Илья Люзенков родился в хоккейной семье. Его отец и брат не дошли до профессионального уровня, но дядя добился успехов на тренерском поприще. Илья прошёл всю систему новосибирского хоккея: в 16 лет провёл дебютный сезон в МХЛ, на следующий год стал лучшим снайпером «Сибирских снайперов» с 20 шайбами в 48 играх. В сезоне 2024/2025 он набрал 17 (6+11) очков в 14 матчах МХЛ и подключается к основе «Сибири», где ассистентом главного тренера трудится его дядя. Илья попадает в заявку, но на лёд пока не выходил и готовится к дебюту в КХЛ.
— Когда и как вы узнали о вызове в первую команду?
— Мы с «Сибирскими снайперами» возвращались из Казахстана, в чат первой команды, я был там ещё со сборов, скинули расписание, и я увидел свою фамилию. Очень обрадовался вызову, но не был уверен насчёт дебюта. Понимал, что, скорее всего, буду 13-м нападающим, поэтому просто ждал своего шанса (1 ноября Илья дебютировал в матче против «Металлурга» и отыграл 11 смен — KHL.ru).
— Ожидание первой смены тяжело даётся?
— Немного. Хочется дебютировать, тем более что последний матч я сыграл 11 октября — против «Снежных барсов» в МХЛ. Во мне кипит желание забивать и побеждать.
— Учитывая статус лучшего бомбардира «Сибирских снайперов», вызов в первую команду был делом времени?
— Сложно сказать, потому что всё решают тренеры и руководство. Я считаю, что заслужил этот шанс.
— Ваша адаптация в основной команде уже прошла?
— Наполовину. Я ещё не дебютировал, поэтому не до конца понимаю, что такое хоккей в КХЛ. В «Сибири» все ребята добрые и весёлые, могут подбодрить и пошутить надо мной.
— Уровень английского позволяет общаться с легионерами?
— Да. Недавно с Тэйлором Беком бросали на тренировке, его любимая точка — это правый круг вбрасывания. Я подъехал к нему, показал на это место и по-английски сказал: «Это твой «офис». А он показал мне за ворота, откуда я недавно забил в МХЛ, и ответил: «А это твой». Посмеялись.
— Как вы забили тот гол?
— Матвей Ненахов щёлкнул, шайба удачно отскочила ко мне, я не раздумывая поднял её и завёл в девятку. Когда понял, что забил, обрадовался и удивился, всё-таки в МХЛ ещё ни разу так не делал.
— Часто практикуете этот финт на тренировках?
— Да. Мне легко даётся этот элемент, потому что я часто жонглирую шайбой или набиваю мячик клюшкой.
— Вы сталкивались с критикой таких голов?
— Нет. Я не считаю это пижонством. Не важно, как забьёшь гол, главное — сделать это по правилам. Уэйн Грецки, например, критиковал медленный буллит Кузнецова, но это ведь зрелищно и интересно.
— Вы пробовали исполнить такой буллит на тренировке?
— Конечно. У меня пока нет своей «коронки», стараюсь действовать по вратарю. Иногда спрашиваю у вратарей, какие броски им неудобно ловить. Но я задаю эти вопросы только молодым, пока не готов подойти к Красоткину и спросить: «Куда тебе лучше бросать, чтобы забить?» (улыбается)
— Вы много общаетесь с Ярославом Люзенковым?
— Он похвалил меня за тот гол, но до выезда с первой командой мы особо не общались — в МХЛ и КХЛ плотные сезоны, поэтому просто не было времени. Сейчас, во время тренировок в «Сибири», всегда присутствует дополнительная мотивация работать при родном человеке. Не знаю, в курсе ли сам Ярослав Игоревич, но он даёт мне большой стимул не ошибаться и отрабатывать всё на 200 процентов. Дядя для меня — авторитет. Он всегда подсказывает, если есть возможность.
— Вы опасались, что могут начаться разговоры о предвзятом отношении из-за работы с родственником?
— Я не замечал, чтобы про меня говорили что-то плохое по этому поводу. Доказываю своими результатами, что готов играть в КХЛ. Тем более я тренировался с «Сибирью» ещё в конце сезона 2023/2024, когда в команде не было дяди.
— Тяжело переживаете матчи, в которых не выходите на лёд?
— Нет. Я понимаю, что 13-й нападающий — это игрок на две-три минуты, который должен воспользоваться своим шансом за этот промежуток. Нужно быть всегда готовым проявить себя на льду. Всегда хочется много играть и быть на лидирующих позициях, но всё приходит со временем.
— Сильно ли отличается игра на точке вбрасывания в КХЛ и МХЛ?
— В «Сибири» я ещё не отрабатывал вбрасывания. Тренеры сказали, что если и выпустят меня на лёд, то буду играть на краю, а не в центре. Во время двусторонки я вставал на вбрасывания против Энди Андреоффа. Я проиграл ту серию 2-5, так что есть, к чему стремиться. Ещё на предсезонке вставал на точку против Александра Кадейкина — одного из лучших центров в КХЛ. Нет ничего невозможного, у любого хоккеиста можно выиграть вбрасывание. Для хорошей игры на точке важна сила, но и хитрость никто не отменял.
— Почему в дебютном сезоне МХЛ вы сыграли в плей-офф всего один матч?
— Егор Клёсов тогда заболел, и меня поставили в состав. Не ожидал этого. Я был самым молодым в команде, основное время давалось старшим ребятам, но меня выпустили на восемь минут. Не могу назвать свою игру идеальной. Помню, как мы пропустили гол на последних секундах. Вячеслав Малов обманул меня на вбрасывании: он выиграл шайбу вперёд и отдал передачу на дальнюю штангу. Я тоже иногда так делаю.
— Подобные результативные ошибки долго сидят в голове?
— Не беру их в голову. После игр я обычно всегда в автобусе пересматриваю свои смены — интересно понаблюдать за собственными действиями со стороны и разобрать ошибки.
— Какие советы от Льва Бердичевского вы можете выделить?
— Лев Сергеевич перед каждым матчем говорил в раздевалке: «Для нас нет авторитетов, мы никого не боимся. Со всеми можно играть и выигрывать». Он очень мотивирующий специалист, всегда заряжен на победу. Очень любит дисциплину, и это положительно на нас влияло. Мы — парни 2006 года — были разгильдяями, когда только зашли в МХЛ, Лев Сергеевич это исправил.
— Что помогло вам добавить на второй год в МХЛ?
— Самодисциплина и мотивация.
— Какой гол из ваших 20 в чемпионате 2023/2024 запомнился больше всего?
— Не запоминаю свои голы, потому что всегда стремлюсь побеждать и забивать ещё больше. Выделю первую шайбу в том сезоне, когда Матвей Ненахов отдал мне на дальнюю штангу.
— Почему «Сибирские снайперы» тогда заняли предпоследнее место в «Золотом» дивизионе?
— Возможно, на это повлиял уход лидеров. Не могу сказать, что мы выступили откровенно плохо. Мы были одни из лучших по количеству побед над соперниками из своего дивизиона. Просто отдали много очков командам из «Серебряного» из-за недонастроя. В плей-ин мы слишком поверили в то, что пройдём дальше. «Кузнецкие медведи» не казались нам авторитетными соперниками. К тому же мы с ребятами 2006 года до этого не играли в таких ответственных матчах на вылет. Наверное, «Медведи» просто были более замотивированы выйти в плей-офф. Так сложилось.
— Что сейчас не складывается у «Снайперов»?
— В команду пришло много молодых ребят, но я бы не обращал на это внимание, потому что костяк из игроков 2006 года остался. Мы просто пока не можем найти свою игру, поэтому результат идёт перепадами. Когда в Челябинске и Омске была серия поражений, настроение упало, но скоро всё наладится.
— Вы пришли в хоккей по собственной инициативе?
— 50 на 50. В детстве мы с папой постоянно ходили на хоккей, и я особо не сопротивлялся — понимал, что у меня хоккейная семья. Начать заниматься хоккеем было моим решением, а родители его поддержали. Здорово, что я остался в Новосибирске и с детской хоккейной школы дорос до КХЛ. Однако не хочу останавливаться на достигнутом. Сейчас моя главная задача — дебютировать в КХЛ и начать забивать на этом уровне. Моя мечта — сыграть с Никитой Кучеровым в одном звене, я очень давно слежу за его игрой.
— Разбираете свою игру с отцом?
— Да, отца можно назвать моим первым тренером. Мама тоже хоккейный аналитик, может что-то сказать, но она больше про мотивацию и дисциплину. Родители хотят, чтобы я стал лучше, всегда им полностью доверяю. Мы с отцом иногда садимся вместе смотреть мои игры и разбираем, где мне стоило поступить по-другому. Он и сам говорит: «Ты добился в хоккее уже больше меня», и я отвечаю: «И что? Давай всё равно разберём мои смены».
— Летом для хоккейной практики играли с отцом на любительском уровне?
— Конечно, постоянно катался с папой в его команде «Арсенал». Прошлым летом играл за неё в летнем кубке. Мы заняли первое место, а я стал лучшим бомбардиром. Обыграли в финале команду Егора Клёсова, у него там собрались ребята из МХЛ.
— И как вам среди любителей?
— Скорости гораздо медленнее, поэтому я всегда контролировал ситуацию. Любители уже на хоккейной пенсии, так что для меня это больше возможность покататься и посмеяться.
— Кубок Вызова и Матч Звёзд КХЛ, которые пройдут в Новосибирске — большое событие?
— Огромное! В Новосибирске никогда не проводились такие матчи. Уверен, что всё будет очень ярко и красочно. Болельщикам должно понравиться.
— Попасть на Кубок Вызова в родном городе — это одна из локальных целей на сезон?
— Да, меня это мотивирует. Помню наш мимолётный разговор с папой: мы договорились, что я постараюсь попасть на Кубок Вызова, а там уже как пойдёт.
— Есть соперники, против которых особенно хочется сыграть в КХЛ?
— Евгений Кузнецов (улыбается). Он очень авторитетный человек в нашем хоккее, обладатель Кубка Стэнли. Постоянно наблюдал за ним со скамейки во время матча против СКА.