— Андрей, считанные дни остаются до Фонбет Матча Звезд КХЛ в Челябинске. Какие у вас ожидания?
— На самом деле, у нас сейчас в чемпионате КХЛ идёт серия матчей через день, много тренировок и упражнений по восстановлению, поэтому все мои мысли пока о выступлении команды.
— Вы попали на звёздный уик-энд благодаря голосованию болельщиков. Три «сухаря» в матчах против топ-команд сделали своё дело. Были удивлены выбору?
— Спасибо болельщикам! Я особо не следил за тем, как проходило голосование на выбор игроков. Любителям хоккея желаю насладиться праздником хоккея и получить позитивные эмоции. Мы с ребятами со своей стороны всё равно будем стараться выиграть мини—турнир. Так что болейте за нас!
— Что можете сказать о Челябинске?
— Могу сказать, что Ледовая арена «Трактор» очень хороша, там приятная атмосфера, плюс болельщики в Челябинске очень любят хоккей. Если говорить о самом городе, то мы ведь особо нигде не бываем: прилетаем на матчи, заселяемся в гостиницу и на следующий день уже играем.
— Вы – дебютант Матчей Звезд КХЛ. Как восприняли новость о попадании в состав команды дивизиона Чернышёва?
— Когда был маленьким, то, конечно, следил за Матчами Звезд КХЛ и НХЛ. Сейчас воспринимаю этот момент уже по-другому: выбрали – хорошо, нет – ничего страшного. Сказать, что я прыгал до потолка от новости, такого не было (смеётся). Сейчас всё идёт в рабочем режиме, стараюсь концентрироваться на своей работе – как на тренировках, так и на играх.
— Вы сказали, что смотрели прошлые звёздные уик-энды. Что запомнилось вам больше всего?
— Мне запомнился прикольный буллит в исполнении нападающего Владимира Тарасенко. Матч Звезд – это в первую очередь зрелище для болельщиков.
— Матчи Звезд для вратарей – не скучные мероприятия?
— Думаю, что в Мастер-шоу вратарям можно будет себя проявить в серии буллитов. Там их вроде бы бьют «3 в 0», возможно что-то ещё. В последнее время Матчи Звезд КХЛ не проводились, поэтому посмотрим, каким будет формат. Нам — вратарям нужно будет веселить публику, и помогать своей команде выигрывать по мере возможности (улыбается).
— Девять лет назад, на Матче Звёзд КХЛ в Челябинске известный российский вратарь Константин Барулин порадовал болельщиков не только своим танцем на льду, но и заброшенной шайбой в матче, которую, правда, арбитры не засчитали. Готовы будете сделать нечто подобное?
— Если честно, этим вопросом вы застали меня врасплох (смеётся). На самом деле, я пока даже не думал об этом.
— Александр Хмелевский в недавнем интервью говорил мне о том, что у него есть пара задумок, которые можно будет реализовать, если он найдёт пару нужных костюмов.
— Хорошо, если Саша возьмёт на себя эту роль от игроков «Салавата Юлаев» и что-то такое сделает (улыбается). Мы будем только рады!
— «Салават Юлаев» в Танкограде будут представлять не только игроки, но и главный тренер Виктор Козлов, который возглавит команду дивизиона Чернышёва…
— Классно, что мы будем в Челябинске вместе! Пообщаемся, поможем друг другу в каких-то моментах, да и сама дорога будет веселее – мы ведь сами туда будем добираться.
— В Матчах Звезд спортивный принцип, наверное, уходит на второй план?
— Конечно, прежде всего, нужно будет сделать шоу для болельщиков, да и самим как-то эмоционально разгрузиться. Всё соперничество сейчас идёт в чемпионате, а на Матче Звёзд, если даже твоя команда выиграет, тебе за это никто не даст очки в копилку «регулярки» (смеётся).
— Сам Матч Звезд обычно проходит с множеством заброшенных шайб – болельщики могут рассчитывать даже на двухзначный счёт. Вы готовы подыгрывать?
— Будем смотреть по обстановке (улыбается).
— Вы проводите свой четвёртый сезон в «Салавате Юлаеве» с перерывом, связанным с отъездом в финскую Лиигу. Почему прошлым летом всё—таки решили вернуться в Уфу?
— Права в КХЛ на меня были закреплены за «Салаватом Юлаевым». Что касается решения вернуться в Уфу, то оно сложилось у меня по семейным обстоятельствам.
— Вы провели два хороших сезона в чемпионате Финляндии за ТПС, оба раза играли в финале плей-офф. Время, проведённое в Лииге пошло на пользу вашему развитию?
— Конечно! Финская школа, финский хоккей – о нём, в принципе, много говорить и не надо, всё подкреплено результатами. В ТПС я работал с очень хорошим тренером вратарей Ари Мойсаненом, с которым ежедневно прогрессировал, поэтому я очень рад этой поездке.
— В чём главные отличия финской Лииги от КХЛ? Что вы для себя отметили?
— Европейский хоккей в Финляндии, Швеции, Швейцарии немного другой: в нём больше «score» шансов, он более открытый по сравнению с КХЛ. Для голкиперов там создаётся больше опасных моментов, больше выходов на ворота «2 в 1», «3 в 2», «1 в 0». В финской лиге поддерживается хороший игровой темп – все шестьдесят минут игроки бегают как заводные туда-сюда. В КХЛ, возможно, команды больше заточены на результат, а в Финляндии больше на зрелищность. Возможно, на европейских игроков не так сильно давит результат, исходящий от руководства, там выстроена своя система. Команды играют, игроки получают от этого удовольствие и радуют болельщиков созданием большого количества голевых моментов.
— В ТПС у вас ведь было несколько одноклубников с опытом выступления в КХЛ. Насколько это помогло в плане адаптации в новой лиге и стране?
— Карри Рямё подписывали уже на вторую часть сезона, сначала у нас там был другой голкипер – Юкко-Пекка Луукконен, который со временем уехал обратно в расположение «Баффало». На тот момент времени, в принципе, я уже освоился в ТПС. За нас тогда играл защитник Вилле Лаюнен с опытом игры в КХЛ. Могу сказать, что в команде мне все ребята помогали. В первое время у нас был русский парень Руслан Исхаков, он помогал мне с переводом. Затем я уже сам выучил английский и на второй год самостоятельно общался без каких-либо проблем.
— Когда вы вернулись обратно в «Салават Юлаев», какие изменения в КХЛ бросились вам в глаза?
— В первую очередь бросилось в глаза, что в КХЛ убрали совсем большие площадки. Ещё два года назад, когда я играл здесь, в некоторых городах были европейские коробки, а сейчас их уже нет. Клубы перешли на два размера: финский и канадский.
— Вам, как вратарю, на каких площадках комфортнее и удобнее играть?
— На самом деле, здесь даже дело не в комфорте. Просто на каждой площадке разный угол для отбития броска. Моё мнение – хотелось бы, чтобы все площадки были одинаковыми по размеру. Чтобы, когда ты приезжаешь играть в другой город, ты уже знал, откуда будет бросок, какое правильное положение необходимо занять, чтобы отбить шайбу, потому что везде разные углы – это слегка доставляет дискомфорт.
— Как долго вам пришлось привыкать к стилю игры «юлаевцев» после ТПС? В Финляндии, я так понимаю, у вас больше делался акцент на оборону…
— Я бы не сказал, что в Финляндии делался акцент на оборону. В прошлом сезоне ребята из ТПС хорошо играли в атаке. У финского хоккея примерно одна и та же система игры. Все команды играют, можно сказать, по одинаковой схеме. Моя основная задача была останавливать шайбы, она остаётся такой и сейчас в Уфе. В тактику игры команды я особо не лезу, может быть, могу что—то по меньшинству подсказать – как будет комфортнее.
— Вы упомянули тренера вратарей ТПС Ари Мойсанена, который несколько лет назад вывел Эмиля Гарипова на новый уровень игры в «Ак Барсе», благодаря чему казанцы выиграли свой третий Кубок Гагарина. Что взяли для себя полезного от работы с этим сильным специалистом?
— На самом деле, Ари Мойсанен дал мне очень многое. Вместе с ним я по—другому стал смотреть на свою игру, поменял её. Теперь я знаю систему, знаю, что сделал неправильно. Например, если мне забили гол, то понимаю, в чём виноват. Я очень благодарен этому специалисту. Возможно, в будущем мне ещё представится шанс с ним поработать.
— Вратари в интервью часто говорят, что у голкипера должна быть короткая память, особенно после поражений. Насколько этот момент действительно важен?
— Очень важный момент! Как на победы, так и на поражения. Всё, игра прошла, ты её забыл. На следующий день тренер вратарей, как это было в Финляндии, делал анализ и тренировку на ошибки. Ты просто выходишь на лёд, тренируешься и даже не вспоминаешь. Сейчас у меня так и происходит – короткая память. Выиграли, проиграли, ты пришёл домой, побыл с семьей, а на следующий день приходишь на тренировку и начинаешь всё заново.
— В «Салавате Юлаеве» с текущего сезона работает легендарный для Хабаровска тренер вратарей Олег Филимонов, который ранее успешно поработал с голкиперами «Амура» — Юхой Метсолой и Евгением Аликиным…
— Мы работаем с Олегом Филимоновым над всеми компонентами игры. У нас идёт каждодневный тренировочный процесс. Легче ли без языкового барьера? На самом деле, язык уже не составляет для меня такого барьера, когда, тренером вратарей «Салавата Юлаева» был, например, швед.
— Нарезки видео матчей со своим участием много просматриваете?
— Да, по мере возможности. Смотрим видео и вместе разбираем ошибки.
— В Уфе у вас вместе с Ильёй Ежовым сложилась российская бригада вратарей, чего давненько уже не было в «Салавате Юлаеве». В плане коммуникации вам стало легче?
— Ситуация в мире так сейчас сложилась, что во многих командах КХЛ российская бригада вратарей. Я просто делаю акцент на себе, не думаю о том, какая у нас пара – русская или же нет, просто выхожу на каждую тренировку и выкладываюсь на сто процентов, стараюсь в играх помогать своей команде.
— Вы оба — амбициозные парни и готовы к роли первого номера команды, каждый из вас рассчитывает на большое игровое время. Не мешает ли это в сезоне? Конкуренция чувствуется?
— Мы партнеры по команде и делаем все на благо команды. У тренеров есть план, как использовать вратарей, как подводить нас к играм плей-офф.
— В прошлом сезоне за ТПС вы провели 50 матчей в регулярном чемпионате и 18 в плей-офф – это серьёзная нагрузка. В текущем сезоне успели сыграть за «Салават» лишь 16 игр. Сложно перестраиваться?
— Естественно, когда ты находишься в хорошем игровом тонусе, когда у тебя матч идёт за матчем – это, конечно, комфортная среда для вратаря, в которой он может показать свою лучшую игру. Но раз сейчас такая у меня сейчас ситуация, я продолжаю тренироваться и жду своего момента, когда буду играть.
— Расскажите про три подряд своих «сухаря» против непростых соперников – «Трактора», «Автомобилиста» и «Авангарда». За счёт чего удавалось так долго держать свои ворота на замке? Ставили ли перед собой цель после каждого шатаута обязательно сыграть «на ноль» в следующем матче?
— На каждую игру выхожу с мыслью: не пропустить (улыбается). Я не думаю, не трясусь, как бы удержать этот «сухарь», а просто держу в голове эту мысль не пропустить – это нормальное явление. От броска к броску, от минуты к минуте стараюсь концентрироваться на себе, а после матча смотрю уже на результат.
— На куб не поглядывал во время той «сухой» серии? Например, за пять до завершения основного времени матча…
— За пять минут ещё рановато (смеётся). Если только в концовке — в последние минуты две, а то и позже начинал смотреть. Просто шёл от момента к моменту и выполнял свою работу, а там уже как получится…
— Есть разные типы вратарей: кто-то эмоционально реагирует на определённые моменты игры и пропущенные шайбы, а есть голкиперы, которые вообще не показывают виду, вселяя тем самым уверенность своей команде. Вы себя к какому типу относите?
— Я считаю, ко второму: хладнокровие, спокойствие, уверенность – это то, что должно характеризовать вратаря, поэтому я стараюсь не поддаваться эмоциям, как бы не складывалась ситуация на ледовой площадке – хорошо или плохо, а играть уверенно.
— Замечаю за вами, что во время пауз в матчах вы любите прокатиться туда-сюда от ворот до борта. Это как-то помогает разгрузиться?
— Это просто рутина, привычка. Когда есть пауза в игре, то почему бы не прокатиться? Ничего сверхъестественного в этом нет: проехаться, почувствовать коньки, да и снег убрать из вратарской зоны (улыбается).
— Насколько сильно изменилась игра вратарей в КХЛ с введением специальной трапеции за воротами?
— Не знаю, много ли вратарей раньше бегало в углы за шайбой. Сейчас у тебя не так много времени на принятие решения: либо пас быстро отдать, либо по борту шайбу зашвырнуть. Да, бывает, шайба до тебя не докатывается, а ты уже вышел, ждёшь её. Я думаю, все вратари уже к этому привыкли, весь мир играет так.
— У вас классная статистика в текущем сезоне Фонбет Чемпионата КХЛ: вы первый среди голкиперов идёте по коэффициенту надёжности, а также в восьмёрке по проценту отражённых бросков. Часто обращаете внимание на личную статистику или командный результат всё же для вас важнее?
— Понятно, что командный результат и личная статистика – всё одно за другое цепляется. Главное, это система игры, которой я придерживаюсь. В каждом матче стараюсь дать шанс «Салавату Юлаеву» на победу. Конечно, команда у меня в приоритете, а потом уже личное. Самое важное – правильность своих действий в воротах.
— В последнее время голкиперам стало труднее в связи с уменьшением размера экипировки?
— После возвращения из Финляндии я тоже стал уменьшать свою экипировку. Даже сейчас сам укорачиваю щитки – подрезаю. Убрал все лишние детали из нагрудника. У меня такой стиль игры, при котором я больше двигаюсь ногами и мне комфортнее быть мобильнее и подвижнее – это не составляет никаких проблем. Неплохо было бы, если бы в КХЛ ввели какой-то стандарт, чтобы не было больших нагрудников и щитков по пояс, на примере той же НХЛ. Пока мы к этому ещё не пришли. Раньше, я помню, тоже пытался что-то нашить на нагрудник, но не это точно помогает вратарю.
— Но, ведь убрав какие-то детали, страдает самое главное – уровень защиты…
— Я не затронул те детали, которые защищают, а укорачиваю только те части экипировки, которые могут создавать объём и приносят дискомфорт при движении в воротах.
— Вы начинали свой вратарский путь в КХЛ, играя в простом белом шлеме. Как вам пришла в голову идея разукрасить маску?
— Тогда мы были в «Кузне» молодые: я, Илья Сорокин и Владислав Подъяпольский. Нам всем выдавали стандартные белые шлемы, в них и играли, потому что на раскраску особо не было денег. Когда уже повзрослел – это стало уже нормальной практикой. Сейчас посмотришь на НХЛ, там ведь никто уже не играет в белых шлемах. Так что это были просто издержки возраста. Ничего сложного в плане тем для разрисовки маски я не использую. Основное – это цвета и эмблема клуба, за который я играю. Например, в прошлом сезоне в ТПС мне наносили на шлем моё прозвище «Энди», в текущем году я попросил, чтобы ничего не меняли, только цвета, лого, и два герба на задней части маски.
— Профессионально разукрасить шлем – дорогое удовольствие?
— Скажем так, не из дешёвых. Есть несколько ребят в России, кто этим занимается. Обычно после каждого сезона вратари меняют шлем и придумывают что-то новое.
— Следите ли за игрой голкиперов других команд КХЛ? Кого бы могли отметить по текущему сезону?
— В Лиге есть много хороших, талантливых, в том числе молодых вратарей. За всеми не слежу, может быть, только за своими знакомыми, с кем общаюсь. Так, в основном слежу за НХЛ, как играют наши, финны, шведы. Сейчас в мире очень много классных голкиперов. Все стараются играть по новой системе обучения, за которой приятно наблюдать.
— Вы воспитанник новокузнецкой школы хоккея, которая славиться своими талантами, успешно выступающими в разных лигах. Насколько вас беспокоит судьба «Металлурга»?
— Конечно, новокузнецкие болельщики хотят, чтобы «Металлург» играл в КХЛ, чтобы хватало на это бюджета. Самое главное, чтобы руководство города и руководство клуба было в этом заинтересовано. И мне, и всем новокузнецким хочется, чтобы родная команда играла на самом высоком уровне.
— Как оцените выступление «Салавата Юлаева» в сезоне? У вас был взлёт до первого места Востока, после чего команда попала в функциональную яму, из которой сейчас пытается выбраться…
— Могу сказать, что коллектив у нас хороший. Нам просто нужно сконцентрироваться на себе и работать каждый день. Поэтому оценивать наше выступление будем уже в конце сезона. Выбраться из спада, на мой взгляд, не сложно – всё идёт от головы. Если мы будем правильно играть, то результат непременно придёт.
— Какие у вас ожидания от юбилейного 15-го Фонбет Чемпионата КХЛ?
— Я считаю, что всегда нужно ставить перед собой максимальные цели. Наши ребята не исключение – все хотят выиграть Кубок Гагарина, и я хочу в этом помочь «Салавату». Такой банальный ответ, но это действительно так.
— Чем ещё, кроме хоккея, увлекается Андрей Кареев?
— Люблю все виды спорта. Если дома есть возможность, то смотрю футбол или теннис. Мне нравится активный отдых. Я за любой кипиш, полезный для здоровья. Во время отпуска хочется погреться где-то на солнышке, отдохнуть на пляже, после чего начинаю к подготовке к сезону. Сейчас у меня такое время, мы ожидаем пополнение в семье. Идёт подготовительная рутина, так что у меня сейчас хоккей-семья, семья-хоккей.
Андрей Андреевич Кареев
Родился 19 ноября 1994 года в Новокузнецке
Карьера: «Металлург» Новокузнецк (КХЛ) – 2014—2016 гг.; «Нефтехимик (КХЛ) — 2016—2017 гг.; «Салават Юлаев» (КХЛ) — 2017 – 2020 гг., 2022 — н.в.; ТПС (Лиига, Финляндия) – 2020 – 2022 гг.
Достижения: бронзовый призёр чемпионата КХЛ (2019), серебряный призёр Лииги (2021, 2022).