Бело-голубым в первом матче удалось подтвердить статус фаворитов благодаря победе со счётом 3:1. Однако значительного перевеса ни у одной из команд не было, а, если отбросить технические и личностные аспекты отдельных хоккеистов, чисто тактически команды продемонстрировали схожий хоккей. С самого начала игры и те, и другие предпочли не идти в активное давление, полностью «отдавая» пространство в зоне соперников для начала атаки и «насыщая» при этом среднюю.
СКА в целом хорошо умеет использовать широкие передачи при прохождении середины площадки – это позволяет «обходить» стандартное построение 1-2-2, однако «Динамо» продемонстрировало, что готово использовать расстановку 1-3-1, которая позволяет встречать соперника на входе в зону по всей ширине поля, к тому же, последний защитник остаётся в роли страхующего и может «забирать» шайбу после вбросов в зону, изначально имея преимущество в позиции.
СКА в основном использовал более стандартную расстановку 1-2-2, однако она модифицировалась в более пассивные 1-4 с одним «выходящим» хоккеистом, который резко выдёргивался на атакующего игрока шайбой по мере приближения к синей линии.
В плюс армейцам по первой игре можно занести то, что они довольно неплохо нейтрализовывали соперников при игре на «стандартных положениях». В следующем эпизоде «Динамо» после выигрыша на «точке» в зоне обороны использует вариант выхода через дальний борт, однако туда заранее «срывается» Марат Хайруллин (№61), который выигрывает позицию на один-два шага в борьбе за шайбу, а на том же дальнем борту на синей линии «закрывать зону» заранее готов и защитник петербуржцев.
Не меньшую плотность, чем при построении в нейтральной зоне, соперники старались демонстрировать и у своих ворот, создавая возле них численное преимущество на отдельных участках льда. Для «взлома» защитных идей и «Динамо», и СКА использовали довольно схожие методы. При переводе шайбы «в глубину», за лицевую линию, и у тех, и у других огромную важность имеет роль третьего нападающего, который постоянно находится в движении, чтобы открыться под бросок в касание в одном из кругов вбрасывания. В следующих эпизодах у петербуржцев это качественно делает нападающий Сергей Толчинский (№28), а при атаке бело-голубых – форвард Никита Гусев (№97).
В позиционных атаках СКА периодически переходил на схему, которую можно условно обозначить как 1-3-1. На синей линии оставался один защитник, в то время как второй оборонец постепенно начинал движение вперёд, «ныряя в карман» по одному из флангов (в данном случае – обозначенный как D2 Никита Зайцев под №22).
«Динамо» довольно неплохо использовало для «взлома» армейских оборонительных построений диагональные передачи. В следующем эпизоде вся пятёрка СКА начинает «сваливаться» на один из флангов, и из-за лицевой линии следует длинный пас под завершение на дальнего защитника динамовцев.
Другим инструментом, которым активно пользовались обе команды, был постоянный перевод шайбы из глубины на «вершину», на защитников на синюю линию, для того, чтобы «растянуть» обороняющуюся пятёрку, вынудить игроков в ней начинать терять свои позиции и допускать ошибки. В следующем эпизоде из левого угла площадки армейцами выполняется передача на «вершину».
Далее при развитии эпизода СКА пользуется ещё одним популярным инструментом для большинства команд КХЛ – подъёмом третьего игрока на синюю линию в позиционной атаке. Причём петербуржцам удавалось даже удерживать шайбу на этом участке льда и создавать комбинации «треугольником». После передачи на игрока на синей линии, располагающегося ближе всех к центру, он выполняет скидку на ближнего защитника, Сергея Сапего (№8), который тут же выдаёт широкий поперечный перевод на второго защитника под бросок. Минусом здесь является только отсутствие игрока на пятаке для создания трафика – он находится за воротами, поэтому, по сути, голкиперу необходимо среагировать лишь на прямой бросок, что является его прямой обязанностью.
Активно разыгрывать на синей линии получалось и у динамовцев. В следующей позиционной атаке игрок с шайбой на правом борту поднимается на позицию защитника, в то время как тот, в данном случае это Игорь Ожиганов (№92), уже «уходит» в глубину, совершая локальный обмен позициями «один в один». То же самое происходит на противоположном краю, где на позицию защитника поднимается нападающий Гусев (№97), в то время как его партнёр-оборонец аналогично Ожиганову смещается в глубину. Подобные передвижения с контролем шайбы крайне тяжелы для соперников – «разбирать» игроков в таких розыгрышах крайне тяжело, высок риск кого-либо упустить и открыть створ для завершающего броска. К тому же, на пятаке у «Динамо» заранее «дежурит» форвард, который, видя, что партнёры ведут дело к завершению розыгрыша, начинает активно создавать трафик.
Постоянное наличие игрока на пятаке – очень важный нюанс в таких позиционных атаках, и его динамовцы по первой игре могут занести его себе в плюс. Бело-голубые проводят ставшей уже классической атаку с тремя хоккеистами на синей линии после подъёма шайбы из «глубины», и перед голкипером СКА Егором Заврагиным активно «маячит» игрок в синей форме.
Ещё один инструмент для нейтрализации обороны соперников – смена фланга. Если варианты использования данного метода через «вершину», по сути, уже рассмотрены, стоит отметить, что команды активно делали это и через «низ», через пространство за воротами. СКА для смены фланга через низ чаще прибегал к индивидуальным проходам хоккеистов, в данном эпизоде Арсений Грицюк (№81) идёт с шайбой за воротами, после чего поднимается по правому борту и выполняет скидку защитнику Зайцеву (№22). В очередной раз стоит отметить «активацию» игрока оборона в позиционной атаке, который для завершения использует прострельную передачу на хоккеиста у ворот, который заранее развернул клюшку и готов играть на замыкании.
«Динамо» использовали смену флангов в позиционных атаках больше за счёт выполнения передач, а не только самостоятельных движений хоккеистов. К примеру, в следующем эпизоде, выходя из-под давления оппонента, находящегося за спиной, Седрик Пакетт (№18) из левого угла площадки делает длинную передачу по борту, после которой шайба идёт на дальнего от текущего развития эпизода защитника.
Защитник же, получив шайбу на синей линии, делает вброс «в глубину», за лицевую линию – таким образом, бело-голубые демонстрируют ещё один вариант, за счёт чего они пытаются «расшатать» оборонительные построения пятёрки СКА.
Ещё одна важная деталь в действиях армейцев, которая больше касается перехода из обороны в атаку, это включение четвёртого атакующего хоккеиста из глубины. Логично, что чаще всего таким игроком является защитник, но это не является догмой, что в следующем эпизоде демонстрирует накатывающий на правый борт Иван Демидов (№91), на которого отдана шайба. Фигура Демидова, кстати, могла бы оказаться одной из ключевых в этой серии, однако у СКА сохраняется высокая волатильность в составе и игровом времени даже по ходу отдельно взятого первого матча с «Динамо».
Первый гол динамовцев в предыдущем матче во многом стал следствием блестящей цепкости Дилана Сикьюры (№90) в средней зоне и того, что защитник СКА Дмитрий Юдин (№44) в этом моменте так и не смог найти оптимальную дистанцию между собой и атакующим хоккеистом при борьбе «один в один».
Примечательно, единственная пропущенная шайба «Динамо» тоже отчасти стала следствием того, что при игре в формате «четыре на четыре» защитники бело-голубых довольно глубоко «скатились» к своим воротам, оставили пространство Захару Бардакову (№70) для подготовки к выстрелу, при этом не сыграв в створе броска для его возможного блокирования.
В таких сериях, где обе команды действуют достаточно стандартизировано и применяют друг против друга похожие методы, на первый план для достижения результата начинают выходить небольшие неожиданные решения, а также отдельные личности. СКА неплохо отыграл во втором периоде, периодически «зажимая» соперников в их зоне, однако катализатором для этого во многом стала вторая пропущенная шайба в концовке первой двадцатиминутки. В большинстве у «Динамо» блестящее мастерство продемонстрировал Пакетт (№18), располагавшийся на пятаке. Он принял пас с правого фланга и крайне технично и очень быстро нашёл передачей находящегося в центре зоны Павла Кудрявцева (№84), который и поразил цель. Молниеносная обработка шайбы и быстрое решение Пакетта не дало даже шанса перестроиться петербуржцам и попытаться накрыть этот пас или же сыграть по броску.
Первый матч показал, что при в целом более-менее схожей игре соперников в зоне атаки, в защите и построениях в середине на первый план выходит игровая дисциплина, сбалансированность состава (здесь плюс, безусловно, у «Динамо»), и микромоменты, которые позволяют удивить оппонентов. Найдутся ли у СКА такие решения, которые помогут сравнять счёт в серии?