обыграть соперника. В КХЛ с этим пока тяжеловато.
– Когда перестали чувствовать мандраж в КХЛ?
– Мандраж есть перед каждой игрой, но сейчас он уходит уже после первых смен. Заходить в молодёжку мне психологически было очень тяжело. Я начинал в третьем-четвёртом звене, под Новый год Ярослав Игоревич стал больше мне доверять. У меня получилось закрепиться во второй паре, и мандраж стал постепенно уходить на второй план.
– Сколько времени уйдёт на адаптацию в КХЛ?
– Месяц. Главное – понять, где ты играешь, и как нужно действовать в тех или иных моментах. В КХЛ очень высокий уровень игроков, тут могут не простить то, что ты позволял себе в других лигах. Здесь быстро накажут за излишнюю самоуверенность.
– Вы знакомы с Даниилом Давыдовым ещё по «Серебряным Львам», он даже сидел с вами в школе за одной партой. Сыграть против него будет особенно приятно?
– Конечно, всегда хочется переиграть и по хоккейному обмануть своих знакомых, тем более Даня Давыдов один из моих лучших друзей. При этом я никогда не действую грязно. Хоккей – это жёсткий спорт, но не вижу смысла кого-то калечить. После игры всё это переходит в юмор.
– С кем ещё из друзей хотели бы встретиться на льду в КХЛ?
– С Артёмом Ивановым – лучшим снайпером сезона МХЛ, Марио Паталахой, Матвеем Нагорным. Наверное, больше хотелось бы сыграть вместе с ними, а не против.
– Ждёте личных встреч с суперзвёздами КХЛ?
– Играть против таких мастеров, как Евгений Кузнецов или Александр Радулов – это большое удовольствие. Они украшают КХЛ и российский хоккей. Очень приятно следить за их игрой. Пару лет назад я мог только мечтать о том, что выйду на лёд против этих звёзд, а сейчас это реальность.
– «Лада» дважды сыграла против СКА, каким вам запомнился Кузнецов на льду?
– Он большой мастер, мало кто может сравниться с Кузнецовым по технике и катанию. Чувствуется, что Евгений лидер на льду.
– Ваш отец с детства работал с вами над техникой рук. Чья техника в КХЛ нравится больше всего?
– Мне очень нравится техника Евгения Кузнецова и Максима Шабанова. В КХЛ у всех всё в порядке. Не зря ведь говорят – команда мастеров.
– Вы заходили в МХЛ после чемпионства «Динамо». Как выглядела та команда?
– Сезон 2021/2022 был для меня лучшим в МХЛ. Все помогали с адаптацией, атмосфера в команде была отличной, это помогло мне в профессиональном становлении себя.
– Почему не считаете лучшим чемпионат 2022/2023, когда вы стали самым результативным защитником команды?
– Второй сезон вышел для меня хорошим по очкам, но не по содержанию игры. Я не измеряю свою игру статистикой. У меня не было серьёзной конкуренции в команде, так как «Динамо» сильно омолодилось. Я должен был показывать намного больше. По ходу сезона понимал, что мне нужно добавлять. После серии удачных игр мог немного расслабиться, из-за этого что-то переставало получаться. Не считаю тот сезон провальным, он просто получился средним.
– Егор Римашевский в интервью для сайта МХЛ сказал: «Кудашов с детства прививал нам, как правильно играть в обороне». Расскажите подробнее про вклад Алексея Николаевича в игру молодёжного «Динамо».
– Алексей Николаевич внёс большой вклад в развитие молодёжного «Динамо», потому что мы играли по системе взрослой команды. Молодым ребятам, мне в том числе, это очень сильно помогло. Хоккей в принципе везде один, есть просто какие-то нюансы. Здорово, что в системе «Динамо» молодёжная команда не уходит на второй план.
– Если всё же открываете свою статистику – на какой показатель обращаете внимание в первую очередь?
– Показатель полезности и игровое время, на третьем месте передачи. Стараюсь быть всегда в плюсе.
– Вы завершили плей-офф МХЛ 2024 с показателем полезности «-4». Что тогда произошло?
– Я хотел показать свой максимум, но перестарался и перегорел. Показатель полезности «-4» стал для меня неожиданностью. Это был единственный раз, когда из-за статистики мне было действительно плохо. Ты проводишь сезон в ВХЛ, приезжаешь в молодёжную команду и набираешь «-4». К тому же мы вели в серии 2-0 и проиграли 2-3. Первые две недели после этого были для меня просто серыми: ни настроения, ни эмоций.
– Почему «Динамо» упустило серию с «Алмазом»?
– Сам не знаю, хотя очень часто задавал себе этот вопрос. Думаю, мы просто расслабились.
– В камбэке «Алмаза» ключевую роль сыграли Михаил Ильин и Тимур Муханов?
– Они выделялись на площадке и внесли очень большой вклад в результат «Алмаза», однако Ильин и Муханов не были лучше нас. «Алмаз» просто наказали нас за ошибки. В той серии мы проиграли сами себе.
– Что вам дала МХЛ?
– Лига научила меня поведению в коллективе: на выездах и сборах мы всегда «варимся» вместе. Это пошло мне в плюс. Плюс ко всему МХЛ – это ступенька во взрослый хоккей.
– Вы уже рассказывали о переходах на протяжении карьеры. А как ваша семья вообще оказалась в Санкт-Петербурге?
– Мои родители из Дагестана, но отец в студенческие годы уехал в Москву, после чего у него появился стабильный заработок в Санкт-Петербурге, он открыл там свой бизнес. Затем отец женился на маме, и они переехали в Петербург до моего рождения. Мы с братом и сестрой родились уже здесь.
– Ваш отец – искренний поклонник хоккея. В детстве перед вами стоял выбор между этим видом спорта и чем-то ещё?
– Нет, вообще. Прекрасно помню наш диалог, когда отец сказал: «Ты идёшь на хоккей». На это я ответил, что пойду на бокс. Он всё равно привёл меня на хоккей, однако мне сразу понравилось, я по сей день «горю» этим видом спорта. Безумно благодарен за это отцу.
– В осознанном возрасте на вас не давила мысль о том, что в случае неудачи вы можете подвести своего отца и не реализовать его мечту?
– Он никогда на меня с этим не давил, но я сам понимал, что подведу его, если что-то пойдёт не так. Отец мой авторитет, для меня нет ничего важнее его слова. Видеть его радость после моих матчей для меня приятнее всего на свете. Буду стараться не подвести его.
– Как часто поддерживаете связь с отцом?
– Я созваниваюсь с родителями стабильно по два-три раза в день, они всегда на связи. Отец практически везде ездит за мной. Он ещё по детству летал с нами на все турниры, всегда приезжал на игры московского «Динамо», а в начале сезона прилетел на матч в Тольятти. За день до выездной игры против СКА он ещё был в Дагестане, но в день матча прилетел в Петербург и сидел на трибуне.
– Он видел ваш первый гол в КХЛ вживую?
– Да. Он у меня не очень многословен, но, если всё хорошо, отец может сказать: «Ты молодец», и тема закрывается. А если я сыграл плохо, разговор может затянуться на два-три часа.
– Как мужское воспитание повлияло на ваш характер на льду?
– Меня воспитывал отец, он сам очень характерный и неуступчивый человек. Мощь и сила, которая у меня есть – это всё только благодаря ему. Если бы не отец, я скорее всего закончил бы с хоккеем пять лет назад. Он создал для меня все условия.
– Почему вы могли закончить пять лет назад?
– Последние годы в СДЮШОР выдались очень тяжёлыми. Я играл за старший 2003 год, у нас была очень сильная команда, поэтому иногда не проходил в состав. Отец всегда меня подбадривал и настраивал.
– Ваш отец не многословен, но это интервью у вас далеко не первое. В кого вы такой красноречивый?
– Если честно – сам не знаю. На самом деле, я не любитель общаться на камеру или под запись, но понимаю, что без этого в хоккее никуда. Общение со СМИ – это неотъемлемая часть нашей работы.
– Вам приятно разрушать стереотипы? Дагестан не ассоциируется с хоккеем.
– Да. Люди очень удивляются тому, что я хоккеист. Сначала думают, что это шутка. Когда приезжаю летом на родину и на вопрос новых знакомых: «Чем занимаешься?» отвечаю, что играю в Москве в хоккей. Никто не верит, пока не видит мои фотографии и доказательства.
– Вы ведь приезжаете в Дагестан каждое лето. В межсезонье тоже там были?
– Да, слетал на пару недель. Там очень много родственников с маминой и папиной сторон, стараюсь уделять им время. В Дагестане есть всё для отдыха, так что провёл отпуск только там и в Петербурге.
– Как на вас влияет переключение с трудного сезона на отдых в родных краях?
– Очень положительно. Я возвращаюсь домой и наконец-то вижу родственников. Нужно поработать в огороде у одних, помочь с ремонтом другим, что-то потаскать. И это всё в удовольствие и на позитиве. В Дагестане я заряжаюсь эмоциями, одно удовольствие туда приезжать.
– Можете вспомнить дагестанцев в КХЛ помимо себя?
– Пахрудин Гимбатов играл в «Северстали». По-моему, только он.
– Представлять свою республику в КХЛ – это почётно?
– Если честно, пока вы не сказали, я даже и не думал о том, что являюсь единственным действующим хоккеистом из Дагестана в КХЛ. Это очень приятно. Кажется, что хоккей и Дагестан – это несовместимые вещи, но у меня всё-таки получилось. Из-за этого есть определённый груз ответственности. Хотелось бы, чтобы в хоккее было больше ребят из Дагестана. В республике надо развивать этот спорт. Надеюсь, там тоже когда-нибудь откроют хоккейную школу.
– Какие черты характера должны быть у хоккеиста?
– Неуступчивость. Хоккей состоит из единоборств, и кто их выигрывает – тот и побеждает в матче. В такие моменты проявляется характер.
– С кем из когда-либо живущих людей вы хотели бы познакомиться и что бы у них спросили?
– Мухаммед Али. Для меня это спортсмен номер один. Как он готовился, вёл себя на ринге, играючи бился... Этот человек – легенда. Задал бы ему два вопроса: «Как вы психологически готовитесь к своим поединкам?» и «Не больно было получать?». Я пересмотрел очень много его боёв, Мухаммед Али устраивал на ринге шоу.
Ещё мне было бы интересно пообщаться с Пеле. Я обожаю футбол, смотрю его и стараюсь летом сам играть. Считаю, что нет футболиста лучше, чем Пеле. Он технический инноватор и привил мне любовь к этому виду спорта. Спросил бы, как он из обычного мальчика в бразильской деревушке дорос до мировой звезды и не сломался на протяжении этого пути. В детстве все были против того, чтобы Пеле занимался футболом, даже его собственные мать и отец. Но он выходил и играл вопреки всему.
Шараканов Магомед Алиасхабович
Родился 11 октября 2004 года в Санкт-Петербурге
Карьера: 2021 — 2024 — МХК «Динамо Москва» (МХЛ), 2023 — 2024 — «Динамо» Москва, «Динамо» Санкт-Петербург (ВХЛ), 2024 — н.в. — «Лада» (аренда);