Стартовая по сути линейка получилась до невозможности красивой: дважды чемпион СССР-чемпион СНГ-чемпион России и чемпион мира-обладатель Кубка Стэнли, все с 90-го по 94-й, пять золотых сезонов без пауз. Больше ничего подобного не повторится, да и повториться не могло ни при каких обстоятельствах, но такую коллекцию собирают не все, даже выдающиеся игроки, за всю карьеру. Так что Карповцеву, когда он окончательно свыкся с мыслью повесить коньки на гвоздь, было чем гордиться. Он и тренерскую карьеру начинал сильно, пусть еще в качестве ассистента-дебютанта – с серебряных медалей Суперлиги с «Локомотивом» и первым Кубком Гагарина с «Ак Барсом». Эти сезоны обещали яркое продолжение – если бы не сентябрь 2011-го с едва начавшимся и ставшим последним полетом ярославского «Локомотива».
Александр Георгиевич Карповцев был еще очень молодой тренер. Ему шел всего 41-й год, и он даже еще не успел привыкнуть к тому, что его называют по имени-отчеству.
…Тренерскую карьеру Карповцев начинал в Ярославле, что неудивительно – здесь он в локаутный сезон вместе с Игорем Королевым, с которым они дружили еще с юных динамовских времен, помог «Локомотиву» выбить в четвертьфинале переполненный звездами «Ак Барс», и завоевать бронзовые медали. И когда на исходе 2007-го стало понятно, что травмы не позволят продолжить без того долгую игровую карьеру, будущего ценного специалиста позвали в Ярославль. Несколько месяцев работы с тем же Кари Хейккиля, но уже в новом качестве, принесли бесценный опыт, включавший и драматическое поражение в финальной серии от «Салавата Юлаева». Набор опыта продолжился уже в Казани, где Александр Карповцев отвечал за действия «Ак Барса» в защите, и эта работа увенчалась завоеванием Кубка Гагарина-2009 с победой в седьмом матче финальной серии над «Локомотивом». То, что до второго чемпионства «барсов» Карповцев не доработал, большим разочарованием не стало, потому что его ждали в Ярославле, пусть с Кари Хейккиля снова поработать довелось недолго.
Эти перемещения с серебряно-золотым отливом и сопутствующими переживаниями способствовали очень быстрому формированию Карповцева как тренера – право, немногим его коллегам удалось за три с небольшим сезона получить столько практических навыков работы с мастерами высокого класса в экстремальных ситуациях борьбы за самые высокие награды. То, что десятый год ознаменовался нестабильностью и сменой главных тренеров (Кари Хейккиля – Пётр Воробьев – Кай Сукконен – Владимир Вуйтек), тоже многому научили недавнего дебютанта, избавив от излишней эмоциональности и добавив вдумчивости в работе. Еще год-другой – и Александр Георгиевич Карповцев вполне мог бы задуматься о самостоятельной работе, задатки лидера в нем проявлялись все сильнее.
Как игрока его сформировала динамовская школа, хоть начинал он в конце 70-х не в «Динамо», а в хоккейной секции АЗЛК «Москвич», куда к тренеру Борису Штанько определил сына Георгий Карповцев. В «Динамо» Саша оказался довольно быстро, и там уже совершенствовал свое хоккейное образование под руководством опытных специалистов. То, что в юниорской и молодежной сборных СССР Карповцеву не довелось стать чемпионом Европы и мира, можно считать лишь стечением обстоятельств – входившее в большую хоккейную жизнь в конце 80-х поколение было очень талантливым. Другое дело, что с временем им не слишком повезло, хотя что касается бело-голубых, то они, ведомые Владимиром Юрзиновым-старшим, успели в полной мере не только взять реванш за долгие «безтитульные» годы, но уже с Петром Воробьевым открыть победами новую, уже российскую эпоху.
Александр Карповцев был классическим воспитанником старой советской школы: в первую очередь быть оплотом тыла, самоотверженно оберегать рубежи, зная, что тебя никто не подстрахует в случае провала, отважно блокировать броски, уметь начинать атаку точнейшей передачей, и идти вперед только тогда, когда без тебя в чужой зоне не обойдутся. Среди оборонцев советской школы почти не было ни ярких атакующих защитников, ни абсолютных домоседов, они должны были быть универсалами с жестким акцентом на выполнение своих прямых обязанностей. У не обделенного физической мощью Александра Карповцева это получалось здорово, и в последний свой полноценный динамовский сезон 22-летний защитник был уже капитаном «Динамо», и основным защитником сборной страны.
В сборной он дебютировал на исходе 1991-го года в Кубке Германии, сыграв еще в форме с четырьмя буквами «СССР» на груди шесть матчей в паре со свои одноклубником и партнером Сергеем Сорокиным. Олимпиаду-1992 и последовавший за ней менее удачный чемпионат мира пришлось пропустить, но уже с осени того же года без молодого динамовского капитана сборную России уже было трудно представить. Да, лучшие силы советского хоккея были уже далеко, но смена пришла достойная – во всяком случае так казалось – на чемпионате мира-1993 в Германии «детский сад-2» («детский сад-1» выиграл Альбервилль-1992) под руководством Бориса Михайлова взял первое российское золото. Карповцев мог и на этот турнир не поехать, потому что в заключительном матче драматичнейшей полуфинальной серии с челябинским «Трактором» на пути посланной как из пращи шайбы оказалась рука динамовского капитана, палец был поврежден, но восстановиться все же удалось.
С продолжением карьеры все было, в сущности, решено – в «Динамо» не удерживали тех, кто помог клубу взойти на вершину, тем более не один раз (только отпускали всех скопом, а дозировано, что до поры до времени позволяло сохранять победный баланс состава). Ждали его в «Квебеке» аж с 1990-го года, в сентябре 93-го обменяли в «Рейнджерс», и 23-летний обладатель пяти титулов Саша Карповцев попал в удивительную, но не ставшую династией команду Майка Кинэна. Сразу четверым россиянам в составе того суперклуба удалось взять Кубок Стэнли – «железный Майк» до сих пор рассказывает о той команде, как песню поет, и ностальгия оправдана. Первую свою шайбу за «рейнджеров» Карповцев забросил уже во втором своем матче (кстати, в ворота «Квебека»), сделал за сезон 19 голевых передач, и в начале локаута 1994-го приехал в «Динамо» уже обладателем Кубка Стэнли. Доиграл бы до конца сезона – стал бы пятикратным отечественным чемпионом, но контракт есть контракт. Правда, в январе 95-го Кинэна в команде уже не было, сказка не продолжилась, да и травмы пошли – статус одного из лучших блокирующих НХЛ этому сильно способствовал.
Правда, в сезоне 96-97 «незаметный герой» достиг в регулярном чемпионате поразительного результата в 9 голов и 29 передач – не в последнюю очередь потому, что часто выходил на лед с самим Уэйном Гретцки, который накануне пополнил ряды «рейджеров», основательно помог команде, и пополнил свой личный бомбардирский багаж. Но Карповцева уже очень хотел «Торонто», который на исходе 90-х неожиданно стал едва ли не самым российским клубом НХЛ, и в составе которого Александр Карповцев обошел всех звезд лиги по показателю не самому престижному, но почетному, закончив сезон с +39. Приз не получил только по одной причине – не хватило нужного количества матчей, всего-то четырех. Потом были четыре сезона в не хватающем звезд с неба «Чикаго», обмен в «Айлендерс» омрачила травма, да и за «Флориду» Карповцев сыграл всего шесть игр.
Душой-то с середины нулевых он был уже в России, где в «Сибирь» позвали динамовские коллеги еще в локаутный сезон 2004-2005 (основную его часть Карповцев провел уже за «Локомотив»), и в том же сезоне ветеран после большого перерыва вновь сыграл и за сборную России. Возвращение состоялось в апреле 2005-го в двойном финале Евротура со сборной Швеции, где он впервые встретился в одной команде и с Сашей Овечкиным, и с Женей Малкиным, а заключительный аккорд у 35-летнего Карповцева был уже на чемпионате мира в Вене, который он начинал в паре с Дмитрием Калининым, а продолжил с Денисом Денисовым. Сыграл он в команде Владимира Крикунова как в молодые годы – жаль, что в полуфинале не догнали канадцев, бронзовая та команда была веселая и задорная.
Вот такая карьера, в которой лучшие игровые годы пришлись на начало, но и завершение было на уровне. Что касается судьбы, то про их с Дианой историю можно снимать мелодраматический сериал, но боюсь, тема слишком тяжелая, не выдержит зритель – да и трудно сдержать эмоции, даже просто читая интервью с женой и матерью двоих детей Александра Георгиевича Карповцева. В жене и дочке он души не чаял, знал, что у них Дианой будет и сын – Егор родится в январе 2012-го, уже после всего. Когда сразу после гибели Саши Диана ехала в Ярославль на клубном автобусе, то попала в автомобильную аварию – на встречную выехал грузовик, как пережила все дальнейшее, лучше не вспоминать. Нет, не надо никаких сериалов, пусть останется живая память о прекрасном игроке и хорошем человеке.
Саша Карповцев был душой любой компании, книгочеем и любителем музыки, в молодости частенько брал в руки гитару. Сверстники звали его Жорой, почему-то по имени отца. Он не возражал.
Александр Георгиевич КАРПОВЦЕВ. 7.04.70, Москва – 7.09.11, Туношна Ярославской области. Советский и российский хоккеист, защитник, тренер. Заслуженный мастер спорта (1993).
Именной стяг под номером 6 поднят 6 сентября 2012 года.
Карьера игрока. 1987-1994 – «Динамо» (Москва), 1993-1998 – «Нью-Йорк Рейнджерс» (1994 – «Динамо»), 1998-2000 - «Торонто», 2000 – «Динамо», 2000-2004 – «Чикаго», 2004 – «Нью-Йорк Айлендерс», 2004 – «Сибирь» (Новосибирск), 2004-2005 – «Локомотив» (Ярославль), 2005 – «Флорида», 2005-2007 – «Сибирь», 2007 – «Авангард» (Омск). В чемпионатах СССР, СНГ, России – 290 матчей, 18 заброшенных шайб и 24 результативных передачи. В регулярных чемпионатах НХЛ 596 игр, 34 шайбы и 154 передачи. В розыгрышах Кубка Гагарина – 74 матча, 4 гола и 14 передач. В сборной СССР, СНГ и России – 50 матчей, 4 передачи. На чемпионатах мира 1993 и 2005 – 16 матчей, 2 передачи. В юниорской и молодежной сборных СССР – 13 игр, 3 передачи
Достижения. Чемпион мира 1993, бронзовый призер 2005. Серебряный призер молодежного чемпионата мира 1990, бронзовый призер юниорского чемпионата Европы 1988. Чемпион СССР 1990, 1991, СНГ 1992, России 1993. Бронзовый призер чемпионата России 2005. Обладатель Кубка Стэнли 1994.
Карьера тренера. 2007-2008 – «Локомотив» (Ярославль), ассистент; 2008-2010 – «Ак Барс» (Казань), ассистент; 2010-2011 – «Локомотив», ассистент.
Достижения. Обладатель Кубка Гагарина и чемпион России 2009. Серебряный призер чемпионата России 2008, бронзовый призер 2010.