Он по всем классическим параметрам – заметный. В меру заметный. Просто случилось оказаться в паре с самым харизматичным защитником отечественного хоккея Вячеславом Фетисовым, и играть с великой тройкой Игоря Ларионова. Звено было ларионовское, а пятерка, несомненно – фетисовская. И кого из этих сумасшедше талантливых ребят можно было хотя бы слегка отодвинуть – я не про игру, я про популярность? Нет, это было совершенно невозможно.
Никто из пятерки и не старался обязательно чем-то выделиться, они же себя не рекламировали, за них это делала игра, характер свою долю добавлял, каждому и доставалось по выполняемой роли. Фетисов как лидер органичный и фееричный, прошедший после завершения игровой карьеры огонь, воду и медные трубы, и сейчас не дает о себе забывать. Ларионов «отрабатывает» за всю пятерку в своем позднем приходе к тренерству, и внимание к Профессору не меньшее, чем в те поры, когда он продолжал свою уникально долгую игровую карьеру. Макаров, чем бы Сергей ни занимался, остается одним из лучших форвардов мирового хоккея за всю историю, что подтвердил авторитетный опрос ИИХФ 15-летней давности. Владимир Крутов слишком рано ушел из жизни, но его помнят все, хоть раз видевшие его на льду.
Касатонов, так или иначе, был пятым, но не колесом, и не в телеге, а в составе, может быть, лучшей пятерки мирового хоккея 80-х годов, что само по себе показатель высочайшего класса, потому как надо было соответствовать. Было бы большой ошибкой считать Алексея защитником-чернорабочим, подчищающим за партнера и за партнеров – нет, Касатонов по игровым качествам и универсализму мало в чем уступал даже Фетисову. Ничего себе «чернорабочий», забросивший за карьеру только в чемпионатах страны 119 шайб – в среднем в каждом пятом матче! Ничего себе «чернорабочий», признанный лучшим защитником молодежного чемпионата мира-1979, лучшим защитником мирового первенства-1983, ставший лучшим бомбардиром (!) сборной СССР на победном Кубке Канады-1981, пять раз входивший в символическую сборную чемпионатов мира, умеющий и отлично защищаться, и результативно атаковать, и гениально ассистировать, ставший двукратным олимпийским чемпионом и пятикратным чемпионом мира, 11-кратным чемпионом СССР, сыгравший 303 матча за национальную сборную (шестое место среди рекордсменов), подтвердивший в целом свой класс в НХЛ, и прочая, и прочая, и прочая…
Конечно, не будь он полноправным участником суперквинтета, подобных достижений, может быть, и не случилось бы. Но оказались бы такими же весомыми и командные, и индивидуальные достижения его товарищей без вклада Алексея Касатонова – тоже вопрос. Первые матчи за сборную он провел весной 1979-го, сыграл в паре с Сергеем Стариковым, затем с Валерием Васильевым, но чаще выходил на лед с Владимиром Лутченко – даже после того, как в феврале 1980-го в олимпийском Лейк-Плэсиде Виктор Тихонов «прикрепил» его к другу и старшему партнеру Славе (дебютным для самой известной пары защитников 80-х стал стартовый матч олимпийского турнира с Японией). Полностью «своей» пятеркой они впервые вышли на лед 20 августа 1981 года в Эдмонтоне в предварявшем Кубок Канады товарищеском матче с хозяевами. Последний матч за сборную пятерка Фетисова в полном составе проведет спустя почти семь лет – 20 мая 1988 года в Токио против сборной Японии, после чего начнется драматический период расставаний и расхождений.
Согласно устоявшемуся за годы взгляду на конфликт конца 80-х лидеров пятерки Фетисова с ее создателем Алексею Касатонову отведена не самая благовидная роль – ведь именно он открыто не поддержал друга и капитана команды Фетисова в его затяжной борьбе с Тихоновым за свободу выбора. Дело давнее, но остающееся вехой в истории отечественного хоккея и историей, в которой нет правых и виноватых – участники драмы, как и все мы, угодили в разлом времен, профессиональные конфликты стали следствием этого разлома, и добившиеся права самим решать свою судьбу Фетисов с Ларионовым пробили стену, чем чуть позже воспользовался и их партнер-антагонист.
Касатонов поддержал тренера совершенно искренне, так как считал, что всем обязан Виктору Васильевичу, это было его право выбора, но и цена оказалась высока. Ирония судьбы в том, что довольно скоро они с Фетисовым встретились в «Нью-Джерси», руководители которого явно не ожидали, что двое друзей уже не общаются друг с другом. Они еще поиграют за сборную, но уже не вместе. Чемпионаты мира-1989 и 1991 Касатонов проведет в паре с Владимиром Константиновым, а осенью 1991-го проведет свой последний матч за сборную, когда его друзей-партнеров уже близко в ней не будет. Годы спустя великие оборонцы помирятся, но прежней приязни уже не будет.
А к Тихонову в ЦСКА Алексей Касатонов дважды будет возвращаться как игрок – в локаутном 1994-м и спустя два года, чтобы окончательно завершить карьеру, а еще случится короткое возвращение в штаб сборной к уже потерявшему силы и влияние мэтру в 2003-м, и это ничем хорошим в майской Остраве-2004 не закончится. Так что и у Алексея Викторовича хватало непростых профессиональных и жизненных сюжетов, во многом из-за того, что всегда, как не раз замечал сам Касатонов, он пытается оставаться самим собой, чего бы это ни стоило. После завершения игровой карьеры ухабов станет больше, намного больше.
А начиналось все на Васильевском острове в Ленинграде, где самым логичным при выборе пути для Леши Касатонова как представителя славной военно-морской династии стала бы и соответствующая карьера – недаром в десять лет его уже ждало Нахимовское училище. Но благодаря усилиям мамы-волейболистки, видевшей в сыне продолжателя ее спортивных традиций, по этой стезе он и пошел. Вначале было плавание, но не по годам развитого мальчишку манили игровые виды, в хоккейную школу СКА к тренеру Олегу Сивкову Леша попал отчасти случайно, не имея мало-мальской ледовой подготовки, но физические данные и умение все схватывать на лету достаточно быстро выявили в нем будущую звезду. Про большое будущее в родном СКА, в основу которого Касатонов попал в юном возрасте, говорить было сложно, и мечта оказаться в ЦСКА осуществилась, когда за плечами статного защитника была уже бронза юниорского чемпионата Европы и золото молодежного чемпионата мира.
Такой технически неотесанный, но понимающий игру, дисциплинированный и главное, перспективный молодой защитник очень был нужен Тихонову, совсем недавно принявшему ЦСКА. Но если бы не поддержка маститых Геннадия Цыганкова и Валерия Харламова, новобранец, может быть, и не выдержал бы испытания даже первым тихоновским сбором. А из сверстников первым плечо подставил молодой, но уже авторитетный Вячеслав Фетисов. Будущая пара еще только проклевывалась, на большие турниры новичок попал не сразу, но хватило одного сезона, чтобы набраться мастерства и какого-никакого опыта. Серебряный провал в олимпийском Лейк-Плэсиде убедил Тихонова продолжать обновление состава, приход Игоря Ларионова позволил осуществить создание пятерки-мечты, и эти ребята на протяжении следующих четырех лет не дали никому шанса даже приблизиться к ним, став практически совершенным сочетанием и лучшим «произведением» Виктора Васильевича Тихонова. Трудно сказать, на кого он больше всего потратил сил, но ближе всех к нему оказался ленинградец. Возможно, Касатонов лучше всех понимал и главное, принимал наставника со всеми его суровыми правилами жизни в большом хоккее.
С начала 80-х стремительно прошедший тихоновские университеты молодой защитник за сезон меньше 30 очков в чемпионате страны не набирал. Впрочем, индивидуальные достижения Касатонова, как и его партнеров, не волновали – важно было, что личные призы и рекорды являлись лишь дополнением к командным успехам. В советском хоккее 80-х хватало звездных троек, но звездная пятерка была одна.
Касатонов не был таким победительно рисковым, как Фетисов, но и он мог блеснуть при случае. На чемпионате мира-1983 именно Касатонова, а не Фетисова, признали лучшим защитником, а в первую символическую сборную вошла вся пятерка и Третьяк – уникальный случай. Весной 1985-го, когда под угрозой оказалась тотальная гегемония ЦСКА, именно Алексей Касатонов в решающем по сути матче с лидировавшим «Динамо» на последних минутах при счете 0:2 забросил две шайбы и оставил команде шанс вырвать свое очередное золото, что и было сделано. Казалось, доминированию суперклуба не будет конца.
Но где-то с середины 80-х у лидеров начала накапливаться усталость – да, и от побед тоже, потому что им нужны были новые вызовы. Последним таким вызовом и пиком для всей пятерки стал Кубок Канады-1987 с его историческим трехсерийным финалом. После олимпийской победы в Калгари-1988 и нарастающим геополитическим гулом исход стал неизбежен.
Алексей Касатонов сопротивлялся дольше всех из пятерки. Но оставаться одному в распадавшемся ЦСКА тоже было не с руки. Он не строил иллюзий по поводу заокеанской карьеры, хотя попробовать хотелось, и сложилась она неплохо, особенно в первые сезоны, но и не триумфально. Он все-таки сильно зависел от того великолепного, умного и «коллективистского» хоккея, который вознес их всех на вершину славы.
Последний сезон в ЦСКА не стал полноценным возвращением. И должность генерального менеджера сборной России, или менеджера по Северной Америке, при всех ограниченных возможностях этого назначения в российском варианте, тоже не способствовала окончательному приезду. И крутейшие провалы сборной на домашнем чемпионате мира-2000 в родном Питере, а через четыре года в Чехии – тут, как из песни, слова не выкинешь, тоже не укрепляли желания начать все заново. Но Касатонов все же решился, вернувшись и пройдя на исходе нулевых и начале десятых еще один круг испытаний, включая и небольшой незавидный тренерский опыт. Если добавить менеджерскую работу в СКА начала десятых и Сочи-2014, оставившую зарубки на сердце, то Алексею Викторовичу можно только посочувствовать.
Но многое искупалось тем, что у него в багаже был опыт формирования и подготовки команды к серебряной Олимпиаде-1998 в Нагано, сверкнувшей в казалось бы беспросветной ночи ярким факелом. На исходе 90-х у него открылась своя хоккейная школа, пусть и в Нью-Йорке. При этом дела российского хоккея заботили Касатонова даже тогда, когда в его услугах не особенно нуждались. А нынче, как обычно, он остается деятельным участником и организатором ветеранского и любительского хоккея. Словами не разбрасывается, ценит дружбу и друзей, которые у него не только из хоккейных сфер, а семья остается опорой как главное в жизни.
Поэтому Алексей Викторович Касатонов не лукавит, называя себя счастливым человеком. Речь не о регалиях и титулах, хотя такое замечательное приложение к биографии – совсем не лишнее.
Алексей Викторович КАСАТОНОВ. Родился 14 октября 1959 года в Ленинграде. Советский и российский хоккеист, защитник, тренер, спортивный функционер. Заслуженный мастер спорта (1981).
Награжден орденами «Знак Почета» (1982), Трудового Красного Знамени (1988), Почета (1996), «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени (2011), Александра Невского (2020), медалью «За трудовое отличие» (1980).
Член Зала славы ИИХФ (2009), Зала славы отечественного хоккея (2014).
Карьера игрока. 1976-1978 – СКА (Ленинград), 1978-1989 – ЦСКА, 1989-1993 – «Нью-Джерси», 1993-1994 – «Анахайм», «Сент-Луис», 1994 – ЦСКА, 1994-1996 – «Бостон», 1996-1997 – ЦСКА.
В чемпионатах СССР 529 матчей, 119 заброшенных шайб и 196 голевых передач (в ЦСКА 487 игр, 115 голов и 189 передач). В чемпионатах России 47 игр, 5 голов и 23 передачи. В суперсериях 24 матча, 4 шайбы и 12 передач.
В чемпионатах НХЛ 383 игры, 38 шайб и 122 передачи. В Кубках Стэнли 33 матча, 4 гола и 7 передач.
В сборной СССР 303 игры, 58 голов. На чемпионатах мира и Олимпийских играх – 98 игр, 25 голов и 48 передач. На юниорском чемпионате Европы – 6 игр, 3 гола и 1 передача. На молодежных чемпионатах мира – 13 матчей, 4 шайбы и 6 передач.
Достижения. Олимпийский чемпион 1984, 1988, серебряный призер 1980. Чемпион мира 1981, 1982, 1983, 1986, 1989, серебряный призер 1987, бронзовый призер 1985, 1991. Обладатель Кубка Канады 1981, финалист 1987, участник 1984, 1991. Чемпион мира среди молодежных команд 1978, 1979. Бронзовый призер чемпионата Европы среди юниоров 1977.
Лучший защитник чемпионата мира 1983. В символической сборной чемпионатов мира 1982, 1983, 1985, 1986, 1991. В символической сборной Кубка Канады 1981. Лучший защитник молодежного чемпионата мира 1979.
Чемпион СССР 1979 – 1989, серебряный призер 1990. Обладатель Кубка СССР 1979, 1988.
Карьера тренера и спортивного функционера. 1996-1997 – ЦСКА, играющий тренер; 1997-2000 – сборная России, генеральный менеджер; 2003-2004 – сборная России, менеджер по Северной Америке; 2008-2009 – ХК «Рысь» (Подольск), главный тренер; 2009-2010 – «Крылья Советов» (Москва), главный тренер; 2010-2011- ЦСКА, вице-президент; 2011-2014 – СКА (Санкт-Петербург), генеральный менеджер; 2013-2014 – сборная России, генеральный менеджер; с 2019 – генеральный директор Ночной хоккейной лиги.